ТАГОРЫ

(Тхакур) — бенгальский аристократии, род, давший Индии рад выдающихся деятелей культуры и мыслителей.

Дварканатх Т. (1795—1846) — видный обществ, деятель, поддерживавший Р. Роя в пропаганде просветительских идей, направленных на сближение с европ. культурой, и в распространении народного образования.

Дебендранатх Т. (1817—1905) — его сын, крупный просветитель и теолог, продолживший начатую Р. Роем реформу индуизма.

Двиджендролал Т. (1840—1926) — сын Дебендранатха Т., поэт, композитор и философ, внесший вклад в формирование идеологии реформированного индуизма.

Рабиндранат (Робиндронатх) Т. (1861—1941)—брат Двиджендролала Т., великий инд. писатель, поэт, философ и обществ, деятель, чье творчество имело особенное значение для интеграции духовного наследия Индии в мировую культуру в Новое время, в сближении культур и создании философской и эстетич. основы для диалога Востока и Запада. В лирике, повествовательных и драматич. произведениях Р. Т. нашли художественное выражение идеи и представления, коренящиеся в традиц. инд. мировоззрении, но обогащенные в его творчестве глубоким постижением опыта мировой культуры; образы и сюжеты, восходящие к др.-инд. лит-ре и мифологии, обретают в них новое звучание, глубоко человечное и жизнеутверждающее. В ранней драме "Возмездие природы" ("Пракритир протишодх") Р. Т. осуждает аскетизм; в поэтич. сборниках 90-х гг. XIX в. находит отражение выработанная им концепция "божества жизни" ("джибон дебота"), восходящая к учению упанишад о единстве человека и природы и к гуманистич. идеалам ср.-век. випшуитской поэзии бхакти. Религ.-философскими мотивами отмечен сборник "Дары " (1901); образы и идеи традиционной випшуитской поэзии используются и переосмысляются в самой знаменитой книге философской лирики Р. Т. "Жертвенные песни" ("Гитанджали", 1913), получившей всемирное признание. В философском труде "Садхана. Постижение жизни" (1913) Р. Т использует др. индуистский миф о божественной чете для проповеди любви как высшего начала, в к-ром снимаются противоречие единства и двойственности и все противоречия жизни. В основе философских концепций Р. Т. лежит идея гармонического примирения противоположностей, в разработке к-рой он использует как традиц. учения индуизма, так и достижения европ. философской мысли. Р. Т. принимает восходящее к упанишадам понятие Брахмана как высшей реальности, "абсолютной истины, безличного Того, в к-ром нет различий того и этого, добра и зла" и единственное качество к-рого — "невыразимое блаженство". Высшее место в истории инд. религии принадлежит этому понятию, по Р. Т., благодаря ее "человеческому содержанию", дающему "вечное основание всем идеалам совершенства, находящимся в гармонии с собственной природой человека". Эти идеи Р. Т. развивает в своих последующих философских трудах, из к-рых следует выделить работы "Религия человека" (1931) и "Человек" (1937). Р. Т. в своей религ.-реформаторской деятельности отходит от позиций ортодоксального индуизма еще дальше, чем его отец. Уже с 900-х гг. он уходит от активного участия в деятельности "Брахмо самадж". В 1901 Р. Т. основывает школу в Шантиникетоне, на базе к-рой в 1921 открывается знаменитый нац. ун-т, один из крупнейших мировых центров изучения духовной культуры народов Востока.

В. Эрман

Источник: Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму на Gufo.me