ТАПАС

(тепло, жар, пыл)—система аскезы в индуизме. Происхождение термина, по-видимому, связано, во-первых, с распространенной практикой нагревания, "иссушения" тела (напр., в форме "стояния между пяти огней", т. е. между четырех костров, под находящимся в зените солнцем) и, во-вторых, с представлением о накапливаемом в подвижничестве особом внутреннем жаре или пыле, с помощью к-рого аскет способен магич. воздействовать на окружающее. В "Ригведе" Т. (жар) выступает в нек-рых "философских" гимнах как космогонич. фактор. Однако практика Т. известна нам прежде всего как элемент народной религии поздневедийской и послеведийской эпох. "Махабхарата" содержит многочисл. описания подвигов Т., совершаемых странствующими аскетами, могущества к-рых страшатся окружающие; высшей целью подвижников является достижение посмертного блаженства в одном из небесных миров (аскет, накопивший исключительное "сокровище Т.", способен даже на время заместить Индру на престоле царя богов). Но с т. зр. нарождающихся сотериологических религий этот идеал, как не дающий спасения, выхода из круга перерождений, оказывается явно недостаточным. Известно, что Будда в начале своего духовного пути практиковал вместе со своими первыми пятью учениками жестокое самоистязание, однако затем отверг его, выработав свой "срединный путь", чуждый крайностей и ведущий к спасению — нирване. Индуистская йога Патанджали признает Т. как один из необходимых элементов "йоги действия" (см. "ЙОГА-СУТРЫ" II. 1) и один из принципов (подразумевающий соблюдение постов, обетов и т. п.), входящих во 2-е звено (нияма) его "восьмизвенной йоги" (11.31). В "Бхагавадгите" различаются три вида благой ("саттвичной") аскезы: Т. тела (чистота, целомудрие, почитание богов, брахманов, старцев, гуру и т. д.), Т. речи (рецитация Вед, правдивость и т. д.), Т. сердца (дружелюбие ко всему живому, умиротворенность сознания и т. д.) Но если Т. совершается ради славы или др. корысти — он проникнут уже не саттвой, а гуной "страстности" — раджасом; если же аскеза превращается в самоистязание или практикуется во вред др. людям, то она проникнута гуной тамас и безоговорочно осуждается. Тем не менее именно самоистязание остается по сей день осн. практикой многих индуистских странствующих аскетов (садху).

Я. Васильков

Источник: Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. тапас — в Испании ассорти холодных закусок («о-довр») или закусок под коктейли, обычно сервируемые с Малагой, черри или Манзаниллой. Привычка «заморить червячка», принимая аперитив, особенно по вечерам, является распространенной в местных барах и ресторанах. Кулинарный словарь
  2. Тапас — Очистительное действие; аскетическое самоотречение; аскетизм; принесение покаяния; умерщвление. Йога и веданта. Словарь терминов
  3. ТАПАС — (др.-инд. Tapas, собств. — «тепло», «жар», «пыл», «мучение» и т. п.) в древнеиндийской мифологии космический жар как универсальный космогонический принцип. Он лежит и в основе мироздания (из... Мифологическая энциклопедия
  4. тапас — (Санскр.) "Отвлечение", "медитация". "Совершать тапас" значит сидеть с целью созерцания. Поэтому аскетов часто называют тапасами. Теософский словарь
  5. Тапас — (санскр. Tapas — самоистязание, аскетические упражнения, раскаяние) — в идийской мифологии олицетворение благочестия и аскетического рвения, упоминаемое уже в Ригведе вместе с Манью (гнев); они оба защищают своих поклонников и избивают своих врагов. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона