Ислам. Энциклопедический словарь

Абдо

Абдо
Мухаммад
(1265/1849-1322/1905)
известный мусульманский реформатор, общественный деятель, ученик и соратник Джамал ад-Дина аль-Афгани (См. Афгани Джамал ад-Дин). Родился в Египте в туркменской семье. Начальное образование получил в медресе, выучил наизусть весь Коран. Затем его отец отправил его на учебу в Танту в школу суфийского шейха Саида Бадави при мечети «Ахмадия». После окончания этой школы Мухаммад Абдо поступил в каирский университет «Аль-Азхар». Окончив обучение он, в 1394/1877 году, получил докторскую степень и стал преподавать в этом университете. Помимо религиозных наук, М. Абдо интересовался и другими науками, занимался общественно-политической деятельностью. Его статьи выходили во многих периодических изданиях Египта, чаще всего в газете «Аль-Ахрам». В те же годы он познакомился с Джамал ад-Дином аль-Афгани. За участие в восстании Ораби-паши в 1300/1883 году М. Абдо был выслан из Египта и жил во Франции. Вместе с Джамал ад-Дином аль-Афгани выпускал там газету «Урва аль-Вуска», которая была популярна в среде мусульманской интеллигенции. В 1302/1885 году он приехал в Бейрут, где написал несколько книг. После возвращения в Египет в 1305/1888 году он занимал высокие государственные посты, читал лекции в каирском университете «Аль-Азхар». Затем Мухаммад Абдо стал главным муфтием Египта. Он сумел провести реформу системы образования в «Аль-Азхаре». Считал недопустимым закрытие иджтихада (См. Иджтихад), отвергал слепое следование (См. Таклид) религиозным авторитетам и мазхабам, издавал фетвы, которые вступали в противоречие с фетвами правоверных суннитских мазхабов. За эти действия он вызвал на себя огонь критики ортодоксов. В частности против его фетв и реформаторской деятельности выступил турецкий ханафитский традиционалист шейх уль-ислам Мустафа Сабри Эфенди, который также был известным преподавателем университета «Аль-Азхар». Мухаммад Абдо развил идеи Джамал ад-Дина аль-Афгани и считал необходимым проведение реформ в Исламе через возврат к его основам. Он отвергал наличие духовенства и духовных авторитетов в религии. В области политического устройства общества, М. Абдо считал, что любой правитель в первую очередь представляет сугубо земную власть, которая не освящена Божественными мотивами. Причем, глава государства обязан исполнять роль политического лидера общества, без вмешательства в собственно религиозную сферу. Абдо отрицал его особую компетентность и тем более исключительность как выразителя Божественной воли. Но в то же, время правитель должен защищать религию и пропагандировать ее идеалы. Что же касается кадиев, шейх-уль-исламов и других религиозных деятелей, то они не составляют духовной иерархии (наподобие церкви), а являются лишь учеными, специалистами в своих областях. Мухаммад Абдо также был сторонником народовластия и идеи выборности руководителей государства. Он указывал на преимущества парламентского строя, ибо, по его словам, "сама идея справедливого управления, когда уважаются интересы народа, заложена в мусульманском вероучении, подкреплена хадисами и высказываниями религиозных авторитетов". Он считал, что конституционного строя можно добиться путем мирного соглашения с правительством. Позднее муфтий М. Абдо стал сторонником идеи постепенного движения к парламентаризму, который предусматривал временное правление сильной, но справедливой личности диктатора. В его обязанности должно было входить поддержание справедливости в обществе и недопущение произвола и хаоса. Но власть диктатора должна была постепенно быть трансформированной в парламентаризм и демократию. В теории М. Абдо идеи свободы должны были созревать постепенно, а не реализоваться сразу, так как это могло привести к нежелательным последствиям для государства. При этом Абдо был противником любого бунта против существующей власти, считая, что бунтарство является показателем неготовности народа к подлинной свободе. Мухаммад Абдо был автором книг по толкованию Корана, реформам шариата, системы образования.
(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)

См. также `Абдо` в других словарях
АБДО
А́БДО
Мухаммед (1849–1905) – мусульм. теолог, теоретик и руководитель мусульм. реформации в Египте. Выходец из крест. семьи; в 1877 окончил богословско-юридич. ун-т аль-Азхар в Каире. В 1883–1888 находился в ссылке за участие в антибританском нац.-освободит. восстании Ораби-паши (1882), жил в Бейруте, Париже, посетил Лондон и Тунис. В 1899–1905 был гл. муфтием (религ. главой) Египта и членом Законодат. совета.
Учение А. об "истинном исламе" ("Трактат о единобожии" – "Рисалат ат-таухид", 1897, и "Комментарии к корану" – "Тафсир аль-коран аль-карим", ...
1. Египетский реформатор ислама.
Абдо
Мухаммед (1849 — 11.7.1905), египетский реформатор ислама и общественный деятель. Окончил мусульманский университет аль-Азхар в Каире. Ученик Джемаль-ад-дина аль-Афгани (См. Джемаль-ад-Дин аль-Афгани). Участник национально-освободительного движения 1879—82. В 1883—88 — в эмиграции. Вернулся в Египет в 1889; был судьей, преподавал в аль-Азхаре, в 1899—1905 главный муфтий. В последние годы жизни выступал за европеизацию Египта, против феодального деспотизма, но не боролся активно против английских колониальных порядков. Учение А. об «Истинном исламе» объективно было направлено на приспособление этой религии к буржуазным отношениям.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия Абдо`Советская историческая энциклопедия`
Мухаммед (1849-11.VII.1905) - реформатор ислама, егип. муфтий, преподаватель мусульм. ун-та аль-Азхар в Каире. За участие в нац.-освободит. движении 1882 был выслан из Египта, в 1883-88 жил в Бейруте и Париже. По возвращении в Египет выступал за сотрудничество с англ. властями. В 1899-1905 - гл. муфтий, чл. Законодат. совета. А.- ученик и соратник Джемаль-ад-дина аль-Афгани, основоположника панисламизма. Деятельность А. имела целью приспособление феод. идеологии и обрядности ислама к зарождавшимся бурж. отношениям. А. был активным сторонником "обновления" ислама и европеизации быта мусульман. Выступал за парламентаризм, бурж. свободу личности.

Соч.: Rissalat al tawliid. Exposé de la religion musulmane. Trad. par B. Michel et le Cheikh Moustapha Abdel Razik, P., 1925.

Лит.: Малюковский М. В., Начальный этап мусульманской реформации в Египте, "Уч. зап. ИВАН", 1959, т. 17; его же, Журнал ...
Абдо Мухаммед (1849—1905), египетский реформатор ислама, муфтий с 1899. Ученик и соратник Джемаль-ад-Дина аль-Афгани.