Асма аль-Хусна

Самые прекрасные имена. Этот термин употребляется в отношении имен Аллаха. Эти имена повторяются в зикрах (См. Зикр). В мусульманской традиции принято считать, что Аллах имеет множество имен, которые выражают Его атрибутивные качества. Наличие у Аллаха множества прекрасных имен не нарушает принципа Его единства, так как все они применимы только к Нему и неизменны. Термин «Асма аль-хусна» упоминается в аяте Корана: «Аллах назван прекрасными именами. Так зовите же его этими именами и не водитесь с теми, кто впадает в ересь [, искажая] Его имена. (7: 180).

В одном из хадисов, пророк Мухаммад сказал: “Кто запомнит 99 имен Аллаха и будет часто повторять их, тот обязательно войдет в Рай”. Этими 99 именами в мусульманской традиции являются следующие:

1. Аллах — самое часто повторяющееся имя Бога в Коране и Сунне, в котором выражены все Божественные имена и атрибуты. Это имя принадлежит только Богу-Творцу всего сущего [(1:2), (6:150), (21:57)].

2. Рабб — Господь (6: 164).

3. Ар-Рахмaн — Милостивый [(1:3), (20: 108)]. Милость Аллаха распространяется на все из его создания в этом мире, но милости Божьей не будет в день Страшного суда в отношении неверных и грешников.

4. Ар-Рахим — Милосердный [(1:3), (2: 37), (3: 31)]. Аллах милосерден только к мусульманам.

5. Аль-Малик — Царь, Хозяин всего сотворенного [(1: 4), (20:114), (23:116)]. Он не нуждается ни в чем, а все сотворенное нуждается в Нем

6. Аль-Куддус — Священный, совершенный, не имеющий никаких пороков или недостатков [(59:23), (62:1)].

7. Ас-Салям — Миротворящий (59:23).

8. Аль-Мумин — Защитник (59:23).

9. Аль-Мухаймин — Охранитель (59:23).

10. Аль-Азиз — Великий [(3:4), (5: 95), (39: 37)].

11. Аль-Джаббар – Могущественный; Обладатель силы, могущества и величия (59: 23). Аллах властвует над своими творениями и подчиняет их своей воле. Если же это слово произносится по отношению к человеку, то оно приобретает отрицательный смысл и понимается как диктатор, тиран.

12. Аль-Мутакаббир — Превознесенный, Гордый, Возвышенный, Возвышающийся над сотворенным миром (59:23). Все эти качества присущи Творцу, а для людей гордыня является греховной.

13. Аль-Халик — Творец всего сущего [(6:102), (13:16), (39:62), (40:62), (59:24)].

14. Аль-Бари — Тот, который сотворил мир по своему всемогуществу без каких-либо усилий (59:24).

15. Аль-Мусаввир — Создающий совершенные и неповторимые образы (59:24).

16. Аль-Гаффар — Прощающий [(20:82), (38:66), (40:42)].

17. Аль-Каххар — Обладатель сокрушительной, уничтожающей силы и мощи. [(13:16), (14:48), (38:65), (40:16)].

18. Аль-Ваххаб — Податель щедрот; Творец, безвозмездно дарующий сотворенные Им средства и владения своим творениям [(3:8), (38:9), (38:35)].

19. Ар-Раззак — Дающий пропитание каждому живому существу (51:58).

20. Аль-Фаттах — Облегчающий дела и разрешающий все проблемы (34:26).

21. Аль-Алим — Всезнающий, Обладающий самым совершенным и абсолютным знанием [(2:255), (3:92), (57:6)].

22. Аль-Кабид — Сужающий (приуменьшающий) блага тому, кому захочет (2:245).

23. Аль-Басит — Щедро дающий блага (2:245).

24. Аль-Хафид — Унижающий грешников (56:1-3).

25. Ар-Рафи — Возвышающий верующих (56:1-3).

26. Аль-Муизз — Дарующий власть (3:26).

27. Аль-Музилль — Отнимающий власть (3:26).

28. Ас-Сами — Способный слышать абсолютно все [(2:127), (3:35), (49:1)].

29. Аль-Басир — Всевидящий. [(2: 96), (2: 110), (3:15)].

30. Аль-Хакам — Судья, абсолютно все решения которого справедливы. [(6:62), (22:69)].

31. Аль-Адль — Справедливый. (6:115).

32. Аль-Лятиф — Добрый [(6:103), (31:16), (64:14)].

33. Аль-Хабир — Сведущий. Аллаху известно абсолютно все [(6:18), (34:1), (63:11)].

34. Аль-Халим — Прощающий [(2:225), (17:44), (35:41)].

35. Аль-Азим — Великий [(2:255), (42:4), (56:96)].

36. Аль-Гафур — Прощающий грехи людей несмотря на их обилие [(5: 101), (8:69), (16:110)].

37. Аш-Шакур — Благодарный, Дарующий вознаграждение тем, кто служит ему с искренними намерениями [(35:34), (42:23), (64:17)].

38. Аль-Алийй — Высочайший, Возвышенный [(31:30), (42:51), (87:1)].

39. Аль-Кабир — Великий [(4: 34), (31:30), (40:12)].

40. Аль-Хафиз — Защитник.

41. Аль-Мукит — Дающий помощь, силу телу и душе. (4:85).

42. Аль-Хасиб — Ведущий учет [(4:6) (4:86) (33:39)].

43. Аль-Джалиль — Величественный.

44. Аль-Карим — Щедрый [(23:116), (27:40), (82: 6-7)].

45. Ар-Ракиб — Надзиратель, Страж, который следит за деяниями своих созданий [(4:1), (33: 525)].

46. Аль-Муджиб — Отзывчивый, принимающий мольбу людей (11:61).

47. Аль-Васи — Всеобъемлющий [(2:247), (3:73), (5:54)].

48. Аль-Хаким — Мудрый [(2:129), (31:27), (66:2)].

49. Аль-Вадуд — Любящий [(11:90), (85:14)].

50. Аль-Меджид — Славный [(11:73), (85: 15)].

51. Аль-Баис — Воскрешающий свои создания в день Страшного суда (22:7).

52. Аш-Шахид — Свидетель. [(4:79), (4:166), (22:17), (41:53), (48:28)].

53. Аль-Хакк. Истинный [(6:62), (23:116), (31:30)].

54. Аль-Вакиль — Распорядитель, Поручитель, выполняющий дела всего сотворенного как в этом, так и в следующем мирах [(3:173), (4:171), (33:3)].

55. Аль-Кави — Сильный, Могучий [(22:40), (22:74), (42:19)].

56. Аль-Матин — Могущественный (51:58).

57. Аль-Вали — Помощник, Покровитель, Защитник, Опекун [(4:45), (7:196), (45:19)].

58. Аль-Хамид — Достохвальный, Преславный, Достойный похвалы [(14:1), (31:12), (41:42)].

59. Аль-Мухсии — Знающий все наперечет (58:6).

60. Аль-Мубди — Начинающий всякое творение, с самого начала Творящий все мироздание [(10:4), (10:34), (27:64)].

61. Аль-Муид — Повторно возвращающий к жизни после смерти [(10:4), (10:34), (27:64)].

62. Аль-Мухйи — Оживляющий, Способный оживить после смерти [(2:28), (3:156), (7:158)].

63. Аль-Мумит. Умерщвляющий [(3:156), (7:158), (15:23)].

64. Аль-Хайй — Живой [(2:255), (3:2), (20:111), (40:65)]. Аллах является вечно живой личностью. Однако Его жизнь, как и Его личность, не является подобной сотворенным Им творениям. Из жизни Аллаха проистекает жизнь всех живых существ, без чего их существование было бы невозможным.

65. Аль-Каййум — Сущий [(2: 255), (3:2), (20:111)]. Творец, не имеющий ни начала, ни конца, находящийся над своими творениями и управляющий ими в соответствии со Своей волей.

66. Аль-Ваджид — Сущий и создавший мироздание; Способный создать все, что пожелает.

67. Аль-Вахид — Единственный, не имеющий себе подобных и равных [(2:163), (5:73), (9:31), (18:110), (37:4), (13:16), (112:1)].

68. Ас-Самад — Вечный, не нуждающийся ни в чем, и ни в ком (112:1).

69. Аль-Кадир — Способный сделать абсолютно все [(6:65), (36:81), (46:33), (75:40), (86:8), (17:99)].

70. Аль-Муктадир — Могущественный, Могучий [(18:45), (54:42), (54:55)]. Обладатель мощи, у которого хватает силы абсолютно для всего.

71. Аль-Мукаддим — Выдвигающий вперед.

72. Аль-Муаххир — Отдаляющий от себя все недостойное, Приближающий к себе праведников и не отдаляющий от себя грешников (71:4).

73. Аль-Авваль — Первый, Предшествующий (57: 3). Аллах предшествует всему сотворенному бытию. Он первый в смысле того, что предшествует всему и последний в смысле того, что после него ничего не может существовать.

74. Аль-Aхир — Последний (57:3). После Аллаха не может существовать ничего.

75. Аз-Захир — Явный (57: 3). Это имя означает явность и открытость существования Аллаха. Каждый человек, начиная с самого своего рождения, видит окружающий мир, который является доказательством Его существования.

76. Аль-Батин — Сокрытый, Тайный, Неосязаемый (57: 3).

77. Аль-Вали — Правящий. Властвующий над миром [(13:11), (42:9)].

78. Аль-Мутаaл — Высочайший, не имеющий подобия в сотворенном мире и находящийся превыше всего мыслимого и немыслимого (13:9).

79. Аль-Барр — Благостный (52:28).

80. Ат-Тавваб — Тот, который позволяет своим рабам раскаяться и принимает покаяние [(9: 104), (40:3)].

81. Аль-Мунтаким — Мстящий [(32:22), (43:41), (44:16)].

82. Аль-Афув — Извиняющий, Прощающий [(58: 2), (4:99), (4:149)].

83. Ар-Рауф — Кроткий, Благой [(24:20), (57:9), (59:10)]. В то же время, в аяте Корана 9: 128, это слово употребляется по отношению к пророку Мухаммаду. Однако в этом случае его значение не носит абсолютного характера и употребляется в человеческом значении.

84. Малик аль-Мульк — Царь царства, которое охватывает все сущее бытие; Господин своих владений (3:26).

85. Зy'ль-Джалали валь-Икрам — Обладатель славы и почета (55: 78).

86. Аль-Муксит — Устанавливающий совершенный и справедливый порядок.

87. Аль-Джаами — Собирающий людей для суда в конце времен (3:9).

88. Аль-Гани — Истинный Обладатель богатства [(2:263), (9:28), (35:15)].

89. Аль-Маджид — Обладающий безграничным великодушием.

90. Аль-Мани — Тот, от повелений которого зависит порядок во вселенной. Ничто не может возникнуть помимо Его воли.

91. Ан-Нур — Свет небес и земли, Дарующий свет Веры (24:35).

92. Аль-Хади — Ведущий по истинному пути, указывающий на спасительный путь, дающий истинную веру (10: 35).

93. Аль-Бади — Творец, который сотворил все сущее бытие из ничего. [(2:117)].

94. Аль-Баки — Неуничтожимый, вечный [(28: 88), (55:27)]. Только Аллах является вечно сущим, в то время, как все остальное бытие подвержено уничтожению.

95. Аль-Варис — Истинный Владелец всего сущего (15:23); Тот, кто наследует все мироздание после его уничтожения в день Страшного суда.

96. Ар-Рашид — Указывающий на путь истины (11:87).

97. Ас-Сабур — Терпеливый (8:46).

98. Ад-Дарр — Создатель вредных вещей, различных испытаний, беспокойства. Аллах создал все это для того, чтобы люди могли на основании своей воли и своего разума отличать их от хорошего, полезного и берегли себя от всего вредного.

99. Ан-Нафи — Создатель всего хорошего и полезного.

Источник: Ислам. Энциклопедический словарь на Gufo.me