Джизья

Налог, который платили немусульмане в счет мусульманского государства в обмен на их защиту и неприкосновенность имущества. Этот вид налога начать применяться еще в период жизни пророка Мухаммада, и о нем говорится в Коране: «Сражайтесь с теми из людей Писания, кто не верует ни в Аллаха, ни в Судный день, кто не считает запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, кто не следует истинной религии, пока они не станут униженно платить джизью собственноручно» (9: 29). Джизья выплачивалась один, или два раза в год. Джизья могла быть выплачена мирным путем на основании договора мусульман с немусульманами, либо же в результате боевых действий, когда мусульманские войска захватывали территории населенные немусульманами. История джизьи восходит к пророку Мухаммаду, который договорился с христианами Наджрана о размере налога, который они обязались выплачивать мусульманскому государству, взамен на свою защиту. Согласно этому договору, они должны были выплачивать в месяце Сафар две тысячи, а в месяце Раджаб одну тысячу комплектов одежды. Каждый комплект одежды оценивался приблизительно в сорок дирхем (арабская серебренная монета весом около 3 г). Такой размер джизьи сохранялся до периода правления халифа Абу Бакра. В период правления халифа Омара территория исламского государства значительно расширилась, и в нее вошли многие немусульманские народы. В связи с новыми реалиями, налоговая политика претерпела некоторые изменения. С этого времени все совершеннолетние немусульмане должны были платить налог в размере четырех золотых или сорока серебренных дирхемов. Существуют различные мнения относительно того, с кого именно необходимо брать джизью. Например, Абу Ханифа говорил о том, что джизья берется с «людей писания» (иудеев и христиан) и язычников-неарабов. Арабы-язычники же должны принять Ислам. Аш-Шафии же считал, что джизью можно брать с «людей писания». А согласно Малику ибн Анасу джизья берется со всех немусульман. Джизья берется только с совершеннолетних, свободных мужчин, которые находятся в здравом рассудке. Больные, дети, женщины, рабы, старики освобождаются от этого налога, так как согласно шариату джизью должны платить только те, кто в принципе может быть в состоянии воевать с мусульманами. Относительно выплаты налога священниками и монахами имеются различные позиции в исламских мазхабах. Одни мазхабы допускают это, а другие нет. Размер джизьи также зависел от материального положения людей. Богатые немусульмане платили сорок восемь, люди со средним достатком — двадцать четыре, а малоимущие — двенадцать дирхем ежегодно. Выплата джизьи давала возможность немусульманам жить под покровительством и защитой мусульманского государства, а также гарантировала свободу вероисповедания ими своих традиционных религий. По сути джизья являлась видом государственного налога, который брался с немусульманского населения. Если немусульманин переходил в Ислам, он освобождался от выплаты джизьи.

Источник: Ислам. Энциклопедический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ДЖИЗЬЯ — (араб.) — налог, дань, к-рую, по преданию, платило немусульм. население (зимми) Мухаммеду, а потом халифам; в этом значении упоминается в Коране (сура 9, стих 29). Обложению Д. подвергались мужчины, достигшие зрелого возраста. Советская историческая энциклопедия
  2. Джизья — (араб.) подушный налог, который платило немусульманское население в арабском Халифате, а затем в др. мусульманских государствах. Обложению... Большая советская энциклопедия
  3. джизья — (араб.) — подушный налог, взимавшийся с немусульманского населения стран востока. в османской империи в конце XVIII в. слился с хараджем. Большой юридический словарь
  4. ДЖИЗЬЯ — ДЖИЗЬЯ (араб.) — подушный налог, взимавшийся с немусульманского населения стран мусульманского Востока. В Османской империи в кон. 18 в. слился с хараджем. Большой энциклопедический словарь