Инсан аль-Камил

Совершенный человек. В суфизме так обозначается человек, который является наместником Аллаха на земле и выражением всех его атрибутов и имен. Это идеальный человек, который является воплощением и проявлением Божественных атрибутов. Этот термин был введен Халладжем, который был казнен за свои убеждения в 309/921 году. После него эта идея была развита Ибн Араби (ум. в 638/1240). Доктрина о «совершенном человеке» является в первую очередь онтологической проблемой и связана с проблемой бытия. Согласно Ибн Араби, первоначально мир был бездушным. Появление в нем Адама одухотворило его. Человек стал проявлением всех совершенных Божественных атрибутов и имен. В связи с этим, несмотря на свою ничтожность во вселенной, он стал вместилищем истины, он объемлет все материальные и духовные ступени, существующие в мироздании. Только человеку Аллах открыл все свои имена. Наивысшим проявлением всех качеств Бога и подлинно «совершенным человеком» является пророк Мухаммад. Он удостоился этой степени превосходства над всеми остальными сущностями мира еще тогда, когда Адама еще не было. «Совершенный человек» является целью и логическим завершением всего сущего мира. Божественная воля выражается только через него. Если бы не было «совершенного человека», Аллах не проявлялся бы в тварном мире. Все эти идеи Халладжа и Ибн Араби в дальнейшем были развиты Азизом Насафи (ум. в 700/1300), который написал на фарси свой труд под названием «Инсан аль-Камил». В этом сочинении он писал, что «совершенный человек» обладает самыми наилучшими манерами и является подлинным идеалом. Ему были даны много имен, в числе которых шейх, хади, махди, имам, халифа. Этот идеал проявился в Сулеймане, которому подчинялись джинны и который владел языком животных и птиц; в Исе, который оживлял мертвых; в Хызре, который испил «живой» воды и стал бессмертным. Совершенный человек существует во все времена и для него нет тайн природы. Он владеет ее сокровенными тайнами. Другой суфийский автор — Абд аль-Карим Джили (ум. в 820/1417) утверждал, что «совершенный человек» это пророк Мухаммад. Однако эта истина выражалась и выражается в различные времена посредством пророков и святых. Согласно учению суфийских сект «совершенный человек» может проявиться в каждом человеке, однако достигнуть этого возможно только в лоне суфийской духовной практики.

Источник: Ислам. Энциклопедический словарь на Gufo.me