Кади

Назначающий, приговаривающий. Так называют судью, либо государственного чиновника, который уполномочен вершить суд на основании законов шариата. Законность людского суда на основании Божественных повелений закреплена в следующих аятах Корана:

- «О Давуд! Воистину, Мы назначили тебя [Своим] наместником на земле. Так суди же среди людей по справедливости и не поддавайся чувствам, ибо они собьют тебя с пути Аллаха. Воистину, тем, кто сходит с пути Аллаха, уготовано суровое наказание за то, что запамятовали о дне расплаты» (38: 26);

- «Так суди же между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, а не потворствуй их желаниям и остерегайся, дабы они и на малую толику не совратили тебя [с пути], ниспосланного тебе Аллахом. Если же они сойдут [с истинного пути], то знай, что Аллах хочет наказать их за некие грехи их, ибо, воистину, многие из людей — нечестивцы» (5: 49);

- «Внимающие лжи, пожирающие запретное! Если придут к тебе [такие на суд], то рассуди их или же отвернись от них. Если ты отвернешься от них, они не смогут повредить тебе в чем-либо. Если же станешь выносить судебное решение, то суди их по справедливости. Воистину, Аллах любит справедливых» (5: 42);

- «Воистину, Мы ниспослали тебе [, Мухаммад,] Писание как истину, чтобы ты разбирал тяжбы между людьми посредством того, чему тебя учил Аллах. Так не будь же на стороне изменников» (4: 105).

По поводу законности судов имеется также много хадисов и по этому поводу в мусульманском обществе разногласий не существует. Более того, судебные разбирательства спорных дел и преступлений являются обязанностью для уммы (фард аль-кифая). В ранний период истории Ислама судебными функциями был наделен только пророк Мухаммад. Однако после того, как мусульман становилось все больше, он стал назначать для решения спорных проблем своих ближайших сподвижников: например, Муаза ибн Джабала или Али ибн Абу Талиба. Абу Бакр и Омар были назначены им судьями в Медине. В период халифата Омара, судьи в большинстве случаев назначались лично им и отправлялись в различные регионы Халифата. Но были и некоторые исключения из этого правила. Первоначально кадии разбирали дела в мечетях. Однако затем для них стали отводиться отдельные помещения и здания. В период правления династии Омейядов, кадии назначались халифами или наместниками провинций. В период правления Аббасидских халифов, впервые был введен титул верховного кади (Кади аль-Кудат) и после этого всеми делами судов и назначением судей занимался этот государственный орган. Первым верховным кадием стал выдающийся ханафитский правовед Абу Йусуф. В Кордовском халифате также был создан аналогичный орган под названием Кади аль-Джамаа. Согласно исламскому праву кадием может стать свободный совершеннолетний образованный мусульманин, который обладает здравым рассудком. Необходимо также, чтобы он не имел физических недостатков. В шафиитском, маликитском и ханбалитском мазхабах оговаривается, что судьей может быть только праведный, набожный и справедливый человек. Нечестивец не может быть кадием, так как в аяте Корана говорится: «О вы, которые уверовали! Если к вам придет нечестивец с какой-либо вестью, то разузнайте, [в чем дело], чтобы не поразить по неведению [невинных людей], а не то вам придется раскаиваться в том, что вы совершили» (49: 6). В ханафитском же мазхабе праведность, набожность и справедливость кадия не является обязательным условием. То есть любой мусульманин может исполнять эту функцию, если он назначен на должность судьи. Однако весьма нежелательно назначать на такую должность нечестивца, так как в этом случае ответственность за возможные недостатки в работе кадия будет нести тот человек, который назначил его на это место. Также в шафиитском, маликитском и ханбалитском мазхабах кадий обязательно должен быть мужчиной. В качестве доказательства они приводят коранический аят: «Мужья — попечители [своих] жен, поскольку Аллах дал одним людям преимущество перед другими» (4: 34). Но в ханафитском мазхабе женщины могут быть судьями. Дело в том, что согласно всем мазхабам их свидетельства во многих вопросах мусульманского права являются действительными, особенно по проблемам, относящимся к разделу муамала (См. Муамала). Показания женщины не имеют решающего значения только в исключительных случаях, когда речь идет об особых преступлениях, входящих в категорию хадда (См. Хадд). Кроме того, женщина может выдавать и фетвы, как это делала жена пророка Мухаммада Аиша. Несмотря на то, что нет прямых свидетельств того, что в период жизни сподвижников женщины были судьями, тем не менее, есть пример из жизни пророка, когда он назначил женщину по имени Самра бинт Нухайк аль-Асади на государственную должность в Медине, на которой она находилась до периода правления халифа Омара. На этой должности она участвовала в некоторых спорных делах, связанных с торговыми операциями. Различные позиции имеются между мазхабами и относительно того, должен ли судья обладать навыками ведения иджтихада или нет (См. Иджтихад). Шафииты, ханбалиты, некоторые ханафиты и маликиты считают, что судья должен быть обладать этими навыками. Аш-Шафии считал, что судьей обязательно должен быть муджтахид (См. Муджтахид). Другая часть маликитов и большинство ханафитов же считают, что судье необязательно быть муджтахидом. Достаточно, если он следует фетвам какого-то конкретного муджтахида. Шафииты также стоят на этой позиции, в случаях, если в округе нет муджтахида.

Источник: Ислам. Энциклопедический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. кади — нескл., м. В мусульманских странах: судья, осуществляющий судопроизводство на основе мусульманского права (шариата). [араб. kadi] Малый академический словарь
  2. КАДИ — (араб. — судья; в перс. и тюркских яз. — кази) — в странах зарубежного Востока мусульм. судья, разбирающий гражд. и уголовные дела и выносящий решения (приговоры) на основании шариата и адатов. Советская историческая энциклопедия
  3. кади — Ка́ди, нескл., м. Морфемно-орфографический словарь
  4. Кади — I Ка́ди (араб. — судья; перс. и тюрк. — кази) в мусульманских странах судья, осуществляющий судопроизводство на основе мусульманского права (Шариата), в средние века... Большая советская энциклопедия
  5. кади — орф. кади, нескл., м. и (устар.) кадий, -я Орфографический словарь Лопатина
  6. кади — КАДИ нескл., КАДИЙ я, м. cadi m. <�араб. У мусульман в странах зарубежного востока — духовный судья. БАС-1. Довольно кадиев, факиров, Которы в зависти сочли Тебе <�стихи> их неприличной лестью. 1783.Держ. Видение мурзы. Словарь галлицизмов русского языка
  7. кади — КАДИ неизм.; м. [араб. cadi] В мусульманских странах: судья, осуществляющий судопроизводство на основе мусульманского права (шариата). Толковый словарь Кузнецова
  8. кади — (араб.; тюрк. и перс. — кази) — в мусульманских странах судья, единолично осуществляющий судопроизводство на основе шариата. в турции, египте и тунисе вместе с упразднением шариатско-го суда ликвидирован в 30-50-х гг. XX в. и институт... Большой юридический словарь
  9. кади — КАДИ, КАДИЙ [ар.] – духовное лицо у мусульман, несущее обязанности судьи Большой словарь иностранных слов
  10. кади — К’АДИ, нескл., и КАДИЙ, кадия, ·муж. (·араб. ). Духовный судья у мусульман. Толковый словарь Ушакова
  11. кади — кади нескл. см. кадий Судья, единолично осуществляющий судопроизводство на основе шариата (в странах Востока). Толковый словарь Ефремовой
  12. КАДИ — КАДИ (араб.; тюрк. и перс. — кази) — в мусульманских странах судья, единолично осуществляющий судопроизводство на основе шариата. В Турции, Египте и Тунисе вместе с упразднением шариатского суда ликвидирован в 30-50-х гг. 20 в. и институт кади. Большой энциклопедический словарь
  13. Кади — (араб.; правильнее "кадый", значит "судья") — так называется у мусульман духовное лицо, исполняющее также роль светского судьи и решающее дела на основании законов Корана и священных преданий. К., по компетенции, стоит ниже муфтия (см. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона