Ниматуллахи

Суфийский орден, возникший в Иране в XIII/XIV веке. Первоначально он был суннитским, но затем стал шиитским. Цепь духовной преемственности орден возводит к Али ибн Абу Талибу. Основателем ордена является Шах Ниматулла Вали (731/1330-834/1431). Он родился в Алеппо (Сирия), был последователем шафиитской правовой школы. Его отец, Мир Абдулла был суфийским наставником. Достигнув зрелого возраста, он много путешествовал и стал учеником известного шейха Абдуллы аль-Йафии, а позднее его халифой. В течение семи лет он изучил труды Ибн Араби и, позднее, написал комментарии к некоторым его книгам. После этого Шах Ниматулла снова начал путешествовать. Он побывал в Ираке, Египте, а затем приехал в Мавераннахр, где занялся активной проповеднической деятельностью среди тюркского населения. Однако это не понравилось среднеазиатскому завоевателю Тимуру. Поэтому Шах Ниматулла уехал в Герат, оттуда в Мешхед, а затем в Йезд. Наконец, он приехал в селение Махан, в Кермане, где провел последние 25 лет своей жизни. Шах Ниматулла не был сторонником затворничества, а считал, что необходимо затворничество в миру, когда духовный «путник» занимается своими повседневными делами, но при этом его помыслы обращены к Богу. Он также был противником показной набожности и запрещал своим ученикам появляться в обществе в каких-то особых нарядах, указывающих на их принадлежность к какому-то ордену. Шах Ниматулла допускал радения (См. Сама) под музыку, но без танцев и пения. Он не отделял тарикат от шариата, а также запретил практику потребления наркотиков и нищенства, которая была распространена среди некоторых суфиев. Шах Ниматулла был автором более чем 500 различных сочинений. После смерти Шаха Ниматуллы, его учение распространилось по всему Ирану и даже вышло за его пределы. Его сын Бурхан ад-Дин Халилулла основал отделения ордена в Индии, которыми затем руководил его сын Шах Хабиб ад-Дин Мухибулла. Однако центром ордена являлось селение Махан в Иране. В дальнейшем представители ордена стали играть большую роль в общественной и политической жизни различных государств, которые возникали на территории Ирана. В борьбе за влияние среди населения, представители братства ниматуллахи враждовали с шиитским суфийским орденом хайдария. В период правления Сефевидского шаха Аббаса I (995/1587-1038/1629) орден ниматуллахи открыто выступил против него и поддержал его противников, которые пытались совершить переворот в стране. В связи с этим, шах Аббас I подверг их суровым репрессиям, в результате которого деятельности этого ордена в Иране пришел конец, и до XII/XVIII века братство существовало только в Индии. В 1189/1775 году в Иран из Индии по поручению главы ордена ниматуллахи Ризы Али Шаха приехал его представитель Сайид Масум Али Шах Даккани, который возродил деятельность братства в Иране. Заручившись поддержкой династии Каджаров (1210/1796-1344/1925), этот орден снова стал играть большую роль в общественно-политической жизни Ирана. Однако свою целостность орден сохранить не сумел и в XIII/XIX веке распался на три независимые ветви — саадат али-шахи (гунабади), сафи али-шахи, мунаввар али-шахи (зур-риясатайн) — каждая из которых считает себя выразительницей истинных идей тариката. Эти секты активно участвовали в революционных событиях в Иране 1323/1905-1329/1911 годов. Ветвь саадат али-шахи (гунабади) основал Хадж-ага Мухаммад-Казим (ум. в 1293/1876). Основной центр находится в селении Бидухт, а второй по значению центр в Тегеране. Ветвь сафи али-шахи основал Хадж Мирза Хасан-ага ибн Мухаммад Бакир Исфахани (ум. в 1317/1899) Центр находится в керманском селении Махан. Ветвь мунаввар али-шах основал Хадж-ага Мухаммад ибн Мухаммад Хасан (ум. в 1301/1884). Центр находится в Тегеране. Большую роль в развитии этой ветви сыграл Джавад Нурбахш (1345/1926-1402/1982), который провел в ней значительные организационные реформы. В дальнейшем приверженцы ниматуллахи распались на еще большее количество соперничающих и враждующих между собой сект. В основу духовной практики ордена ниматуллахи заложено наследие Ниматуллы Вали Шаха, однако позднее его учение было скорректировано и развито. В частности, сам орден стал шиитским. В основе духовной практики ордена лежал тихий зикр-хафи, а также зикр-тахлили, прославляющий Али и сокрытого шиитского имама. Практиковались также размышления (фикр), самоанализ (мухасиба). Не приветствуется затворничество, порицается применение психотропных препаратов. Во время радений читаются специальные зикры тариката. Радения проводятся без танцев и песен. Ниматуллахи носили войлочные одежды и высокие шапки из 5, а затем 12 клиньев. Глава ордена (кутб) был выборным. Принятие новых членов в орден, в целом, было схоже с практикой всех суфийских сект (См. Бай'а).

Источник: Ислам. Энциклопедический словарь на Gufo.me