Шариат

Прямой, правильный путь. Этот термин имеет широкое значение. Это и свод Божественных повелений и запретов, и основанный на аятах Корана и Сунны пророка Божественный Закон, и относящиеся к практической деятельности мусульман религиозные предписания, и религия в целом. Слово «шариат» упоминается в этих значениях во многих аятах Корана, например: «Потом Мы наставили тебя [, Мухаммад,] на путь велений [веры] (Шариата). Следуй же по нему и не уступай низменным желаниям невежд» (45: 18). Синонимы этого слова «аш-шар'» и «ат-ташри» употребляются по отношению не только к исламским ценностям, но и к Закону, известному с древнейших времен, например, к Закону Мусы (Моисея), так как в Коране говорится: «[Аллах] предписал вам в религии то, что Он заповедал Нуху, то, что Мы дали тебе [, Мухаммад,] в откровении, то, что Мы заповедали Ибрахиму, Мусе и 'Исе [, сказав]: "Соблюдайте [заветы] религии и не впадайте в противоречия относительно нее" (42: 13). Каждый новый шариат, который приносил посланник Аллаха, отменял (насх) предыдущий. Но эта отмена не означала полной отмены всех старых повелений Аллаха. Их основные положения оставались прежними. Поэтому вернее сказать, что старые шариаты включались в новые и обогащались новыми положениями. Последним шариатом является шариат пророка Мухаммада, который отменил все предыдущие и он останется единственно истинным до дня Страшного суда. Еще одним синонимом слова «шариат» является слово «шир'а», означающее такие понятия, как: путь, мазхаб, метод, традицию. Учредителем шариата является Аллах, который передал посредством откровения пророку Мухаммаду (а также некоторым посланникам до него) религию. Косвенным образом учредителем шариата является и пророк, который давал повеления, которые были одобрены Аллахом. Даже если он в чем-то ошибался, Аллах сразу поправлял его откровением: «И речь он ведет не с пристрастью, а лишь по откровению, которое ниспослано ему» (53: 3-4). Источниками исламского шариата являются Коран, Сунна, Иджма и Кыяс. Божественные откровения постепенно ниспосылись пророку Мухаммаду на протяжении чуть более 22 лет. После этого Божественная религия стала полной и завершенной на все последующие века: «Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Мою милость, и удовлетворился для вас Исламом как религией» (Коран, 5: 3). Первый этап ниспослания Божественных откровений продолжался на протяжении 12 лет в Мекке. В то время Ислам не был государственной религией государства. Поэтому все мекканские аяты были посвящены проблемам основ вероисповедания, служения, духовности, этики. После переселения пророка в Медину начался государственный период исламской религии. На протяжении 10 лет в Медине, пророку ниспосылались от Аллаха аяты, в которых больше было повелений относительно общественно-политической, культурной, экономической деятельности мусульман. В этот период были ниспосланы поведения относительно заключения браков, разводов, права наследования, торговли, ведения войн, заключения мира и т.д. Часть всех этих Божественных повелений содержится в Коране, но еще большая часть в Сунне.

В соответствии с ниспосланными Аллахом откровениями, все практические предписания шариата можно подразделить на три категории:

1. Относящиеся к служению. Служением называются как непосредственные акты поклонения Аллаху (молитва, пост, паломничество и т.д.), так и любые действия, которые являются одобряемыми Им. (См. Ибада)

2. Относящиеся к общественным отношениям между людьми. К этой категории относятся все экономические, социальные, торговые, культурные взаимоотношения между людьми, государственные проблемы, и даже вопросы, связанные с этикой и гигиеной. Сюда входят вопросы брака, развода, наследства, торговли, заключения межгосударственных договоров и сделок и т. д. (См. Муамала).

3. Относящиеся к проблеме наказания за правонарушения. Сюда входят различные виды наказания за преступления (См. Укуба).

Божественный шариат был подробно изучен и систематизирован мусульманскими учеными. Основные его положения отражены в учении различных мусульманских школ. В суннизме это школы ханафитов, маликитов, шафиитов и ханбалитов. В шиизме существуют школы зейдитов и джафаритов. (Подробнее см. в разделах Ханафитский мазхаб, Маликитский мазхаб, Шафиитский мазхаб, Ханбалитский мазхаб, Зейдитский мазхаб, Джафаритский мазхаб, Захиритский мазхаб).

Источник: Ислам. Энциклопедический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. шариат — -а, м. Совокупность религиозных и юридических норм мусульманского феодального права, действующих в некоторых странах, где ислам является государственной религией. По закону шариата у Начар отобрали всех овец. Паустовский, Кара-Бугаз. [араб. šarī’at] Малый академический словарь
  2. Шариат — (араб. шариа, буквально — правильный путь, образ действия) свод религиозно-этических и правовых предписаний ислама, опирающихся на Коран, сунну (См. Сунна) и Фикх. Разработан в 7—12 вв. в Арабском халифате. Большая советская энциклопедия
  3. ШАРИАТ — (араб. шариа, букв. — правильный путь, прямая дорога, образ действия) — систематизированный свод религ.-этич. и правовых предписаний ислама, опирающихся на Коран, сунну и фикх. По мусульм. традиции — божественный закон. Ш. разработан в 7-12 вв. в Араб. Советская историческая энциклопедия
  4. шариат — орф. шариат, -а Орфографический словарь Лопатина
  5. шариат — Шариа́т/. Морфемно-орфографический словарь
  6. шариат — ШАРИАТ а, м., ШАРЬЯТ а, м. chariat m. <�араб. sar'at. Совокупность религиозных, бытовых правил и юридических норм феодального права, основанный на коране и действующий в некоторых мусульманских странах. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  7. шариат — (от араб. шариа — прямой, правильный путь; обязательные предписания; право; закон) -свод мусульманских правовых и теологических нормативов... Большой юридический словарь
  8. шариат — ШАРИАТ -а; м. [араб. šarat] Совокупность религиозных и юридических норм мусульманского феодального права, основанных на Коране. Устанавливать законы шариата. Жить по законам шариата. ◁ Шариатский, -ая, -ое. Толковый словарь Кузнецова
  9. Шариат — Писанное право мусульман (см.). Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  10. Шариат — (ар. шариа, букв. – надлежащий путь) – свод мусульманских правовых и теологических нормативов, провозглашенных исламом «вечным и неизменным» плодом божественных установлений. Словарь по культурологии
  11. Шариат — Свод мусульманских правовых и религиозных нормативов, провозглашенных исламом вечным и неизменным плодом божественных установлений. Шариат опирается на нормы Корана и частично Сунны (у суннитов) и Акбара у шиитов. В формировании шариата участвуют также Краткий религиозный словарь
  12. шариат — [ар.] – свод мусульманских религиозных, бытовых, уголовных и гражданских законов, основанных на коране, в отличие от адата, основанного на обычном праве Большой словарь иностранных слов
  13. ШАРИАТ — ШАРИАТ (араб. шариа, букв. — надлежащий путь) — свод мусульманских правовых и теологических нормативов, провозглашенных исламом "вечным и неизменным" плодом божественных установлений. Большой энциклопедический словарь
  14. шариат — шариат м. Свод юридических норм, этических принципов и правил поведения, соблюдение которых означает ведение праведной, угодной Аллаху жизни; мусульманское право, основанное на Коране. || противоп. адат Толковый словарь Ефремовой
  15. шариат — ШАРИ’АТ, шариата, мн. нет, ·муж. (·араб. ). У мусульман — свод религиозных и бытовых правил, основанных на коране. Толковый словарь Ушакова
  16. шариат — ШАРИАТ, а, м. В исламе: свод религиозных и юридических правил, основанных на Коране. Толковый словарь Ожегова
  17. шариат — (от араб. шариа — правильный путь), религиозное право у мусульман. Этнографический словарь