Словарь литературных терминов

Акт

Акт
Акт
АКТ — действие, отдельная часть сценического произведения (драм, пьесы, оперы, балета, пантомимы и пр.); завершенный кусок в развитии общего хода пьесы (акт от латин. actum содеянное, совершенное), отделенный от остальных кусков перерывом, причем перерыв между А. может быть длительным, когда действия отделяются т. н. антрактами, или быть очень кратким, условно отмечаемым падением занавеса с незамедлительным затем возобновлением представления. Теоретически, исходя из анализа конструкции трагедии в ее классических образцах, можно предположить, что традиция деления на А. имеет своим истоком те общие правила, которые намечал еще Аристотель, утверждая построение трагедии на трех основных моментах: изложение — завязка, перипетия — поворот к лучшему или худшему, и развязка — катастрофа. Эти три момента составляют три А., но при расширении действия, между этими частями вводятся в позднейших пьесах еще дальнейшие акты, обыкновенно нечетное число, чаще всего пять. В индийских драмах число А. значительно больше, а в китайских доходит до 21. Фрейтаг («Техника драмы») вносит в аристотелевскую схему поправку, насчитывал в драме 8 наиболее значительных моментов драмат. действия: 1) вступление, которое может принимать форму пролога; 2) момент возбуждения; 3) восхождение; 4) высший пункт восхождения; 5) трагический момент; 6) нисхождение; 7) момент последнего напряженияи, наконец, 8) катастрофа. Но М. Каррьер в своем известном труде «Драматическая поэзия» (русский перев. В. Я. Яковлева, Петерб., 1898 г.) эти 8 моментов, естественно вызывающих необходимость в 8 А. или картинах, сводит к четырем: 1) вступление (экспозиция); 2) поднятие действия; 3) перелом (перипетия) и нисхождение. В сущности, для построения драмы нужны только три акта, соответствующие началу, середине и концу действия. Но середина, обычно более богатая содержанием, в свою очередь раскрывается в трех А., так что во втором А. драмы помещается начало развития, в третьем — высший момент конфликта, в четвертом — действие идет к развязке, пятый приносит конец. Но разделение пьес на А. есть вообще драматургический прием сравнительно позднего происхождения. Древние трагики с их идеальной конструкцией формы все-таки неделили своих трагедий на акты — это было за них сделано их комментаторами и переводчиками. Но знают деления на А. и старые испанские мастера. Вообще следует заметить, что как самое расчленение на А., так и определение ихчисла есть условность. Совершенно очевидно, например, что число А. и картин в шекспировских пьесах было установлено вовсе не тем драматургом, который писал под именем Шекспира, а по соображениям чисто-техническим, и объясняется устройством сцены эпохи Елисаветинского театра в Англии. Вообще чисто техническая сторона — то или иное оборудование сцены, наличие средств монтажа, и в особенности, новейшие системы вертящихся сцен, вот что принимается драматургами во внимание в деле установления количества А. в их пьесах. В этом отношении знаменательно, что Л. Н. Толстой, дававший во «Власти тьмы» и «В плодах просвещения» традиционное число А., разбил «Живой труп» на огромное число картин, объясняя это тем, что писал пьесу дом театра с новейшей конструкцией сцены. Повторяем, однако, что современные драматурги делят свои пьесы почти произвольно. Во всяком случае, изучая технику Ибсена, Гауптмана, Зудермана, Шоу, — нельзя установить у них каких нибудь правил относительно распределения на А. и их числа. Обычная традиция требует для трагедии 5, для драмы 4 и для комедии (в особенности для фарса) 3 А. Из русских драматургов едва ли не один Гоголь в «Ревизоре» и отчасти в «Женитьбе» в распределении идеально построенных своих комедий на А. приблизился к той схеме 5 действий, о которой говорят теоретики драмы.
Ю. Соболев.
Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель 1925

См. также `Акт` в других словарях
АКТ
(лат. actus - действие; actum - документ)
1) поступок, действие, на основании которого обычно судят о соблюдении или нарушении правовых норм;
2) официальный документ, имеющий юридическую силу В зависимости от того, кем и на каком уровне управления выпускается (принимается) А., и от его содержания принято различать государственные, ведомственные, нормативные, региональные и другие А Юридический А. издается государственным органом, должностным лицом в пределах их компетенции в установленной законом форме (закон, указ, постановление и т.д.) и имеет обязательную силу;
3) первичный документ, применяемый в бухгалтерском учете; составляется комиссией или лицами, ответственными за совершение хозяйственных операций; проверяется бухгалтерией и утверждается руководителем предприя...
акт
  1) запись, которая удостоверяет событие в жизни гражданина, влияющее на его правоспособность (записи — рождения, брака, развода и смерти — акты гражданского состояния);
  2) самое совершение действия, с которым связано изменение прав или обязанностей данного лица;
  3) документ, свидетельствующий наличность известного обстоятельства.

Справочный коммерческий словарь. — М.: Издание Центросоюза. . 1926.

Акт I (от лат. actus — действие, actum — документ)
1) поступок или действие.
2) Официальный документ, запись, протокол. См. Акт юридический.
3) Часть драматического произведения, спектакля; то же, что действие. В театре А. обычно разделяются перерывами (Антрактами). А. может дробиться на более мелкие части (явления, эпизоды, сцены, картины).
4) (Устаревшее) торжественное собрание в учебном заведении или научном учреждении (отсюда: актовый зал).
II (нем. Akt)
в изобразительном искусстве изображение обнажённой человеческой фигуры, то же, что Ню.
акт
сущ., м., употр. сравн. часто
Морфология: (нет) чего? а́кта, чему? а́кту, (вижу) что? а́кт, чем? а́ктом, о чём? об а́кте; мн. что? а́кты, (нет) чего? а́ктов, чему? а́ктам, (вижу) что? а́кты, чем? а́ктами, о чём? об а́ктах
1. Актом называется закон парламента, указ правительства или постановление какой-либо общественной организации.

Правительственный акт. | Законод...

(от лат. actus – действие) – в философии и психологии ограниченный временем, имеющий качественную определенность и направляемый чувством отдельный процесс в потоке переживания (см. также Реальность). Качественно однородные акты образуют один общий класс, напр. акты мышления, волевые акты, акты воспоминания. (О значении акта в этике см. Целесообразность; о характере акта в феноменологии см. Интенция.) Потенция и акт соотносятся как возможность и действительность (см. также Неотомизм).
Смотреть `Акт` во всех словарях