Анакруса

АНАКРУСА — явление, наблюдаемой в том случае, когда в начале или середине метра, кроме слогов., которые входят в состав образующих его стоп, имеются еще слоги (Валерий Брюсов «Наука о стихе»). Случай, когда в числе добавленных слогов есть один или несколько ударных, Брюсов называет басой. Пример анакрусы имеем мы в первом стихе следующего двустишия Лермонтова:

«О надеждах и муках иных вспоминать

В вас тайная склонность кипит».

(«Земля и небо»).

Действительно, в первом стихе этого двустишия, представляющем из себя четырехстопный амфибрахий, «о» добавлено к метру. В этом же стихотворении «Земля и небо» имеем мы и базы, как, напр., в стихе:

«Нам небесное счастье темно»

(ударное «нам» добавлено к трехстопному амфибрахию) или в стихе:

«Нас тревожит неверность надежды земной»

(ударное «нас» прибавлено к 4-стопному амфибрахию).

Уже из приведенных примеров ясно, что анакрусы и басы могут образовывать в известном стихотворении целую систему, что в самом деле и имеет место в стихотворении Лермонтова «Земля и небо». Роль анакрус и бас в основном сводится к ритмическому обогащению стиха, ибо они нарушают однообразие метра. Так, напр., в исключительном по своему ритму стихотворении Тютчева «Последняя любовь» мы имеем анакрусу в стихе:

«Любви последней, зари вечерней»

(добавлен слог «ней» — последней — к 4-стопному ямбу) или распространенную басу в стихе:

«Лишь там на западе брезжит сияние»

(баса из двух слогов — спондей — «лишь там» — добавлена к 4-стопному ямбу).

Своеобразное значение имеют порой анакрусы и басы у Лермонтова. Подобно тому, как и Enjambement (см. это слово) часто играет у него не столько ритмическую, сколько тематическую роль, — выдвигая важное по своему смыслу слово, — так и анакрусы и басы часть служат ему лишь для утверждения смысловой значимости стиха. Вот, например, строфа из того же стихотворения «Земля и небо», которое мы цитировали выше:

«Как землю нам больше небес не любить,

Нам небесное счастье темно,

Хоть счастье земное и меньше в сто раз,

Но мы знаем, какое оно».

Мы имеем здесь во втором стихе басу «нам», а в четвертом анакрусу «но». Совершенно, однако, очевидно, что эти добавления имеют лишь смысловое значение. Действительно, ритма стиха они не обогащают и синтаксически они тоже не нужны, ибо соответственные стихи грамматически правильны и без них. Но эти слова «нам» и «но» ярче оттеняют в стихотворении контрастность «земного» и «небесного» и большую приверженность людей к «земле», почему Лермонтов и вставил их.

Я. Зунделович.

Источник: Словарь литературных терминов на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Анакруса — АНАКРУСА (греч. осадка) слоги, предшествующие первому ритмическому повышению в начале ритмического периода, напр. в ряду ямбических стоп: «U—U—U—U—U—...» — первый слог будет А., в ряду анапестических: «UU—UU—UU—...» — первые два слога и т. Литературная энциклопедия
  2. Анакруса — Анакруза (от греч. anákrusis, буквально — отталкивание), в стихосложении сверхметрические безударные слоги в начале стиха, «лишние» для данной стопы, например в амфибрахии (См. Амфибрахий): (М. Ю. Лермонтов). Большая советская энциклопедия
  3. АНАКРУСА — АНАКРУСА (от греч. anakrusis, букв. — отталкивание) — метрически слабое место (см. Сильное место и слабое место) в начале стиха перед первым иктом; обычно бывает постоянного объема (1 слог в ямбе и амфибрахии... Большой энциклопедический словарь