Аналогия

АНАЛОГИЯ (греч.) — сближение по сходству, соответствие, соотношение. Встречаются аналогии обычно в научных и философских сочинениях. Существует даже особый аналогический метод исследования, напр., исторических явлений. Этим методом пользуется О. Шпенглер, предсказывающий падение Запада, «которое будет подобно аналогичному ему падению античного мира» (средство для уразумения живых форм — аналогия, говорит он). К аналогиям прибегает в своей практической деятельности педагог, когда должен облегчить ученику усвоение какого-нибудь сложного понятия. Встречаются аналогии в поэтических произведениях, в этих случаях их смешивают со сравнениями. Образцом поэтической аналогии может служить XX глава 3-й части III тома «Войны и мира» Л. Н. Толстого:

«Москва (оставленная коренным населением накануне вступления французских войск) была пуста. В ней были еще люди, в ней оставалась еще пятидесятая часть всех бывших прежде жителей, но она была пуста. Она была пуста, как бывает пуст домирающий обезматочивший улей.

«В обезматочившем улье уже нет жизни, но на поверхностный взгляд он кажется таким же живым, как и другие.

«Так же весело, в жарких лучах полуденного солнца, вьются пчелы вокруг обезматочившего улья, как и вокруг других живых ульев, так же издалека пахнет от него медом; так же вылетают из него пчелы. Но стоит приглядеться к нему, чтобы понять, что в улье этом нет уж жизни. Не так, как в живых ульях летают пчелы, не тот запах, не тот звук поражает пчеловода. На стук пчеловода в стенку большого улья, вместо прежнего мгновенного дружного ответа, шипения десятков тысяч пчел, грозно поджимающих зад и быстрым боем крыльев производящих этот воздушный жизненный звук, ому отвечают разрозненные жужжания, гулко раздающиеся в разных мостах пустого улья... В улей из улья робко и увертливо влетают и вылетают черные, продолговатые, смазанные медом пчелы-грабительницы; они но жалят, и ускользают от опасности... Все запущено и загажено... Кое-где между сотами с мертвыми детьми и медом изредка слышится с разных сторон сердитое брюзжание. Где-нибудь две пчелы, по старой привычке и памяти, очищая гнездо улья, старательно, сверх сил тащат прочь мертвую пчелу или шмеля, сами но зная, для чего они это делают. В другом углу другие две старые пчелы лениво дерутся, или чистятся, или кормят одна другую, сами не зная, враждебно или дружелюбно они это делают... Они почти все умерли, сами не зная этого, сидя на святыне, которую они блюли и которой уже нет больше.

«От них пахнет гнилью и смертью

«Так пуста была Москва, когда Наполеон усталый, беспокойный и нахмуренный ходил взад и вперед у Камер-Коллежского вала, ожидая... депутации.

«В разных углах Москвы только бессмысленно еще шевелились люди, соблюдая старые привычки и не понимая того, что они делали»...

От сравнения поэтическая аналогия отличается не только своей распространенностью. Изъятый из текста романа «обсзматочивший улей» живот своей автономной жизнью, как особый художественный мир, в то время, как разлученное с изображаемым предметом сравнение теряет всякую художественную значимость. В этом может нас убедить любой пример «сравнения». Таким образом, роль сравнения всегда служебная. Уже самый факт грамматической связи сравнения с изображаемым предметом при помощи союзов «как», «будто» и т. д. говорит о его безусловной зависимости от изображаемого предмета.

На поэтическую аналогию нельзя смотреть, как на обычное, часто наблюдаемое у Гомера и Гоголя, отклонение сравнения (см.) от главного течения рассказа. Сравнения, отклоняясь, теряют связь с изображаемым предметом и вообще не соответствуют своему термину — «сравнение». В описании же «обезматочившего улья» Л. Толстой нисколько не уклоняется от хода событий в романе. Аналогия между опустошенной Москвой и обезматочившим ульем все время не нарушается. Представляя собой автономную художественную единицу, «обезматочивший улей» тем не менее гармонически связан с изображаемыми событиями.

Достижения от такого поэтического приема — поэтической аналогии — огромны. Художник, благодаря ему экономит очень много творческих сил. Но разбрасываясь и не тратясь на описание непосредственно жизни пустой Москвы, он дает лишь одну аналогичную картину жизни обезматочивтего улья, — поэтический эффект получается достаточно сильный. Впечатление у читателя яркое, иллюзия полная. Две-три фразы в начале и в конце главы о самой Москве, опустошенной, — их художник бросает как бы для того, чтобы читатель не забыл, о чем идет речь, — закрепляют эту иллюзию.

Отличаясь от сравнения своей изобразительной силой и автономностью в художественном произведении, поэтическая аналогия, однако, родственна сравнению, поскольку они вместе обязаны своим происхождением творческой способности поэта подмечать соответствия, соотношения, существующие в мире.

«Все во вселенной связано, имеет отношение друг к другу, соответствует одно другому», — говорит Гете.

Чем крупнее талант художника, тем острей он схватывает эти соответствия.

О Бодлере Теофиль Готьо рассказывает, «что он умел подмечать отношения, невидимые для других, и путем невидимых аналогий, связывать отдаленные и самые противоположные предметы».

Оттого у него «перекликаются звуки, благоухания и краски».

И не только художник обладает этой способностью. Уменье замечать аналогии между явлениями действительности характерно и для гениальных ученых. Вспомним открытия закона о колебании маятника Галилея (по аналогии с колебанием люстры в Ливанском соборе), открытие Архимеда об удельном весе, Ньютона о всемирном тяготении и т. д.

У поэтов эта способность только еще ярче выражена. Без этой способности поэт был бы как без языка. По аналогии с внешним миром, он изображает свой внутренний мир, творит свои художественные произведения, которые ошибочно принимаются за изображение внешнего мира, а на самом доле являются только отдаленными соответствиями его внутренним состояниям.

Э. Лунин.

Аналогия важный фактор в развитии и организации языка. Значительная часть изменений яз. происходит по А.: сходство между фактами в одних отношениях влечет за собою уподобление их в других отношениях. Сюда относятся м. пр. т. н. нефонетические изменения звуков. Так, в великорусском некогда в словах на березе, идете под ударением звучало е в то время, как в словах берёза, идём было о (буква ё обозначает звук о после мягких), а затем по А. с этими формами и теми словами, в которых ударяемый гласный звук при склонении или спряжении но изменялся (напр. погода — погоде, стоим — стоите) е заменилось звуком о. А-ей вызываются и изменения в грамматическом строе яз. и возникновение новых грамматических категорий. А. способствует не только появлению изменений в яз., но и их упорядочению; А — и гл. обр. обязан яз. и закономерностью грамматического строя и устойчивостью, т. к. закономерность и выдержанная система грамматических и др. фактов создается и поддерживается гл. обр. А.-ей.

Н. Дурново.

Источник: Словарь литературных терминов на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. аналогия — -и, ж. 1. Сходство в каком-л. отношении между предметами или явлениями. Полная аналогия. Частичная аналогия. 2. лог. Форма умозаключения, когда на основании сходства двух предметов, явлений в каком-л. Малый академический словарь
  2. АНАЛОГИЯ — АНАЛОГИЯ (от греч. analogia — соответствие, сходство) — англ. analogy; нем. Analogie. 1. Сходство предметов, явлений, процессов в к.-л. свойствах. 2. Вид умозаключения, при к-ром знание, полученное при изучении к.-л. Социологический словарь
  3. АНАЛОГИЯ — АНАЛОГИЯ (греч. ảναλογία – соразмерность, пропорция) – отношение сходства между объектами; рассуждение по аналогии – вывод о свойствах одного объекта по его сходству с другими объектами. Новая философская энциклопедия
  4. Аналогия — I Анало́гия (греч. anālōgía — соответствие, сходство) сходство предметов (явлений, процессов и т. д.) в каких-либо свойствах. При умозаключении... Большая советская энциклопедия
  5. аналогия — С чем и между чем. Вывод был сделан по аналогии с такими же явлениями в недавнем прошлом. Можно провести полную аналогию между одним и другим фактом. Управление в русском языке
  6. аналогия — 1. Уподобление, вызванное влиянием одних элементов языка, образующих более продуктивную и более распространенную модель, на связанные с ними другие элементы, более редкие и малочисленные. 2. Сходство между предметами, явлениями, понятиями и т.п. Толковый переводоведческий словарь
  7. аналогия — (др.-греч. αναλογια) 1) Сходство, подобие; 2) лингв. изменение грамматической формы по образцу другой формы, связанной с ней в грамматической системе языка: форма шофера (вм. шофёры) образована по аналогии с формой мастера и ей подобными. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  8. аналогия — • полная ~ • прямая ~ Словарь русской идиоматики
  9. аналогия — (греч. analogia — соответствие). Уподобление, вызванное влиянием одних элементов языка, образующих более продуктивную и более распространенную модель, на связанные с ними другие элементы, более редкие и малочисленные. Словарь лингвистических терминов Розенталя
  10. аналогия — АНАЛОГИЯ -и ж. analogie f. Сходство, подобие. Сл. 18. Между им <�адмиральским дедом> и водовозом аналогия некакая противная имеется: сей бо воду таскает; той же водами обладает. Кантемир Сат. 2 227. Словарь галлицизмов русского языка
  11. Аналогия — (от греч. analogia — соответствие) вид умозаключения; выявление свойств одного предмета на основании его сходства с другим. А. — один из общенаучных методов эмпирического и теоретического исследования. Педагогический терминологический словарь
  12. Аналогия — (греч. analogia — соответствие, сходство) сходство предметов (явлений, процессов) в каких-либо их свойствах. Умозаключение по А. означает перенесение знаний, полученных при рассмотрении одного объекта, наменее изученный объект... Криминалистическая энциклопедия
  13. Аналогия — (греч. άναλογία — соотношение, пропорция) — неполное подобие, основанное на соответствующих отношениях подобных предметов. В Библии часто используется язык А. в виде метафор, аллегорий, притч, сравнений и символов. Католическая энциклопедия
  14. аналогия — АНАЛОГИЯ от (греч. analogia — перенос смысла). — Умозаключение по А. — рассуждение, в котором на основе сходства предметов в каких-либо свойствах делается вывод об их сходстве в других свойствах, а также рассуждение... Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  15. аналогия — Аналогичность, соответствие, соотношение ср. !! сходство см. >> соответствие, сходство Словарь синонимов Абрамова
  16. аналогия — Анало́ги/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  17. аналогия — орф. аналогия, -и Орфографический словарь Лопатина
  18. аналогия — (греч. analogia — соответствие, сходство, подобие), вторичное (не унаследованное от обших предков) морфологич. сходство органов у организмов разных систематич. групп, обусловленное сходством выполняемых этими органами функций. Термин «А. Биологический энциклопедический словарь
  19. АНАЛОГИЯ — (от греч. analogia — соответствие, сходство). 1. Частичное сходство объектов (явлений, понятий). Ср. аналогичные органы: функционально и морфологически сходные органы отдаленных, неродственных видов животных и растений. Большой психологический словарь
  20. аналогия — АНАЛОГИЯ -и; ж. [от греч. analogia — соответствие, сходство]. 1. (с кем-чем, между кем-чем). Сходство в каком-л. отношении между предметами, явлениями, понятиями и т.п. Полная, частичная а. Искать аналогии, аналогий с чем-л. Толковый словарь Кузнецова
  21. аналогия — АНАЛОГИЯ ж. греч. сходство, подобие, близость; соотношение двух сходных предметов; выводы из сравнительных заключений. Аналогичный, аналогический способ заключений, по подобию. Толковый словарь Даля
  22. аналогия — аналогия I ж. Уподобление одной единицы языка другой или перенос отношений, существующих в одной серии языковых единиц, на другую серию (в лингвистике). II... Толковый словарь Ефремовой
  23. аналогия — Применение к общественным отношениям, требующим правового регулирования, но не предусмотренным прямо законом или подзаконным актом, правовых норм, регулирующих сходные отношения... Финансовый словарь терминов
  24. аналогия — АНАЛ’ОГИЯ, аналогии, ·жен. (·греч. analogia). Сходство, соответствие между предметами и понятиями. Судить, заключать по аналогии с чем-нибудь. Толковый словарь Ушакова
  25. аналогия — Аналогии, ж. [греч. analogia]. Сходство, соответствие между предметами и понятиями. Судить, заключать по аналогии с чем-н. Большой словарь иностранных слов
  26. АНАЛОГИЯ — АНАЛОГИЯ — в праве — разрешение судом какого-либо случая, непосредственно не урегулированного законом, путем применения правовой нормы, регулирующей сходные по характеру отношения (аналогия закона) или на основе общих правовых принципов (аналогия права). Большой энциклопедический словарь
  27. аналогия — АНАЛОГИЯ, и, ж. (книжн.). Сходство в каком-н. отношении между явлениями, предметами, понятиями. Заключить по аналогии. Провести аналогию между чем-н. Толковый словарь Ожегова
  28. АНАЛОГИЯ — АНАЛОГИЯ (греч. analogia — соответствие, сходство) — 1) подобие предметов или явлений в каких-либо свойствах, признаках или отношениях; 2) умозаключение... Новейший философский словарь