Словарь литературных терминов

Арсис

Арсис
Арсис
АРСИС (греч.) = повышение, тесис (греч.) = понижение в метрическом стихе (первоначально арсис имел обратное значение и отмечался при чтении поднятием руки). В русском стихе условимся называть арсисом места ритмического повышения в стихе. В отдельной стопо арсисом можно назвать ударную часть стопы, тесисом — неударную. Таким образом, можно принять, что существуют в русском стихе стопы, состоящие из одних тесисов (пиррахий (дибрахий), трибрахий), являющиеся или составными частями некоторых метров, или ипостасами их.
И. Р.
Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель 1925

См. также `Арсис` в других словарях
арсис
сущ., кол-во синонимов: (1)
↑повышение (41)
Словарь синонимов ASIS, , 2010
АРСИС (греч. поднятие) - термин античной ритмической теории (см. Тезис), заимствованный от пляски, в такт к-рой шло движение стиха (поднятие ноги). В разное время этот термин имел разное значение, обозначая то сильную, то слабую часть метрической группы (стопы и пр.).
арсис
А´РСИС (греч. ἄρσις — повышение, подъем) — термин античной метрики, слабая часть стопы, противоположная тезису, с одним или двумя краткими слогами. В некоторых работах по стихосложению А. называется не слабая, а, наоборот, сильная часть стопы. Такое неправильное толкование тезиса и А. исходит от Г. Гегеля, а затем от В. Вундта, в работах которых затрагивается вопрос о стихотворном ритме и А. называется сильная часть стопы, а тезисом — слабая. В античной метрике сильному времени соответствовал удар ноги о землю (тезис), а слабому времени — поднятие ноги (арсис).
См. также антитезис.
Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия Арсис`Музыкальная энциклопедия`
(греч. arsis - повышение, подъём) - термин античной метрики; слабая часть стопы. В ср.-век. теории применительно к пению получил иное истолкование и означал мелодическое акцентирование путём повышения голоса. В музыкальной метрике А. - лёгкая доля, а также движение руки вверх при дирижировании.
(греч.). В стихосложении, ударение на какой-нибудь части стопы; в музыке же, наоборот, слабейшая часть такта.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)