Фарс

ФАРС. — Герой каждого драматического произведения, охваченный единым, цельным стремлением, страстью, наталкиваясь на противоборство окружающей среды, неизбежно нарушает нормы, обычаи и привычки этой среды. Герои комедии нарушают социально-психологические нормы; фарсом называют, обычно, комедию, в которой герой нарушает социально-физические нормы общественной жизни. Так в «Лизистрате» Аристофана героиня стремится принудить мужчин к прекращению войны, побуждая женщин отказывать им в любовных ласках. Так, Арган («Мнимый больной» Мольера) приносит интересы своей семьи в жертву интересам своего мнимо-больного желудка. Область фарса есть по преимуществу эротика и пищеварение. Отсюда с одной стороны чрезвычайная опасность для фарса — впасть в сальную пошлость, с другой — чрезвычайная острота фарса, непосредственно задевающего наши жизненные органы.

В связи с физической стихией фарса, сценически его, естественно, характеризует изобилие внешне-действенных движений, столкновений, объятий, драк. Фарс по природе своей периферичен, эксцентричен — это эксцентрическая комедия. Животная возня в сценической интерпретации переходит в физическое действие, облагороженное ритмом и пластикой: фарс на сцене принимает характер буффонады. Поскольку физические нормы человеческого общества несравненно менее изменчивы, нежели нормы социально-психологические, фарс (или эксцентрическая комедия) в несравненно меньшей степени нуждается в бытовой разработке, нежели комедия бытовая. По той же причине хороший фарс долговечнее бытовой комедии. По своей конструкции фарс, таким образом, ближе к трагедии (см. Трагедия), бытовая комедия к драме (в узком смысле этого слова).

В. Волькенштейн.

История фарса. Фарсы развились из бытовых сцен, введенных как независимые интермедии в средневековые пьесы религиозного или моралистического характера. Фарсы поддерживали традицию комических представлений, идущую от греко-римской сцены, и постепенно преобразовались в комедию новых веков, сохранившись в качестве особого вида легкой комедии. Исполнителями фарсов в прежние времена были обыкновенно любители. Таково, напр., во Франции общество Базош; к нему, вероятно, принадлежал неизвестный по имени автор знаменитого французского фарса «Адвокат Пателен» (1470), изданного множество раз с переделками текста и под разными заглавиями. Списки фарсов появляются только с конца 15 века: с ними нещадно боролось католическое духовенство. Однако, игрались фарсы уже в 13 веке. К обществу Базош принадлежал и Ж. д'Абонданс, автор фарса „La cornette“ (1545), имеющего темой семейные неурядицы. Таков же и другой знаменитый фарс (анонимный): „Le cuvier“. Сходны с французскими фарсами немецкие «масляничные представления» (Feschnachtspiele), лучшие из которых написали Ганс Фольи, Ганс Сакс, Розенблют. Рейхлин дал немецкую переделку фарса о Пателене подназванием «Неппо». Богата фарсами испанская литература. Их ввел Х. Висенье (перв. полов. 16 века). Образцовые фарсы можно видеть в «Интермедиях» Сервантеса. У итальянцев фарс часто сливался с commedia dell'arte. В старом английском театре славились многочисленные фарсы Фута. У нас большая часть фарсов — переводы и переделки западных. Немецкие и французские фарсы изданы несколькими сборниками, иные из которых содержат около сотни фарсов.

И. Э.

Источник: Словарь литературных терминов на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Фарс — I (франц. farce, от лат. farcio – начиняю: средневековые мистерии «начинялись» комедийными вставками) 1) вид народного театра и литературы, распространённый в 14–16 вв. в западно-европейских странах. Большая советская энциклопедия
  2. Фарс — ФАРС (франц. farce, латин. farsa) — один из комических жанров средневекового театра. В VII веке в церковной латыни farsa (farsia) обозначало вставку в церковном тексте (Epistola cum farsa, Epistola farsita и пр. Литературная энциклопедия
  3. фарс — -а, м. 1. Вид средневекового (14—16 вв.) западноевропейского народного театра и литературы бытового комедийно-сатирического характера. 2. В театре 19—20 вв. комедия-водевиль легкого, игривого содержания с чисто внешними комическими приемами. Малый академический словарь
  4. Фарс — Остан на Ю. Ирана. Остан сохраняет название истор. обл. Фарс (она же до VII в. Парс) или Фарсистан; название от этнонима фарсы (персы). Топонимический словарь
  5. ФАРС — Ист. область на Ю. Ирана. До завоевания арабами известна под назв. Парса. При Сасанидах и позже, до 10-11 вв., Ф. был гл. оплотом феод.-сепаратистской деятельности староиран. знати. В 7 в. Ф. был завоеван арабами; гл. город области Истахр был разрушен. Советская историческая энциклопедия
  6. фарс — орф. фарс, -а Орфографический словарь Лопатина
  7. фарс — Фарс/. Морфемно-орфографический словарь
  8. фарс — ФАРС а, м. farce f. 1. Связанная с народной традицией комедия XIV-XVI вв. сатирического, бытового или иного содержания с широким использованием внешнего комизма; представление такой комедии на сцене. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  9. фарс — см. >> зрелище, шутка Словарь синонимов Абрамова
  10. фарс — Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где farce «фарс» < «начинка, смесь» восходит к лат. farcire «начинять, наполнять». См. фарш. Этимологический словарь Шанского
  11. Фарс — (Fars), историческая обл. на Ю. Ирана. До арабского завоевания (VII в.) называлась Парса, Персида. В конце VII в. – один из районов движения хариджитов. В сред. века – ядро феод. гос-в Бундов, Мозафферидов, Зендов, столицей которых был г. Шираз. Словарь географических названий
  12. фарс — СМЕХ — ПЛАЧ Заливаться смехом — заливаться плачем. Взрыв смеха — взрыв плача. ○ Иной смех плачем отзывается. Пословица. Мчишься от Аракса до Торжка И не знаешь, где твоя могила! Смех иль плач затаены в груди? Облака и солнце впереди. С. Марков. Рябина. Словарь антонимов русского языка
  13. фарс — ФАРС, а, м. 1. Театральная пьеса лёгкого, игривого содержания с внешними комическими эффектами. 2. перен. Нечто лицемерное, циничное. Грубый ф. | прил. фарсовый, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова
  14. фарс — ФАРС, фарса, ·муж., и (·устар.) ФАРСА, фарсы, ·жен. (·франц. farce). 1. Театральная пьеса легкого, игривого, нередко фривольного содержания (лит., театр.). Театр комедии и фарса. 2. перен., только ед. Непристойное, постыдное, циничное зрелище (·публиц. ). Толковый словарь Ушакова
  15. фарс — ФАРС -а; м. [франц. farce] 1. Вид средневекового западноевропейского народного театра и литературы бытового комедийно-сатирического характера. 2. В театре 19-20 вв.: комедия или водевиль лёгкого, игривого содержания с чисто внешними комическими приёмами. Толковый словарь Кузнецова
  16. фарс — ФАРС м. фарсы мн. франц. шутка, забавная шалость, смешная выходка шутника. Фарсить, ломаться, дурачиться, передразнивать, смешить, выкидывать шутки или штуки. Фарсун, фарсунья, кто фарсит, выкидывает фарсы. Толковый словарь Даля
  17. Фарс — (франц. farce, от латинск. farsus — начинка, фарш) — один из видов легкой комедии, особенно процветавшей в средневековой французской словесности, по преимуществу устной. В статье Комедия (см.) указано его историческое положение. Ф. смешивали с сотией (ср. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  18. Фарс — (фр. farce) 1) вид средневекового западно-европейского театра и литературы бытового комедийно-сатирического характера (XIV – XVI вв.); 2) в театре XIX – XX вв. – комедия-водевиль легкого содержания с чисто внешними комическими приемами. Словарь по культурологии
  19. фарс — Фарса, м., [фр. farce]. 1. Театральная пьеса легкого, игривого, нередко фривольного содержания (лит., театр.). Театр комедии и фарса. 2. перен., только ед. Непристойное, постыдное, циничное зрелище (публиц.). 3. Грубая шутка, шутовская выходка (разг. устар.). Большой словарь иностранных слов
  20. ФАРС — ФАРС — историческая область на юге Ирана. До арабского завоевания (7 в.) называлась Парса, Персида. В средние века — ядро государств Буидов, Мозафферидов, Зендов и др. ФАРС (франц. farce, от лат. Большой энциклопедический словарь
  21. фарс — фарс I м. 1. Вид западноевропейского народного театра и западноевропейской литературы бытового комедийно-сатирического характера (в эпоху Средневековья). Толковый словарь Ефремовой
  22. фарс — Род. п. -а. Из франц. fаrсе "шутка, фарс", первонач. "начинка", от лат. farcīre "наполнять, набивать", собственно интермедия между действиями спектакля; см. Доза 315; Гамильшег, ЕW 406. Этимологический словарь Макса Фасмера