Фигурные стихотворения

ФИГУРНЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ. Есть две культуры книги. Рукописной и печатной. Фигуры, составленные из строк, не всегда стихов, имеют начало в первой культуре, и изучение их следует отнести к четырем областям знания: литературной критике, стихологии, археологии (в частности церковной) и палеографии (в частности, греко-латинской, средневековой и славяно-русской).

Фигуры известны с первых веков христианства и долгое время писались и изображались по принципу миниатюр лишь по-латыни и по-гречески. К области строгой стихологии могут быть отнесены лишь те фигуры, в которых, кроме соблюдения принципов метрики или метрики и рифмовки, выдержан определенный счет букв.

Переходное место занимают стихотворения, имеющие приблизительный рисунок, дающие удлинением и укорочением строк определенную силу (Гете).

В связи с этой темой, возникает вопрос о контурном рисунке стихотворения вообще. Роль гласных и согласных в стопе, в стихе. Вопрос, ожидающий разработки.

Фигурные стихотворения писались со знаками препинания и без них. Треугольник из книги Брюсова «Опыты»:

я

еле

качая

веревки

в синели,

не различая

синих тонов

и милой головки,

летаю в просторе,

крылатый, как птица,

меж лиловых кустов,

но в заманчивом взоре,

знаю, блещет, алея, зарница!

и я счастлив ею без слов.

Звезда из моей XVIII-й книги:

и

кто

придя

в твои

запретные

где не был до того никто

найдет безмолвные твои

и тайны света низведя

в тьмы безответные

родит тебе мечты

тот светлый ты

твоя звезда живая

твой гений двойника

его смиренно призывая

смутясь, молись издалека,

а ты, а ты, вечерняя звезда,

тебе туда

глядеть,

где я

где

я

Приведенные фигуры были написаны по старой орфографии (твердый знак, входящий в счет букв.).

Есть фигуры в моей VI-й книге.

Исчезновение фигурных стихотворений из европейской литературы последнего столетия вполне объяснимо разобщенностью искусств. Фигуры и подобные им явления, в частности и твердые формы, процветают тогда, когда поэт в личности своей совмещает разнородные дарования, когда он в широком смысле слова артист, а не узкий специалист в одной области. (См. Эпомонион).

И. Рукавишников.

Источник: Словарь литературных терминов на Gufo.me