Газелла

ГАЗЕЛЛА. Суть этой персидской строфы заключается в том, что два равных отрезка имеют одну рифму, затем вдвое больший отрезок имеет ту же рифму:

|——| а |——| а |——|——| а

Имея народное происхождение, песенки, построенные по этому закону, долгое время принадлежали к устной поэзии. Когда стали их записывать и писать новые стихотворения по этой схеме, обычно размещали эти отрезки так:

|——| а

|——| а

|——|

|——| а

Отсюда персидская строфа стала трактоваться обычно, как «персидское четверостишие», хотя весьма неконструктивным должен показаться закон безрифменности именно одной третьей строки.

В. Брюсов («Опыты», 1918) делает большой шаг вперед; он пишет: «Так наз. персидские четверостишия суть, собственно, «двустишия с постоянной внутренней рифмой перед 1-й цезурой»; вот почему 3-й стих (в сущности, «полустишие») остается «без рифмы».

Приводимые в книге примеры пишет все же четверостишиями.

«Есть в жизни миги счастья, есть женщины, вино.

Но всем на ложе смерти очнуться суждено.

Зачем же краткой явью сменяются сны жизни

Для тысяч поколений, — нам ведать не дано».

В тех же случаях, когда 3-я строка каталектически равна остальным, он пишет персидское четверостишие по схеме: а а а' a'.

Предлагаю трактовать персидскую строфу, как трехстишие:

|——| а

|——| а

|——|——| а

Этим мы, может быть, объясним название Газеллы.

В моей песне ревнивый страх.

Испугалась газель в горах.

Два прыжка, разбег, а потом будто крылья на легких ногах.

При такой трактовке схема обычного типа Газеллы будет очень проста: два укороченных стиха, дальнейшие (неопределенное число) вдвое длиннее. Во всех стихах: одна рифма:

|——————| а

|——————| а

|——————————————| а

|——————————————| а

|——————————————| а

|——————————————| а

и т. д.

Тогда второй тип Газеллы предстанет схематически в таком виде:

|————| а |——| в

|————| а |——| в

|——————| а |——| в

|——————| а |——| в

|——————| а |——| в

|——————| а |——| в

и т. д.

Отрезок в — постоянный повтор (припев), обычно очень короткий, одно-два слова.

Восточная музыка и поэзия, в частности, основаны на гипнотической силе повторных волн.

В европейской поэзии разбираемые формы недостаточно разработаны. Можно лишь отметить, как характерный признак, довольно большое количество стоп в стихе.

Иван Рукавишников.

Источник: Словарь литературных терминов на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. газелла — орф. газелла, -ы Орфографический словарь Лопатина
  2. газелла — Газеллы, ж. [араб. gazal] (лит.). Особая стихотворная форма, в к-рой конец каждого четного стиха является повторением конца первого стиха, заимствованная из арабской поэзии. Большой словарь иностранных слов
  3. газелла — ГАЗ’ЕЛЛА, см. газела. Толковый словарь Ушакова