Хорей

ХОРЕЙ — стопа, состоящая из двух слогов, при первом ударном слоге, как, напр., «буря». Сравнительно с ямбом хорей беднее в отношении ипостасирования (см. Ипостаса), и ритмы его поэтому не так богаты, как ямбические (Валерий Брюсов «Наука о стихе»). В связи с некоторой ограниченностью ипостас весьма существенное значение для ритмизации хорея приобретают малые цесуры (межсловесные перерывы). Это, напр., ярко видно на стих. Тютчева «Сумерки». Если составить таблицу расположения малых цесур в этом стихотворении, причем принять во внимание, падают ли цесуры на конец или середину стопы, то обнаружится, что нет ни одного случая, когда бы один за другим следующие стихи имели одинаковые цесурные формы. Отсюда, конечно, понятно, почему так богат хорей «Сумерок» и при отсутствии сложного узора ипостас. Наравне с чисто ритмическим значением малых цесур в хорее, весьма отчетливо бросается в глаза на его сравнительно простом фоне и тематическая их значимость. Так, в том же стихотворении «Сумерки» имеются стихи, одинаковые по ритму и по расположению цесур, причем любопытна периодичность расположения последних и смысловая тематическая связанность стихов, в которых одинаково расположены цесуры. Это, напр., стихи 1, 6 и 16, (между первым и 6-м стихом — 5 стихов, между 6 и 16 — 10, т.-е. кратное пяти, а между 1-м и 16-м — 15, тоже кратное пяти), или 7-й и 12-й — между ними тоже пять стихов. Если, например, эти 7-й или 12-й стихи прочесть один за другим, то они дают единую фразу, в которую можно заключить содержание всего стихотворения: «Час тоски невыразимой, Все залей и утиши...». Наравне с общей ограниченностью, ипостас хорея по сравнению с ямбом обращает внимание то обстоятельство, что хореические метры не избегают подобно ямбу, накопления чистых хореев. В то время, как чистые ямбы на фоне ямбического метра оставляются поэтом обычно лишь для выделения соответственных мест, в хореическом метре мы встречаем чистые хореи сплошь и рядом. См., напр., такие чистые хореические стихи в том же стихотворении «Сумерки», где мы имеем очень много для такого небольшого стихотворения строк со всеми четырьмя ударениями по числу стоп (стихотворение написано четырехстопным хореем).

Как ипостасы в хорее наблюдаются: 1) пиррихий, 2) спондей и 3) ямб («Наука о стихе» Брюсова). Примером ипостасы пиррихием, несомненно самой распространенной, может явиться следующий Тютчевский стих:

«Вечер мглистый и ненастный» (ипостаса пиррихием в стопе — «и не»).

Весьма интересны замены хорея спондеем и ямбом, которые обычно служат для того, чтобы выдвинуть тематическую сторону ипостасируемой стопы. Особенно резко бросается это в глаза при замене хорея ямбом, который представляет стопу обратную хорею, почему эта ипостаса и встречается редко. См. приводимый Брюсовым пример: «Пролетарии всех стран, соединитесь» (Минский) (ямбической ипостасой выделено слово «всех»).

Пример спондаической ипостасы хорея встречаем мы в следующем стихе Тютчева: «Он всю душу мне потряс».

Благодаря ипостасе, здесь оказывается выделенным тематически важное слово «всю».

Я. Зунделович.

Источник: Словарь литературных терминов на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Хорей — (греч. choréios, буквально— плясовой) трохей (греч. trocháios, буквально — бегущий), 1) в метрическом стихосложении — Стопа длиной в три моры (См. Мора), состоящие из долгого и краткого слогов (— ∪). Большая советская энциклопедия
  2. хорей — 1) -я, м. лит. Двухсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тоническом стихосложении, например: Мчатся | тучи, | вьются | тучи (Пушкин, Бесы). [греч. χορείος] 2) -я, м. Длинный шест, употребляемый для управления оленьими и собачьими упряжками. [От ненецк. харед — погоняй] Малый академический словарь
  3. Хорей — (греч. xoreios, букв. — плясовой), трохей (греч. troxaios, букв. — бегущий), — двусложная стопа, в к-рой в антич. стихе и музыке 1-й слог долгий, 2-й краткий; в силлабо-тонич. стихе 1-й слог несёт метрич. ударение. Музыкальная энциклопедия
  4. хорей — орф. хорей, -я (стихотворный размер; шест) Орфографический словарь Лопатина
  5. хорей — 1. хоре́й/¹ (стих. размер). 2. хоре́й/² (шест). Морфемно-орфографический словарь
  6. хорей — Заимств. в XVIII в. из лат. яз., где choreus < греч. choreia «пляска», суф. производного от choreuō «пляшу». Хорей буквально — «ритм пляски». Этимологический словарь Шанского
  7. хорей — 1. ХОРЕЙ1, я, м. (спец.). Двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. | прил. хореический, ая ое. 2. ХОРЕЙ2, я, м. Шест, которым управляют ездовыми оленями, собаками. Толковый словарь Ожегова
  8. хорей — ХОР’ЕЙ, хорея, ·муж. (от ·греч. choreios из cho reios pus — хоровая стопа, хоровой размер (лит.). Двусложная стихотворная стопа (ударением на первом слоге, напр. буря | мглою | небо | кроет (Пушкин). «Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить. Толковый словарь Ушакова
  9. хорей — ХОРЕЙ 1. ХОРЕЙ [рэ] и [ре], -я; м. [греч. choreios — плясовой] Лит. Двухсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тоническом стихосложении (например: Мчатся / тучи, / вьются / тучи). 2. ХОРЕЙ [рэ] и [ре], -я; м. [от ненецк. Толковый словарь Кузнецова
  10. хорей — ХОРЕЙ или хореический стих, спондей, где в каждой стопе первый слог долгий, второй короткий. || Хорей, арх. самоедск. оштол, шест, коим понуждают упряжных оленей. Толковый словарь Даля
  11. хорей — I. хорея, м. [от греч. choreios из cho reios pus – хоровая стопа, хоровой размер (лит.). Двусложная стихотворная стопа (ударением на первом слоге, напр. буря | мглою | небо | кроет (Пушкин). II. хорея, м. [от ненецк. – погоняй]. Длинный шест, употр для управления упряжными оленями. Большой словарь иностранных слов
  12. ХОРЕЙ — ХОРЕЙ (греч. choreios, букв. — плясовой) — трохей (греч. trochaios, букв. — бегущий) — стихотворный метр с сильными местами на нечетных слогах стиха ("Я пропАл, как звЕрь в загОне", Б. Л. Пастернак). Большой энциклопедический словарь
  13. хорей — хорей I м. 1. Двухсложный стихотворный размер, стопа которого содержит ударный (долгий) и следующий за ним безударный (короткий) слог. 2. разг. Стихотворения, написанные таким размером. II м. Длинный шест, используемый для управления оленьими или собачьими упряжками. Толковый словарь Ефремовой
  14. хорей — I хоре́й •• [I, стихотв., заимств. из греч. χορεῖος "хоровой". – Т.] II хоре́й II "острый шест, которым погоняют оленей", мезенск. (Подв.). Согласно Шренку (у Подв. 182), из самодийск., ср. ненецк. hаr "острие, нож". Этимологический словарь Макса Фасмера