Словарь литературных терминов

Исторические песни

Исторические песни
Исторические песни
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ — группа эпических песен, условно выделяемых учеными из круга былин (см. слово Былины). Это песни, отражающие б. ч. эпоху, более позднюю, чем былины: события XVI—XVII в.в. — и в более отчетливом, чем в былинах, сохранении исторических имен и событий. Особенно много исторических песен посвящено Иоанну Грозному, Ермаку и взятию Сибири; затем есть исторические песни о Смутном времени, из эпохи церковного раскола XVII века (песни о взятии Соловецкого монастыря), о Петре Великом. По объему своему исторические песни обычно меньше былин; пользуясь в общем былинной поэтикой, историческая песня, однако, более бедна традиционными художественными формулами и приемами: общими местами, ретардацией, повторениями, сравнениями (ср. статью Былины). С постепенной социальной дифференциацией обособляются и более специфические виды исторической песни. Роль казачества, сыгранная им в походах Ермака, событиях Смутного времени и др., выделила из круга исторических песен особую ветвь песен казачьих, в свою очередь перешедших в т. н. песни разбойничьи, ср., напр., песни о Стеньке Разине, Пугачеве. С эпохи Петра, с установлением и дальнейшим ростом солдатчины, выделяется и еще новый вид песни — песни солдатской, развивающейся в свой особый ритмический строй и поэтику. См. песни о смерти Петра I, о турецких походах Екатерининского времени, о французах 12-го года, о событиях 14-го декабря 1825 года и о военных событиях второй половины XIX века.
БИБЛИОГРАФИЯ.
Тексты исторических песен изданы В. Ф. Миллером: Исторические песни русского народа XVI—XVII в.в. ПТГ. 1915 г. (Сборник Отд. Р. Яз. и Слов. Акад. Наук, т. 99), а также см. М. Сперанский. Былины, т. II. Изд. Сабашниковых. М. 1919 г. Исследования об исторических песнях: П. Вейнберг. Русские народные песни об Иване Васильевиче Грозном. Изд. 2-е. Птб. 1908 г. и Н. Аристов. Об историческом значении русских разбойничьих песен. Филол. записки. 1874 г. (Воронеж).
Юрий Соколов.
Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель 1925
| Ещё

См. также `Исторические песни` в других словарях
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ - жанр русского фольклора, эпические и лирико-эпические песни об исторических событиях, преимущественно 16-18 вв.; отдельные циклы посвящены Ивану Грозному, Ермаку, Степану Разину, Петру I.
Исторические Песни жанр русского фольклора, эпические и лирико-эпические песни об исторических событиях, преимущественно 16-18 вв.; отдельные циклы посвящены Ивану Грозному, Ермаку, Степану Разину, Петру I.
Исторические песни (русские)
жанр фольклора, возникший в период борьбы с татарским игом («Песня о Щелкане» и др.) и ставший основным историческим жанром в 16 в. Первый крупный цикл И. п. рисует события 2-й половины 16 в. («Взятие Казани», «Кострюк», «Гнев Грозного на сына» и др.). Тема защиты Родины преобладает в песнях начала и середины 17 в. Тема казацких И. п. — защита южных границ от турок и татар («Взятие Азова», «Оплошность казаков», «Азовский пленник» и др.). Многочисленные песни рисуют эпизоды восстания Степана Разина.
В И. п. 17—18 вв. нашли отклик события Северной войны, стрелецкий бунт, восстание Кондратия Булавина; в ряде песен изображен Петр I. С начала 18 в. основными создателями и хранителями военных И. п. становятся солда...
музыкально-поэтические произведения русского народа, посвященные историческим событиям. Первоначально развивались как составная часть устного народного творчества, являясь продолжением былевого эпоса и сохраняя во многом традиционные приемы былинной поэзии. Отличались от былин меньшим размером и более достоверной передачей исторических фактов. Сказители не выделяли исторических песен, называя их также старинами. Первые сохранившиеся русские исторические песни относятся к к. XIII в. Татаро-монгольское нашествие, оставившее глубокий след в народном сознании, породило ряд исторических песен («Авдотья-рязаночка», песни о татарском полоне, «Щелкан»). Борьба с татарским игом нашла отражение в «Задонщине», которая исполнялась как историческая песня.
В России исторические песни достигли наивысшего расцвета в XVI в. В центре их внимания стоят важнейшие моменты истории (песня об обороне Пскова от Стефана Батория и др.). Для песен этого времени характерна большая передача...
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ, жанр русского фольклора, эпические и лироэпические песни о конкретных исторических событиях и деяниях реальных лиц, преимущественно 16 - 18 вв.; отдельные циклы посвящены Ивану Грозному, Ермаку, Степану Разину, Петру I.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ - см. Былины и Песни.
исторические песни
ИСТОРИ´ЧЕСКИЕ ПЕ´СНИ — эпические русские народные песни (поэмы), содержанием которых служат исторические события, своеобразно преломленные в фольклорной передаче. Первые записи И. п. были сделаны Киршей Даниловым в 18 в. Много труда по отысканию, записям и изданию И. п. было положено П. Киреевским, П. Рыбниковым, А. Гильфердингом и другими исследователями 19 в. Полный сборник исторических песен московского периода (16—17 вв.) был приготовлен В. Миллером и издан Академией наук в Петрограде (1915). Наибольшее количество И. п. записано на Севере России — в Архангельской и Олонецкой губерниях. Большинство И. п. сложено о царе Иване Грозном, далее идут песни о завоевателе Сибири Ермаке Тимофеевиче, ...
муз.-поэтич. произведения, посвященные ист. событиям. Первоначально развивались как составная часть устного нар. творчества, являясь продолжением былевого эпоса и сохраняя во многом традиц. приемы былинной поэзии. Отличались от былин меньшим размером и более достоверной передачей ист. фактов. Сказители не выделяли И. п., называя их также старинами. Позже И. п. сближаются с песнями лит. происхождения.

Нар. песни, связанные с наиболее значит. событиями, возникли в древнейшие времена. Рим. и ср.-век. авторы свидетельствуют о существовании И. п. у древних германцев и др. племен. Так, Тацит сообщает о том, что через 80 лет после победы Арминия над Варом это событие "воспевалось у варварских народов", Приск рассказывает о песнях гуннов, воспевавших подвиги Аттилы. Павел Диакон упоминает о песнях в честь короля лангобардов. Древнейший текст И. п., дошедший до нас, - фрагмент песни о победе Хлотаря II над саксами, приведенный в жизнеописании Фарона у Хильдегария (9 в.). О...
музыкально-поэтические произведения русского народа, посвященные историческим событиям. Первоначально развивались как составная часть устного народного творчества, являясь продолжением былевого эпоса и сохраняя во многом традиционные приемы былинной поэзии. Отличались от былин меньшим размером и более достоверной передачей исторических фактов. Сказители не выделяли исторических песен, называя их также старинами. Первые сохранившиеся русские исторические песни относятся к к. XIII в. Татаро-монгольское нашествие, оставившее глубокий след в народном сознании, породило ряд исторических песен ("Авдотья-рязаночка", песни о татарском полоне, "Щелкан"). Борьба с татарским игом нашла отражение в "Задонщине", которая исполнялась как историческая песня. В России исторические песни достигли наивысшего расцвета в XVI в. В центре их внимания стоят важнейшие моменты истории (песня об обороне Пскова от Стефана Батория и др.). Для песен этого времени характерна большая передача реальных фактов (так, в ...
Комментарии
Комментарии отстуствуют
Добавить комментарий
Добавить комментарий
Ваше имя *
E-mail
Комментарий
Код подтверждения
 Обновить изображение
  
Что еще интересного в `Словарь литературных терминов` ?
Глухие согласные ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ. Звуки, состоящие акустически из одного шума, производимого органами речи (см. Шумные согласные), без участия голоса; голосовые связки приэтом или раскрыты или, хотя и сближены, но не натянуты, отчего выдыхаемый воздух, проходя через них, производит лишь немузыкальный шум. К Г. С. в русском яз. относятся к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ, твердые и мягкие. Н. Д. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-в...
Долгие звуки ДОЛГИЕ ЗВУКИ. Звуки речи, произносимые дольше других звуков, называемых краткими, при том же темпе речи. Таким напр., является немецк. и (пишется ie) в слове wieder произносимое при одинаковом темпе речи дольше, чем и краткое (пишется i) в wider, или русск. с долгое (пишется сс) в слове рассада, произносимое при тех же условиях дольше, чем с в слове засада. См. Количество звука. Н. Д. Литературная энциклоп...
Духовные стихи ДУХОВНЫЕ СТИХИ — народные песни религиозного содержания. Распространены духовные стихи по всей России. Исполнителями их являются, главным образом, нищие, слепцы, калеки или «калики перехожие». В древности каликами (от латинского слова caliga — обувь для путешествия) назывались не непременно убогие люди, а различные странники по святым местам. Лишь позднее, с сокращением паломничества, изменился и состав калик. В настоящее время на Севере России духовные стихи исполняются не исклю...
Авантюрный роман АВАНТЮРНЫЙ РОМАН. Единственный поэтический вид, развившийся преимущественно на европейской почве, роман, — что бы ни стояло в центре его — любовь, мистическая идея или дела чести, — возникает в первые века нашей эры (эллинистический роман, напр., Ямблих Вавилонские рассказы, Харитон из Афродисии Хайрей и Коллироя, знаменитый латинский роман Апулея Золотой осел) и укрепляется в средние века, — главным образом в форме авантюрного романа — романа приключ...
Анакруса АНАКРУСА — явление, наблюдаемой в том случае, когда в начале или середине метра, кроме слогов., которые входят в состав образующих его стоп, имеются еще слоги (Валерий Брюсов «Наука о стихе»). Случай, когда в числе добавленных слогов есть один или несколько ударных, Брюсов называет басой. Пример анакрусы имеем мы в первом стихе следующего двустишия Лермонтова: «О надеждах и муках иных вспоминать В вас тайная склонность кипит». («Земля и небо»). Действительно, в первом стих...
Новелла НОВЕЛЛА — см. повесть. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского 1925...
Автограф АВТОГРАФ — греч. αυτός—γράφω — собственноручное письмо. Первоначально автографом называлась оригинальная рукопись самого автора, впоследствии термин употребляется в более широком смысле, означая все, написанное собственноручно данным лицом. И в том, и в другом своем значении автограф являет несомненный интерес для историка литературы. Авторская рукопись дает наиболее ценный материал при изучении творческой истории произведения, отображая редакторскую работу автора (см. Редакци...
Отталкивание литературное ОТТАЛКИВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ, термин сравнительно новый, но быстро вошедший в употребление благодаря тому, что вносит бо́льшую отчетливость в сложный и трудный вопрос о влияниях и заимствованиях. Иначе это творчество по контрасту или отрицательное влияние. Может быть отмечаемо как в отдельных образах, так и в основном замысле произведения, во всем даже творчестве того или иного писателя, наконец, в устремлениях той или иной литературной школы или эпохи. Поэт находит у дру...
Падеж ПАДЕЖ. Форма существительного (см.), или показывающая, что обозначенный им предмет находится в известном отношении к другому предмету или признаку, действию или состоянию другого предмета, обозначенным другим словом (косвенные П.), или же называющая предмет безотносительно к другому предмету и его признакам (именительный П.); в предложениях (см.) именительный П. существительного обозначает производителя или носителя того признака, который обозначен сказуемым. 2. Форма прилагательного (см....
Архилохова строфа АРХИЛОХОВА СТРОФА — древне-классическая строфа. Различаются четыре вида Архилоховой строфы. I вид. Строфа имеет четыре стиха, из которых первый и третий — гекзаметры; второй и четвертый представляют собой особый вид стиха (архилохов стих малый). Схема: 1. —́ ⌣ ⌣ —́ ⌣ ⌣ —́ ⌣ ⌣ —́ ⌣ ⌣ —́ ⌣ ⌣ —́ ⌣̲ 2. —́ ⌣ ⌣ —́ ⌣ ⌣ —́ 3. —́ ⌣ ⌣ —́ ⌣ ⌣ —́ ⌣ ⌣ —́ ⌣ ⌣ —́ ⌣ ⌣ —́ ⌣̲ 4. —́ ⌣ ⌣ —́ ⌣ ⌣ —́ II вид (ямбэлег). Строфа имеет два стиха, из которых первый — гекзаметр, второй — ямбэлег....
Символизм СИМВОЛИЗМ. Символизмом в литературе называется такое течение, при котором символ (см. Символ) является основным приемом художественной изобразительности для художника, который в окружающей действительности ищет лишь соответствий с потусторонним миром. Под грубою корою вещества Я прозревал нетленную порфиру, — писал Владимир Соловьев, учитель Андрея Белого и Александра Блока. Для представителей символизма «все — лишь символ». Если для реалиста роза важна сама по себе, с...
Средний залог СРЕДНИЙ ЗАЛОГ. В грамматиках греч. яз. С. З. (medium) наз. форма залога, которую правильнее было бы назвать возвратным залогом (см. Залоги). В традиционных грамматиках русского яз. С. З. называются непереходные глаголы без возвратного окончания -сь или -ся, а в некоторых также и непереходные глаголы с окончанием -ся, не имеющие соотносительных форм без -ся и не представляющие явно возвратного или взаимного значения. Такое употребېՐݐؐՠтермина С....
Тоническое стихосложение ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — см. Метрика. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского 1925...
Урбанисты УРБАНИСТЫ. Корнем слова урбанист является латинское слово urbs — город. Урбанистами мы называем писателей, творчество которых связано с бытом современных городов, с новой гаммой звуков, красок и линий, с ускоренным темпом городской жизни, с красотой скорости, движения, динамики. В 19 веке Россия, усадебная, деревенская, деревянная, с патриархально-натуральным хозяйством уступает место России городской, железной, каменной, промышленной. Перепись 1897 г. показала чисто американ...
Биография БИОГРАФИЯ (греч. bios жизнь и grafo — пишу; жизнеописание) — последовательное изображение жизни какого либо лица от рождения его до смерти. Задача биографа, по определению Т. Карлейля, в том, чтобы «нарисовать верную картину человеческого земного странствования» (Истор. и крит. опыты. Биогр. В. Скотта). Не ограничиваясь простым изложением внешних фактов жизни и этим отличаясь от curriculum vitae и некролога (см.), Б. ставит себе целью возможно полнее изобразить духовный облик...