Неоромантизм

НЕОРОМАНТИЗМ в общем смысле слова может быть определен как возрождение в конце XIX и начале XX века литературных настроений первой четверти и половины XIX века в Европе (см. Романтизм).

Неоромантизм возникает как реакция реализму и выродившемуся из него плоскому натурализму, связывающему творчество со всем данным в действительности, случайным, мелочным и внешним.

Неоромантическим движением с правом могло быть названо то широкое течение, которое представлено в живописи Беклином или импрессионизмом французских художников, в музыке Вагнером, в философии Ницше, в драме Ибсеном и Метерлинком, Д'Аннунцио и др., в поэзии Бодлером, Верленом, Метерлинком и прочими символистами, в прозе — Эдгаром По, Кнутом Гамсуном, Пшибышевским и т. д.

Все названные имена и многие другие в большей или меньшей степени ярко и определенно говорят нам о романтических стремлениях разбить рамки реализма, как были когда то изломаны узы классицизма. Неоромантики хотят дать простор мистическим и запредельным стремлениям души, тяготению ее и к неясному музыкальному началу, и к тайным силам ее взрывающим и потрясающим (дионисианство) и к безграничному революционному индивидуализму. В неоромантизме, наконец, как и в старом романтизме, переплелись и чисто революционные настроения в параллель бурному социальному брожению, и возрожденные общественно-реакционные устремления вроде голосов о мнимом «банкротстве науки» и возвращении к средневековому католическому миросозерцанию. Эти «неоромантические» черты в очень разнообразных сочетаниях указываются С. А. Венгеровым и для периода русской литературы, который характеризовался то как «декадентство», то как «модернизм» и особенно как «символизм», и обнимает собою примерно тридцатилетие 1890—1920, очень разнообразное и бурно протекавшее.

Повидимому, «символизм», как течение, давшее наиболее сильных и талантливых представителей, в будущей историко-литературной терминологии будет стоять все-таки центральным явлением среди этого «неоромантического времени». В целом, конечно, оно не сплошь окрашено «символизмом» Брюсова, Блока, Белого, Соллогуба и других. Под «неоромантизм» хотя и подойдут теми или иными сторонами блестящие продолжатели реалистического течения — как мечтательно меланхоличный Чехов и академический Бунин, бурный Максим Горький, фантастический Леонид Андреев, яркий, к народности тяготеющий Ремизов и т. п., но это совпадение едва ли полно. Необыкновенное разнообразие подобных сильных дарований все-таки плохо мирится с термином предлагаемым от времени, все-таки существенно отличного от нашего, когда не были так резко обострены все социально-экономические отношения. Может быть, целесообразнее было бы вместо эпохи русского «неоромантизма» говорить просто о новом классическом периоде русской литературы, подобно новому классическому периоду Пушкина, Лермонтова и Гоголя и новом классическом периоде реалистического бытового романа и драмы.

В. Чешихин-Ветринский.

Источник: Словарь литературных терминов на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Неоромантизм — (нем. Neoromantik, англ. neoromanticism) — термин, к-рым обычно обозначают поздний период развития муз. романтизма. К Н. чаще всего относят творчество Ф. Листа и Р. Вагнера, в нек-рых случаях к неоромантикам причисляют и Г. Берлиоза. Музыкальная энциклопедия
  2. неоромантизм — Нео/романт/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  3. неоромантизм — орф. неоромантизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  4. неоромантизм — НЕОРОМАНТИЗМ -а; м. Направление в художественной культуре конца 19 — начала 20 в., связанное с возрождением и развитием идей романтизма. ◁ Неоромантический (см.). Толковый словарь Кузнецова
  5. НЕОРОМАНТИЗМ — НЕОРОМАНТИЗМ — условное наименование комплекса разнообразных течений в европейской художественной культуре на рубеже 19-20 вв. Большой энциклопедический словарь
  6. неоромантизм — неоромантизм м. Направление в художественной культуре конца XIX — начала XX в., связанное с возрождением и развитием идей романтизма. Толковый словарь Ефремовой