Оксиморон

ОКСИМОРОН (греч. τὸ οξύμορον, остроумная глупость) — стилистическая фигура, состоящая в намеренном сочетании противоречивых понятий. «Красноречивое молчание», «живой труп», «выйти сухим из воды» — ходячие оксимороны обыденной речи. Существенным признаком оксиморона, в отличие от катахрезы (см.) является подчеркнутость в нем противоречия между понятиями, входящими в его состав. (Вот почему «красные чернила» не будут оксимороном, даже если бы ощущался этимологический состав слова «чернила»). Каждое из противоречивых понятий утверждается в своем смысле и, вместе с тем, эти противоречия сливаются во-едино в высшем понятии, содержание которого и составляет такой слитный контраст. (В этом, между прочим, заключается отличие оксиморона и от антитезы (см.), в ее втором случае, где контрастирующие понятия, хотя и объединяются, но не сливаются во едино, остаются раздельными). Кроме того, важно отметить, что понятия, входящие в состав оксиморона, должны находиться между собой в прямом противоречии, логически исключать друг друга. Поэтому, напр., сложные образы, возникающие или в результате психологического феномена окрашенного слуха (audition colorée) или как явление стилистического порядка (типа: «зеленый шум», «малиновый звон», «румяное громкое восклицанье» у Тютчева, «черный ветер» у Блока, у Ахматовой), не относятся к этой категории. С другой стороны, такие выражения, как «белый арап», «белая ворона» и т. п., также не являются в собственном смысле оксиморонами, так как они относятся просто к определенному явлению природы (альбинизм) и отмечают лишь фактический недостаток одного из признаков предмета (в данном случае — черной окраски). Особенно часто оксиморон встречается в лирической поэзии. Например, у Тютчева: «Понятным сердцу языком твердишь о непонятной муке»; у Блока: «Немотствует дневная ночь»; «Дохнула жизнь в лицо могилой»; у Бальмонта: «...сладкими муками Сердце воскресшее билось во мне»; у Ахматовой: «Смотри, ей весело грустить, Такой нарядно-обнаженной» и др. Применение фигуры оксиморона для достижения комического эффекта находим в нашей литературе у Вл. Соловьева в его пародиях на первых русских «символистов», напр.: «Призрак льдины огнедышащей В ярком сумраке погас» и пр.

М. Петровский.

Источник: Словарь литературных терминов на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Оксиморон — Оксюморон (греч. oxýmōron, буквально — остроумно-глупое), стилистический приём, сочетание слов с противоположным (ср. с катахрезой (См. Катахреза)) значением, образующее новое смысловое целое, например «грустная радость» (С. А. Есенин). Большая советская энциклопедия
  2. оксиморон — Окси́морон/ и оксю́морон/. Морфемно-орфографический словарь
  3. оксиморон — орф. оксиморон, -а и оксюморон, -а Орфографический словарь Лопатина
  4. оксиморон — ОКСИМОРОН, ОКСЮМОРОН а, м. oxymorone m. < гр. oxymoron остроумно-глупое. Стилистический оборот, в котором сочетаются семантически контрастные слова, создающие неожиданное смысловое единство, напр.: "живой труп", "убогая роскошь". СИС 1985. Словарь галлицизмов русского языка
  5. оксиморон — оксиморон , -а Орфографический словарь. Одно Н или два?
  6. оксиморон — ОКСИМОРОН, ОКСЮМОРОН, -а; м. [от греч. oxymōron — остроумно-глупое] Лингв. Стилистический приём, сочетание слов с противоположным значением, например: живой труп (Л. Толстой), жар холодных числ (Блок). Толковый словарь Кузнецова
  7. оксиморон — [< гр. остроумно-глупое] – стилистический оборот, состоящий в подчёркнутом соединении противоположностей, логически исключающих друг друга, например, “сладкая скорбь”. Большой словарь иностранных слов
  8. ОКСИМОРОН — ОКСИМОРОН (оксюморон) (греч. oxymoron, букв. — остроумно-глупое) — стилистическая фигура, сочетание противоположных по значению слов ("живой труп" — Л. Н. Толстой; "жар холодных числ" — А. А. Блок). Большой энциклопедический словарь