Описание

ОПИСАНИЕ Под описанием в собственном значении этого слова принято понимать законченный цельный эпизод художественного повествования, выделенный в качестве особо изображаемого. Выделенность и, обособленность того или иного момента, изображение его в больших подробностях или с большей силой и настойчивостью, чем остальные, и создает специальный смысл самого термина, отграничивая его от близкого понятия рассказывания или повествования. Все виды словесного искусства, эпос, поэма, роман, новелла не в равной мере пользуются описанием, приэтом всегда с различными приемами и методами. Вообще описание, как способ подчеркивания тех или иных композиционных деталей самым тесным образом связано с повествовательным жанром и в общих границах повествования занимает соответствующее место в зависимости от целей и манеры писателя. В романе или рассказе, рассчитанном на точное и подробное изображение действительности, описание часто является основой самого повествования, которое и ведется в порядке последовательной смены широко и подробно захваченных моментов. Так реалистическая школа средины XIX-го века, поскольку она считала своею целью художественное воспроизведение по возможности всей окружающей нас действительности, часто давала ряд описаний, непропорционально выделявшихся своими подробностями и мелочами. В сюжетном повествовании или новелле с острой законченной темой описания даются лишь небольшими короткими штрихами, вплетаясь в самую динамику изложения и всецело подчиняясь ей. В этом смысле описание по форме можно разделить на два основных типа: статическое или выделяющее отдельные моменты и эпизоды, как нечто устойчивое и обособленное, и динамическое, осуществляющееся способами рассказывания, незаметно переходящее в самый рассказ.

Статическое описание не знает такого разнообразия приемов, как описание динамическое. Оно рассматривает явления в порядке по следовательной смены признаков, стремясь дать цельную одновременную картину. Динамическое описание с перебоями, паузами и отступлениями слагается, как нечто более соответствующее самому темпу рассказа. Последняя манера является особенно характерной для последних лет, и ее нужно связывать со стремлением вообще совместить ряд параллельных и часто противоречащих деталей, которые связываются в порядке не логическом, а скорее в порядке известного живописного настроения. Последней эпохой блестящих картинных описаний был французский романтизм с его любовью в словесной красочности, к изображению вещей ради них самих. (Т. Готье). Злоупотребление описаниями у романтиков выросло из чисто эстетических потребностей и не может быть сравниваемо с задачами натуралистической школы, стремившейся изображать явления в порядке «научной» классификации. Умелое описание может быть очень ценным и в смысле художественного метода и как композиционный прием: оно конкретизирует изложение, насыщает его вещественностью. И чем конкретнее описание, тем легче от него перейти к резко выделяющимся образам или деталям, которые управляют вниманием, подчиняя его известной точке зрения или гипнотизируя ею. Переход цельного художественного описания в ряд реалистических деталей, почти всегда внезапных, следующий за импрессионизмом момент в технике описания, обязанный ему. В композиционном отношении описание может иметь значение паузы, остановки, соответствующей перемене ритма в поэзии. Таково значение описаний, заканчивающий какой-нибудь отдельной, иногда драматический эпизод в поэме или романе. Такими ритмами повествовательных пауз любил пользоваться Гоголь.

Мастерство и техника описания. Художественное описание по самым своим задачам отличается от так называемого описания научного. Оно знает особую логику наблюдения и передаст ту или иную деталь прежде всего с известной обусловленной точки зрения. Изображаемые признаки явления большею частью относятся к числу случайных, т.-е. таких, которые интересны и важны только в данный момент. Благодаря этому изображаемое получает индивидуальные очертания. Таков основной метод описания общий всем художникам слова, и разнообразный до бесконечности в зависимости от индивидуальной манеры каждого или требований, предъявляемых данным замыслом. Иногда описание может ограничиться отдельным образом или олицетворением, в котором скрыто все, что хотел сказать автор, — таковы особенно описательные моменты в поэзии; в других случаях его сила или изобразительность обусловливается эмоциональными или субъективными особенностями стиля. Наибольшая живость и впечатлительность описания достигается двумя способами: 1) передачей явления, как чего то постепенно-переживаемого (способ рассказывания) и 2) его наивным безыскусственным изображением, когда оно кажется абсолютно новым, как будто увиденным в первый раз (Гамсун). В некоторых случаях особенная запоминаемость, неожиданность описания достигается умелым наблюдением самых незаметных деталей и своеобразной их комбинацией (примеры в «Шинели» Гоголя). Значение и ценность описания, как художественного приема всецело обусловливается задачами данного произведения. В современной литературе можно отметить постепенное вытеснение описаний статических, заменяемых принципом непрерывного рассказывания.

К. Локс.

Источник: Словарь литературных терминов на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Описание — Или descriptio (лат.), один из элементов литературно-художественного повествования (См. Повествование), особое выделение какой-либо формы изображаемого — внешности человека, обстановки, природы. Статическое О. прерывает развитие событий (обширные... Большая советская энциклопедия
  2. описание — -я, ср. 1. Действие по глаг. описать (в 1 и 2 знач.). Теперь, минуя то, что известно из газет, я прямо перейду к описанию личного свидания моего с Чернышевским. Короленко, Воспоминания о Чернышевском. Малый академический словарь
  3. ОПИСАНИЕ — ОПИСАНИЕ — англ. description; нем. Beschreibung. 1. Воспроизведение характеристик объекта с целью воссоздать в сознании образ объекта. Социологический словарь
  4. описание — О/пис/а́/ни/е [й/э]. Морфемно-орфографический словарь
  5. описание — орф. описание, -я Орфографический словарь Лопатина
  6. описание — Один из самых распространенных компонентов монологической авторской речи. В логическом плане описать предмет, явление — значит перечислить его признаки. Толковый переводоведческий словарь
  7. описание — 1. 1) Тип текста, отражающий мир в статике, одномоментно. Словесное изображение действительности путем перечисления характерных признаков предмета, человека, обстановки, окружающей природы и т.п. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  8. описание — • всестороннее ~ • исчерпывающее ~ • полное ~ Словарь русской идиоматики
  9. Описание — Один из общенаучных методов исследования, который заключается в указании признаков объекта. При описании могут фиксироваться либо все — существенные и несущественные — признаки объекта, либо нек-рые, наиболее значимые для данного исследования признаки. Криминалистическая энциклопедия
  10. описание — ОПИСАНИЕ — построение целостного представления о конструктивных особенностях изучаемого объекта и формах его внешнего поведения. Процедура О. является (наряду с объяснением и прогнозированием) одной из важнейших функций научного познания. По своей сути... Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  11. описание — см. >> изображение см. также -> не поддаваться описанию Словарь синонимов Абрамова
  12. описание — сущ., с., употр. сравн. часто (нет) чего? описания, чему? описанию, (вижу) что? описание, чем? описанием, о чём? об описании; мн. что? описания, (нет) чего? описаний, чему? описаниям, (вижу) что? описания, чем? описаниями, о чём? об описаниях... Толковый словарь Дмитриева
  13. описание — 1. изложение сведений о чем-нибудь; 2. изображение чего-нибудь. Большой бухгалтерский словарь
  14. описание — ОПИСАНИЕ -я; ср. 1. к Описать (1-2 зн.). Беглое, подробное о. Начать о. Перейти к описанию. Приступить к описанию поездки. Описанием памятников древности занимается археология. 2. Словесное устное или письменное изображение кого-, чего-л. Узнать кого-л. Толковый словарь Кузнецова
  15. описание — ОПИСАНИЕ, я, ср. 1. см. описать. 2. Сочинение, изложение, в к-ром что-н. описывается. Географические описания. Толковый словарь Ожегова
  16. описание — ОПИС’АНИЕ, описания, ср. (·книж. ). 1. Действие по гл. описать. Заниматься описанием картин. 2. Сочинение, описывающее что-нибудь (см. описать в 1 и 2 ·знач. ). Составить описание картин. Напечатать описание путешествия. Издать описание рукописей. Толковый словарь Ушакова
  17. ОПИСАНИЕ — ОПИСАНИЕ — функция научного исследования, состоящая в фиксировании результатов опыта (эксперимента или наблюдения) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке. Большой энциклопедический словарь
  18. описание — описание ср. 1. Процесс действия по гл. описать 2. Результат такого действия; словесное — устное или письменное — изображение кого-либо или чего-либо. 3. Изложение чего-либо как составная часть научного изучения явлений. Толковый словарь Ефремовой
  19. ОПИСАНИЕ — ОПИСАНИЕ, дескрипция (англ. description — описание) — 1) — процедуры фиксации средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, фиксируемых в наблюдении, эксперименте и измерении; 2) — способ языковой индивидуализации объектов... Новейший философский словарь