Ретардация

РЕТАРДАЦИЯ — поэтический прием, состоящий в замедлении, задержании повествовательного потока, ритмической устремленности, развития сюжетных положений и т. п. Ретардация часто является результатом тавтологии (см.); а так как последняя служит порой для утверждения и закрепления известных моментов, то ретардация теряет в подобных случаях свой чисто статический характер и получает даже насыщенную эмоциональностью динамическую окраску. Так, напр., у Достоевского длительное задержание на какой-нибудь детали, приостанавливающее развитие действия, носит часто характер исступленности и служит для обнаружения в соответствующем герое повествования маниакальной заинтересованности известным явлением. Поэтому у Достоевского описания, — которые у иных художников обычно являются самым простым ходом замедления, — лишь в условном смысле задерживают повествование, ибо они у него ведутся, преломляясь через действующее лицо. Обычно же то обстоятельство, что автор описывает известную деталь так, как видит ее он сам, а не действующее лицо, и делает из описания самый элементарный прием задержания. В самом деле, приостанавливая действие и начиная, например, описывать местность, где происходит действие, автор резко раскалывает рассказ на два плана — динамический и статический, причем, вследствие контрастности, статический характер описания бросается в глаза. «Задержательность» описания в таких случаях становится очевидной и оттого, что в динамическом (повествовательном) плане действуют вполне определенные «вымышленные» лица, а в статическом (описательном) — появляется живое лицо автора...

Ретардация, столь явственная при введении в повествование описаний, характеристик и т. п., имеет более замаскированный характер, когда в основное действие вплетаются действия побочные и автор, оставляя главное русло, переносит внимание на то, что можно бы назвать «повествовательными притоками». «Задержательный» и «замедлительный» характер подобного переноса особенно чувствуется, когда автор вводит новое так, что с первого взгляда трудно установить связь между главным и «побочным» повествованием и когда вследствие этого «побочное» повествование получает самоценную мотивировку. Пример такой ретардации имеем мы в «Сорочинской ярмарке» Гоголя. В пятой главе «Ярмарки» рассказывается о сговоре парубка Грицко с цыганом, который за определенное вознаграждение обещает устроить свадьбу Грицко с нравящейся ему Параской. Плана своего цыган, однако, не раскрывает, и о развязке мы узнаем только в двенадцатой главе и опять из разговора Грицко с цыганом. На протяжении шести глав Гоголь, следовательно, держит читателя в недоумении, причем любопытен «задержательный» характер этого недоумения. Так, непосредственно за пятой главой, где происходит сговор Грицко с цыганом, в главе шестой Гоголь неожиданно рассказывает о том, как мачеха Параски, не желающая свадьбы падчерицы, устраивает свидание с понравившимся ей поповичем. Так как Гоголь рисует мачеху Хиврю женщиной, падкой на ласки, то указанная шестая глава кажется сначала «мотивированной» лишь желанием автора оттенить отмеченную черту Хиври. Впоследствии, однако, оказывается, что рассказанное в этой шестой главе повело к облегчению плана цыгана, и, таким образом, эта глава получает характер задержания. Задержание это является тем более действенным, что кажущаяся мотивировка введения шестой главы делает ее особенно медлительной после повествовательного узла, завязавшегося в пятой главе в сцене сговора Грицко с цыганом.

В ритмическом отношении ретардация может иногда явиться как бы центром сгущения ритмической насыщенности произведения. Это ярко, напр., видно на ретардативном описании Днепра в Гоголевской «Страшной мести». Данное описание служит как бы переходом от одной части повествования к другой, ибо оно следует за рассказом о смерти мужа Катерины, т.-е. завершает одну из повествовательных нитей. В связи с таким центральным положением, описание Днепра представляет как бы вершину ритмической устремленности произведения, которая после описания начинает снижаться для вторичного усиления в конце произведения. То же относится и к евфонической стороне описания Днепра (см. Евфония). Особым случаем ритмического значения ретардации является случай, когда ипостасой ямба служит спондей. Сравним, например, следующие стихи из стих. Тютчева: «О, вещая душа моя!»:

Пускай страдальческую грудь

Волнуют страсти роковые

с обращением поэта к душе (из того же стихотворения):

Так, ты, жилище двух миров,

Твой день — болезненный и страстный,

Твой сон пророчески неясный.

Во втором случае мы имеем в первых стопах спондеи «так ты», «твой день» и «твой сон». Эти спондеи замедляют, конечно, соответственные стопы при сравнении их с «пускай» и «волнуют», а вместе с тем, благодаря этим спондеям, оттенена смысловая значимость важных по замыслу стихотворения слов.

Я. Зунделович.

Источник: Словарь литературных терминов на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Ретардация — I Ретарда́ция (от лат. retardatio — замедление) (биологическое), более поздняя закладка органа и замедленное его развитие у потомков по сравнению с предками. Большая советская энциклопедия
  2. Ретардация — РЕТАРДАЦИЯ (лат. «запаздывание») — термин, применяемый иногда для обозначения задержки ожидаемой развязки (см.) в драматических и повествовательных жанрах. Обычно... Литературная энциклопедия
  3. ретардация — -и, ж. лит. Композиционный прием в литературно-художественном произведении, заключающийся в задержке сюжетного повествования введением лирических отступлений, описаний, однородных эпизодов и т. д. [От лат. retardatio — замедление, задержка] Малый академический словарь
  4. РЕТАРДАЦИЯ — РЕТАРДАЦИЯ (от лат. retardatio — замедление) — англ. retardation; нем. Retardation/Retardierung. 1. Замедление движения или развития. 2. В психологии — отставание интеллектуального развития ребенка. 3. В филос. Социологический словарь
  5. ретардация — орф. ретардация, -и Орфографический словарь Лопатина
  6. ретардация — РЕТАРДАЦИЯ Замедление темпов роста и биологического развития детей и подростков (в т. ч. полового созревания) вследствие разных причин, в частности тяжелых физических нагрузок. (Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов, 2001) Словарь спортивных терминов
  7. Ретардация — Процесс замедления развития в эмбриогенезе, в результате которого у взрослого индивида сохраняются некоторые зародышевые признаки. Физическая антропология
  8. ретардация — РЕТАРДАЦИЯ и, ж. retardation <�лат. retardatio замедление, опаздывание движения. 1. литер. Композиционный прием в художественной литературе, состоящий в задержке повествования с помощью отступлений, рассуждений, пространных описаний вводных сцен... Словарь галлицизмов русского языка
  9. ретардация — (от лат. retardatio — замедление), замедление темпов эмбрионального развития или запаздывание эмбриональной закладки органа у потомков по сравнению с предками. Термин «Р.» введён Э. Геккелем (1866) для обозначения одной из форм ценогенеза— отрицат. Биологический энциклопедический словарь
  10. Ретардация — (лат. retardatio опоздание, задержка; Ре- + tardo замедлять) запаздывание действия гена, в результате чего контролируемый этим геном признак в онтогенезе формируется позднее и фенотипически ослаблен. Медицинская энциклопедия
  11. ретардация — РЕТАРДАЦИЯ -и; ж. [от лат. retardatio — замедление, задержка] 1. Композиционный приём в художественной литературе, состоящий в задержке повествования с помощью отступлений, рассуждений, пространных описаний, вводных сцен и т.п. 2. Лингв. Толковый словарь Кузнецова
  12. ретардация — [< лат. retardatio замедление, задержка] – в художественной литературе (повести, романе, особенно в драме) – искусственное торможение развязки в момент наивысшего напряжения повествования или действия, имеющее целью усилить интерес читателя. Большой словарь иностранных слов
  13. РЕТАРДАЦИЯ — РЕТАРДАЦИЯ (от лат. retardatio — замедление) — литературно-художественный прием: задержка развития действия включением в текст внефабульных элементов — лирических отступлений, различных описаний (пейзаж, интерьер, характеристика). Большой энциклопедический словарь