Роман

РОМАН — одна из самых свободных литературных форм, предполагающая громадное количество видоизменений и обнимающая несколько главных ответвлений повествовательного жанра. В новой европейской литературе под этим термином поднимается обычно какая либо воображаемая история, возбуждающая интерес в читателе изображением страстей, живописью нравов или же увлекательностью приключений, развернутых всегда в широкую и цельную картину. Этим вполне определяется отличие романа от повести, сказки или песни. Он требует обширного развития основной темы, при сохранении целостности главного замысла во всех побочных эпизодах повествования; приэтом он не предполагает обязательного морализирования, как некоторые другие виды повествовательного искусства. Из приведенного определения явствует, что жанр романа предполагает три основных рода: роман страстей или психологический, роман нравов или бытоописательный и, наконец, роман приключений. Три этих вида в различных сочетаниях могут встречаться в одном произведении, при чем в истории жанра они получали иногда своеобразные особенности, породившие специальные термины и понятия, как роман исторический, философский, социальный, плутовской, сентиментальный, семейный, комический, роман «плаща и шпаги» и проч. Это разнообразие видов объясняется в значительной степени той основной свободой формы, которую предполагает данный жанр (см. у Пушкина в «Евгении Онегине»: «и даль свободную романа»...). Классическая древность не знала этого повествовательного вида и поэтика Аристотеля не смогла подчинить его определенным правилам. Вот почему в отличие от драмы, поэмы, ораторского искусства или истории, — роман мог развиваться совершенно независимо и прихотливо, вырабатывать особенно вольные и парадоксальные формы (как. напр., у Стерна повествование начинается с развязки), вести рассказ в нескольких планах (как у Достоевского), принимать форму дневников, писем, воспоминаний и проч. Отсюда необыкновенное разнообразие тем и композиционных методов в романической литературе всех времен, начиная с конца греко-римской культуры, давшей такие шедевры романического искусства, как роман Лонгуса «Дафнис и Хлоя», «Сатирикон» Петрония и «Золотой осел» Апулея. Затем формы романа необычайно разнообразятся на протяжении всего средневековья и нового времени — «Фиаметта» знаменитого Боккаччио (XIV в.), прославленный рыцарский роман «Амадис» (появившийся в Португалии в XIV ст.), старо-германские романы о Фаусте, Эйленшпигеле и позднее «Симплициссимус» Гриммельсгаузена (XVII в.), гениальный роман Сервантеса «Дон-Кихот» (1605 г.), «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле (XVI в.) — вот крупнейшие факты романической литературы до XVIII в. Эта эпоха отмечена во Франции именами Лессажа («Хромой бес» и «Жиль Блаз»), Руссо, Вольтера, Дидро, аббата Прево («Манон Леско»); в Англии знаменитым «Робинзоном Крузо» Даниэля Дефо и популярными в свое время семейными романами Ричардсона; в Германии она представлена «Вертером» и «Вильгельмом Мейстером» Гете. Литературный XIX в. может считаться периодом бурного расцвета романа. В Англии с начала столетия с небывалым по-истине европейским успехом выступает Вальтер-Скотт целой серией исторических романов. Ему на смену приходят Диккенс, Бульвер и Джордж Элиот. Во Франции романическая школа, дающая в романе ряд замечательных своих достижений в лице Шатобриана, Гюго, Виньи, Мюссэ и др., сменяется школой романистов-психологов и зорких живописцев современности в лице Стендаля, Бальзака, Меримэ, Жорж-Занд, затем Густава Флобера, написавшего один из прекраснейших романов мировой литературы «Мадам Бовари» (1858 г.), наконец, Эмиля Золя (основатель натурализма в романе), братьев Гонкуров и Гюи-де-Мопассана. Имена Шпильгагена, Келлера и Ауэрбаха отмечают развитие романа в Германии в прошлом столетии. Наконец, XIX в. выдвинул на арену мировой литературы русский роман, признанный всюду как одно из величайших явлений мирового творчества. После некоторых опытов, восходящих к XVIII в., затем к произведениям Нарежного и Карамзина, русский роман достигает высокой степени совершенства в лице Пушкина («Евгений Онегин», «Капитанская дочка»). Плеяда великих романистов 2-й половины XIX в. дает у нас образцы романа религиозно-философского в лице Достоевского и Льва Толстого (давшего в «Войне и Мире» величайший образец и исторического романа), в лице Тургенева — своеобразный литературный вид, сочетающий черты интимного и общественного романа, в лице Гончарова — совершенно обновленный тип романа семейно-психологического. Рядом с корифеями выступают имена даровитых романистов, известность которых не вышла за пределы России — Писемского, Алексея Толстого («Князь Серебряный»), Всев. Соловьева, Эртеля и некоторых других. Новейшая литература не оставляет этого жанра и, повидимому, ему суждено в Европе еще длительное развитие и процветание. Анатоль Франс, Анри де-Ренье и Ромэн Роллан во Франции (многотомный роман последнего «Жан Кристоф» считался крупнейшим событием европейской литературы перед войной), Д'Аннунцио и Фогаццаро в Италии, Киплинг и Уэлльс в Англии, Густав Мейер в Германии продолжают высокую традицию старого романического искусства. Новейшая литература в России дает образцы романического жанра в лице Мережковского (исторический роман), Кузмина, Брюсова, Андрея Белого (замечательного новатора в области романа, совершенно обновившего его в своем «Петербурге» и «Серебряном голубе»). Пролетарская литература пока еще не выдвинула у нас своего крупного романиста.

Л. Гроссман.

Источник: Словарь литературных терминов на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. роман — орф. роман, -а Орфографический словарь Лопатина
  2. Роман — I Рома́н (Romanós) В Византии. Наиболее значительны: Р. I Лакапинн (умер 15.6.948, остров Проти), император в 920—944. Из армянских крестьян. Дослужился до начальника императорского флота. Большая советская энциклопедия
  3. роман — -а, м. 1. Большое по объему повествовательное произведение, обычно в прозе, со сложным и развитым сюжетом. Научно-фантастический роман. □ Лаптев взял с комода исторический роман и, отыскав страницу, какую нужно, сел и стал читать вслух. Чехов, Три года. Малый академический словарь
  4. Роман — Роман.История термина.Проблема романа.Возникновение жанра.Из истории жанра.Выводы.Роман как буржуазная эпопея.Судьбы теории романа.Специфичность формы романа.Зарождение романа.Завоевание романом обыденной действительности. Литературная энциклопедия
  5. роман — Рома́н/. Морфемно-орфографический словарь
  6. роман — (фр. roman > стар.-фр. romans повествование на романском языке (а не по латыни) 1) В литературоведении: литературный жанр; художественное произведение, гл. образом в прозе, хотя может быть и в стихах;... Словарь лингвистических терминов Жеребило
  7. роман — I. РОМАН а, м. roman m. <�ср.-фр. romanus повествование по-французски. 1. Художественно-литературное произведение, обычно в прозе, изображающее сложные пути развития личности в ее моногобразных связях с обществом. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  8. роман — • бурный ~ • настоящий ~ Словарь русской идиоматики
  9. роман — см. >> книга Словарь синонимов Абрамова
  10. Роман — Роман (Болгария, Румыния — гор.) Орфографический словарь. Одно Н или два?
  11. Роман — • Romānus прозвание нескольких людей из низшего сословия: 1. Servius Romanus, бывший раб, получил свободу в награду за передачу артепского замка римлянам. Liv. 4, 62;... Словарь классических древностей
  12. роман — I. повесть, преимущественно трактующая о любви (намек на "роман" — любовные отношения между людьми различного пола) Ср. Романы тогда мы охотно читаем, Когда мы еще иль уже — их не знаем. *** Афоризмы. Ср. Из романа учатся жизни!... Фразеологический словарь Михельсона
  13. роман — сущ., м., употр. часто (нет) чего? романа, чему? роману, (вижу) что? роман, чем? романом, о чём? о романе; мн. что? романы, (нет) чего? романов, чему? романам, (вижу) что? романы, чем? романами, о чём? о романах... Толковый словарь Дмитриева
  14. роман — Заимств. в конце XVIII в. из франц. яз., где roman < ст.-франц. romanz, восходящего к лат. romanice. Буквально — «сочинение на каком-л. родном романском языке, а не на латыни». Этимологический словарь Шанского
  15. Роман — орф. Роман, муж. имя (Романович, Романовна) Орфографический словарь Лопатина
  16. Роман — А, муж. Отч.: Романович, Романовна; разг. Романыч. Производные: Романка; Ромаха; Ромаша; Романя; Рома; Ромася; Ромуля. Происхождение: (Лат. Romanus — римский; римлянин.) Именины: 18 янв., 11 февр., 16 февр. Словарь личных имен
  17. РОМАН — От различных производных форм имени Роман (из латинского «романус» — римский). (Ф). Ромашихин — основе этой фамилии — именование женщины Ромашиха, т.е. «жена Романа», вероятнее, даже вдова, сына которой звали (чей?) ромашихин. Аналогично — Романихин. Словарь русских фамилий
  18. роман — 1. РОМАН1, а, м. Повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями, большая форма эпической прозы. Исторический р. Р.-эпопея. | прил. романный, ая, ое (спец.) и романический, ая, ое (устар.). 2. РОМАН2, а... Толковый словарь Ожегова
  19. роман — РОМ’АН, романа, ·муж. (·франц. roman). 1. Большое по объему повествовательное произведение, обычно в прозе, с сложным и развитым сюжетом. Зачитываться романами. Увлекаться романами. «Безнадежная любовь — это только в романах.» Чехов. Бытовой роман. Толковый словарь Ушакова
  20. роман — РОМАН -а; м. [франц. roman] 1. Большое повествовательное произведение, обычно в прозе, со сложным, разветвлённым сюжетом. Научно-фантастический р. Исторический р. Психологический, бытовой р. Р. Л. Н. Толстого "Война и мир". "Евгений Онегин" — р. в стихах. Толковый словарь Кузнецова
  21. роман — Название этого крупнейшего литературного жанра восходит к старофранцузскому существительному romanz, которое означало "повествование, написанное на романском (народном) языке", а не на латыни... Этимологический словарь Крылова
  22. роман — 1. РОМАН м. барс, таран, баран, стенобойное орудие, подвешенное, лежачее бревно, иногда с оковкой, для боя по уровню, как копер служит для боя отвесом. Романовка ж. речное судно, ладья, прозванное по городу, яросл. И в арх. Толковый словарь Даля
  23. Роман — (фр. roman) – литературный жанр эпического произведения большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности, ее отношении к окружающему миру, становлении и развитии ее характера и самосознания. Словарь по культурологии
  24. роман — Романа, м. [фр. roman]. 1. Большое по объему повествовательное произведение, обычно в прозе, со сложным и развитым сюжетом. 2. Любовные отношения, любовная связь между мужчиной и женщиной (разг.). Большой словарь иностранных слов
  25. РОМАН — РОМАН (Roman) — город на востоке Румынии. 71 тыс. жителей (1985). Трубопрокатный завод, машиностроение, химическая, легкая, пищевая промышленность. РОМАН (франц. Большой энциклопедический словарь
  26. роман — роман I м. Большое по объёму, со сложным сюжетом повествовательное художественное произведение (обычно в прозе). II м. разг. Любовные, романтиические отношения между мужчиной и женщиной. Толковый словарь Ефремовой
  27. Роман — Роман Роман — преподобный, ученик св. Сергия Радонежского. Когда в пустыню преподобного Сергия проникли тревоги мирского самоволия и несогласия, Сергий удалился из обители с учеником своим Р. и основал в лесу, близ р. Киржача, малый монастырь. Большая биографическая энциклопедия
  28. роман — рома́н (напр., у Пушкина), также, с семинаристским ударением ро́ман (Мельников; см. Зеленин, РФВ 54, 117). Из нем. Rоmаn – то же или скорее непосредственно из франц. roman, ст.-франц. romanz, первонач. "повествование на народн. Этимологический словарь Макса Фасмера