Сатира

САТИРА. — В несколько неопределенном и расплывчатом смысле сатирою называется всякое литературное произведение, в котором выражено некоторое определенное отношение к явлениям жизни, а именно — осуждение и осмеяние их, выставление их на общий смех, позор и негодование. В этом смысле сатирою может быть и эпос — сказка, басня, сказание в роде «Рейнеке-лиса», или «Энеида на изнанку», повесть и роман (многие сатиры Салтыкова, примыкающие к художественному бытописанию, как его «Господа Головлевы»), и комедия, как «Ревизор» и «Горе от ума» и лирические произведения. Сатирическое отношение литературы к явлениям жизни должно быть отличаемо от юмористического (см. Смех и особенно Юмор). В противоположность юмору, особому настроению, при котором смех автора все время смягчен явным или затаенным сочувствием автора к осмеиваемому лицу или явлению, смех сатиры более рассудочен. Он — орудие борьбы и негодования, не улыбается и не смеется весело, а выносит явление жизни на общественный позор, осмеяние и осуждение. Этою последнею чертою, обращением к общественности, сатира обнаруживает свою всегда публицистическую сущность. Она есть поэтическое обличение действительности во имя более или менее определенного общественного идеала. В своем историческом происхождении, именно в древней римской литературе, сатира есть произведение поэтическое, лирическое стихотворение более или менее значительного объема, в котором мы находим более или менее отрицательное или резко осуждающее и негодующее изображение свойств и качеств отдельных типических лиц или более или менее обширной области, или группы лиц и явлений. От сатиры по определенно личному содержанию нападений и обличений в произведении, должно отличать памфлет и пасквиль; последний характеризуется более всего моральною нечистотою побуждений автора в его нападении и обличениях против того или другого лица, тогда как памфлет — иногда только публицистическое выступление, но может быть и художественною сатирою против определенного лица, стоящею на всей высоте ответственного свободного слова. В связи с этим моральным и общественным содержанием сатиры находится и художественная ее ценность в зависимости от соответствия между ее лирическим подъемом и высотою идеала сатирика, с одной стороны, и между значительностью обличаемого явления, с другой. Лирическая субъективная окраска в отношении к типам и явлениям лишает обычно сатиру объективно художественного значения и придает ей часто мимолетное значение. Сатира быстро стареет, напр., чисто сатирические очерки Салтыкова уже непосредственно мало понятны нашему времени, и живучи только те явления сатиры, в которых автор, в частных и преходящих явлениях жизни, улавливал постепенные и непреходящие общечеловеческие и общесоциальные слабости и пороки, стойкие черты индивидуальной психологии, повторяющиеся и выдвигающиеся постоянно извращения социальной психологии. Как особая поэтическая форма сатира явилась в гражданской культуре древнего Рима. Она возникла из чисто народного творчества, которое вообще в развитии и новых литератур многократно и постоянно обращается к сатире, как к орудию самозащиты и самоутешения от сильных и властных. Название сатира происходит от слова satura — блюдо мешанины — но его ставят в связь и с наименованием насмешливых греко-римских полубожеств — полуживотных — сатиров. Римская сатира, начавшись от Энния и Луцилия, расцвела в руках Горация, Персия и особенно Ювенала, который определил форму ее для позднейшего европейского классицизма. В средневековой и новой Европе сатира выходила из рамок старой формы и, развиваясь как самостоятельное настроение и творчество, имела сложные и разнообразные судьбы, выдвинув ряд известных имен: во Франции — Рабле, Буало, Вольтер, из новых — Курье, Беранже, Барьбье, В. Гюго; в Англии — совершенно исключительного значения гениальный сатирик Свифт; в Германии — от «Корабля шутов» Бранта имеется большое количество сатириков, не имеющих обще-европейского значения; выше всех, конечно, блестящий Гейне с «Атта Тролль»; у итальянцев — Ариосто, Гоцци, Альфиери; у испанцев — мировое светило (скорее, впрочем, юморист) — Сервантес. Русская сатира жила уже в XVII веке и раньше в полународной повести, творчестве скоморохов и т. п. («притча о бражнике», сатиры на суд Шемяки и о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове, и проч.). С XVIII в. сатира развивается в русский век классицизма, как особая лирическая классическая форма, начиная от сатир Кантемира; назвать приходится: Николаева, Капниста, Дмитриева, кн. Вяземского и т. п. Но особенно важно пышное развитие сатиры, как стихии обличения и комического. Сатира, как стихия, захватила и всю журналистику в сатирических журналах (начиная с XVIII в.) и комедию и особенно рассказ, повесть, роман. Классическая форма сатиры к XIX веку исчезает, но тем сильнее ее влияние, как веяние, которым не захвачен редкий талантливый писатель: тут и лирики — Пушкин: — «На выздоровление Лукулла» и др. «Летопись села Горюхина»; Рылеев — «Временщику»; Лермонтов — «Дума» и др.; Некрасов — «Размышление у парадного подъезда», «Убогая и нарядная» и мн. др. его произведения, и драматурги (Фонвизин, Грибоедов, Гоголь, Островский), и романисты (Гоголь с поэмою — «Мертвые души» и особенно Салтыков-Щедрин, бичующая и кусательная сатира которого временами достигает свифтовской силы). История русской сатиры не исследована подробно ни в отношении ее классической, теперь явно и давно уже вымершей, стихотворной формы, ни тем более в отношении огромного сатирического содержания русской повести и романа и бытовой комедии, тесно связанных с перемещениями классовых настроений в обществе. Приходится отсылать читателя к общим трудам по истории литературы и по изучению отдельных писателей-сатириков.

В. Чешихин-Ветринский.

Источник: Словарь литературных терминов на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Сатира — (лат. satira, от более раннего satura — Сатура, буквально — смесь, всякая всячина) вид комического (См. Комическое); беспощадное, уничтожающее переосмысление объекта изображения (и критики), разрешающееся смехом, откровенным или подспудным... Большая советская энциклопедия
  2. Сатира — САТИРА — вид комического (см. Эстетика), отличающийся от других видов (юмора, иронии) резкостью обличения. С. при своем зарождении являлась определенным лирическим жанром. Литературная энциклопедия
  3. сатира — -ы, ж. 1. Способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. Малый академический словарь
  4. сатира — Сати́р/а. Морфемно-орфографический словарь
  5. сатира — орф. сатира, -ы Орфографический словарь Лопатина
  6. сатира — Латинское – satira, satura. Французское – satire. Слово «сатира» получило широкое распространение в русском языке с 1729 г., в период появления сатир Кантемира (рукописных списков). В русских словарях слово отмечается с 1794... Этимологический словарь Семёнова
  7. САТИРА — Милующая, прощающая. Словарь татарских женских имён
  8. сатира — САТИРА ы, ж. satire <�лат. satira < satura lanx переполненное блюдо, мешанина. 1. В литературе классицизма — произведение (обычно стихотворное), осмеивающее какой-л. порок, недостаток. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  9. сатира — • беспощадная ~ • острая ~ Словарь русской идиоматики
  10. сатира — см. >> насмешка Словарь синонимов Абрамова
  11. Сатира — • Satĭra старинное satura scil. lanx, означало собственно блюдо, которое referta variis multisque primitiis sacris Cereris inferebatur (Diomedes, Диомед), но затем и другие предметы, состоящие из разных специй и частей... Словарь классических древностей
  12. сатира — Сочинение, осмеивающее слабости и пороки людские Ср. Ядовитая сатира... забыта... в эту минуту он готов сочинить в пользу Аристарха Федоровича панегирик и заклеймить сатирой ближайших своих знакомых. Гончаров. Обрыв. 5, 15. Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  13. сатира — Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где satire < лат. satira (сначала — «десерт», затем — «стихотворная смесь» и «сатира»), производного от satur «сытый». Сатира буквально — «блюдо после насыщения». Этимологический словарь Шанского
  14. Сатира — Ы, жен. Стар. редк. Производные: Сатирка; Сатя (Сата). Происхождение: (Женск. к (см. Сатир)) Словарь личных имен
  15. сатира — САТИРА, ы, ж. 1. Художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности. 2. Обличающее, бичующее осмеяние. | прил. сатирический, ая, ое. С. жанр. С. стиль. Толковый словарь Ожегова
  16. сатира — САТ’ИРА, сатиры, ·жен. (·лат. satira). 1. Обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном, уродливом виде (лит.). Сатиры Кантемира. Шутливая сатира. Горация. Гневная сатира Ювенала. Бич сатиры. Толковый словарь Ушакова
  17. сатира — САТИРА -ы; ж. [лат. satira] 1. Способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. 2. Произведение искусства остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности. Толковый словарь Кузнецова
  18. сатира — Заимствование из французского, куда попало из латыни, где satira – "закуска, всякая всячина" (от satur – "сытый"). Этимологический словарь Крылова
  19. сатира — САТИРА ж. сочиненье насмешливое, осмеяние слабости и порока. Сатирическое сочиненье. Сатирик такой писатель. Толковый словарь Даля
  20. Сатира — Поэтическое обличение текущей действительности: таково наиболее полное определение той многообразной литературной формы, которую обиходная речь, а за нею иногда и теория, называют сатирой. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  21. Сатира — (лат. satira) – резкое, решительное, безоговорочное осуждение и осмеяние каких-либо отрицательных явлений, приносящих вред человеку и обществу. Сатира, возникшая в народной «смеховой» культуре, проникает во все роды и многие жанры искусства. Словарь по культурологии
  22. сатира — Сатиры, ж. [латин. satira]. 1. Обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном. уродливом виде (лит.). Гневная сатира. 2. перен., только ед. Насмешка, обличение. Большой словарь иностранных слов
  23. САТИРА — САТИРА (лат. satira) ,1) способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. Большой энциклопедический словарь
  24. сатира — сатира ж. 1. Произведение, осмеивающее какой-либо порок, недостаток (в литературе классицизма). 2. Произведение искусства, в котором резко, шаржированно изображаются, обличаются отрицательные явления действительности. 3. Злая насмешка, резкое обличение. Толковый словарь Ефремовой
  25. сатира — сати́ра семинаристское ударение са́тира. Заимств. через франц. satire из лат. satira, более стар. satura (lаnх) "блюдо с разными плодами, ежегодно подносимое богам; десерт; смесь, стихотворная смесь": satur "сытый" (Хайзе). Этимологический словарь Макса Фасмера