Терцины

ТЕРЦИНЫ — частный вид терцета (см. Терцет), то-есть строфы, состоящей из трех стихов. Если взять неодинаковые рифмы в трехстишии, то понятно, что в смысле рифмовки такая строфа завершенной быть не может, и завершение ее возможно в следующей. Таких комбинаций сцепления трехстиший может быть несколько. Терцинам свойственна только следующая схема:

Терцины

Последний стих 1—а.

Как видно из приведенной схемы, связь терцин при помощи рифм такова: первый стих начальной терцины рифмуется с третьим, второй с первым и третьим следующей терцины и т. д. до конца. Заканчивает стихотворение одиноко стоящий (а у некоторых авторов вместе с последней терциной) стих, рифмующийся со вторым стихом последней терцины. Необходимо заметить, что если терцины рассматривать, как строфы, то нужно применить к ним все требования строфы (станса) и, следовательно, вкладывать в каждую из них более или менее завершенную мысль и отделять терцину от терцины, кроме точки, еще пробелом (repos). Но так как терцины в смысле рифмовки являются строфой незавершенной, то эту незавершенность можно перенести и на содержание, как и трактуют (что видно из образцовых терцин) многие авторы. Но тогда является спорным вопрос о разделении терцин пробелами строк, что во всех остальных случаях строфики и литературы условлено считать за остановку более, чем точка.

Так, в образцовых сонетах терцеты отделялись пробелом лишь в тех случаях, когда после первого точка. Те же авторы, которые допускали запятую или отсутствие знака, трактовали два терцета, как шестистишие.

Терцинами написана «Божественная Комедия» (Дантэ), из чего видно, что такой большой мастер нашел терцины, несмотря на короткую их волну, пригодными для большого произведения (вопрос большой важности). Терцинами писали многие поэты европейских стран. У нас Пушкин, символисты.

Вначале (Дантэ) за терцинами закрепился определенный размер, который приближается к нашему пятистопному ямбу. В частности, говоря о русских терцинах, можно сказать, что они не вышли из стадии подражательности, так как имеют только мужские и женские рифмы. Русскому языку столь же свойственны дактилические и гипердактилические окончания. То же можно сказать и о метрах.

Отрывок из 20-й песни «Ада» Дантэ.

. . . . . . . .

. . . . . . . .

«С ним множество и ведьм здесь плачут слезно:

«Забыв иглу, кудель и ткацкий челн,

«Они на зельях волхвовали грозно.

«Но время в путь! Уж Каин, терний полн,

«За Кадиксом, на грани заповедной

«Двух полусфер, коснулся синих волн.

«Еще вчера был полон месяц бледный,

«Как знаешь сам: тебе не раз с высот

«Он лил в ночи сквозь лес свой свет невредный».

Так говорил, а мы все шли вперед.

(Перевод Дм. Мина).

И. Р.

Источник: Словарь литературных терминов на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Терцины — (итал. terzina, от terza rima — третья рифма) форма цепных строф: ряд 3-стиший, связанных рифмовкой по схеме aba, bcb, cdc, ded... yzy z. Таким образом, Т. дают непрерывную рифменную цепь произвольной длины, удобную для произведений крупных форм. Большая советская энциклопедия
  2. Терцины — ТЕРЦИНЫ (итал. terza rima, франц. rimes tiercees) — одна из особых, так наз. «твердых» поэтических форм итальянского происхождения. Т. состоят из трехстиший двухрифменного типа, причем сочетание рифм обязательно по схеме: aba, bcb, cdc и т. Литературная энциклопедия
  3. терцины — [ит.] – в стихосложении – трёхстрочные ямбические строфы с перекрещивающимися рифмами Большой словарь иностранных слов