Влияние

ВЛИЯНИЕ литературное — сложный, с методологической точки зрения, вопрос истории литературы и психологии творчества. Соблазнительна мнимая легкость установления влияния: в литературных произведениях не мало моментов сходных или даже совпадающих. Увлечение этими моментами самими по себе, вне связи как с контекстом данного сочинения, так и всей творческой историей писателя, и дало, в результате, какую-то вакханалию буквоедства, натяжек, разнузданность педантизма, не сдерживаемого ни сколько-нибудь выдержанной методологией, ни критическим или эстетическим чутьем. В настоящее время стали подходить к вопросу с большой осторожностью. Интересуются более принципиальной и глубокой проблемой родственности стиля, приемов, основных мотивов творчества, чем аналогией тех или иных мест. Но сейчас, благодаря повысившейся требовательности к правомерности наших утверждений, легче показать, что влияния нет при всем внешнем сходстве, чем ответить на вопрос: где и в чем оно несомненно? Так, Н. К. Пиксанов в своей ценной работе «Грибоедов и Мольер», сгруппировав образцы неудачных заключений о влияниях, в конце концов, однако, не убедил нас в правильности отнесения за счет Мольера тех моментов комедии Грибоедова, которые исследователь все же считает реминисценциями. Он предложил нам довериться непосредственному впечатлению, т.-е. ограничиться субъективным мнением. Ибо все еще недостаточно ясны и точны критерии для установления «влияния». Считать ли признаком последнего «органическое творческое заражение», да еще «на почве конгениальности», как полагают П. Н. Сакулин и Н. К. Пиксанов? Ведь «конгениальность» объясняет — далеко не всегда — факт совпадения, но не подтверждает влияния или заимствования. Наконец, заражение может не быть «органичным», «творческим» и все же сыграть определенную направляющую роль в творчестве писателя, подлежащую учету и оценке.

К чистым «влияниям», пожалуй, следует отнести «внушения», тот «психический автоматизм», который часто идет вразрез с творческой индивидуальностью автора и от коего ему трудно освободиться. И вряд ли необходима для возникновения этого подражательного рефлекса высокая оценка влияющего произведения или автора, как утверждают некоторые из исследователей. Люди подчиняются далеко не всегда тому, что они сознательно одобряют; напротив, подчиненно тем глубже и прочнее, чем более смутны и иррациональны его мотивы. Как раз отрицание зависимости, выражающееся в жестокой критике произведения или человека, иногда — косвенное подтверждение, свидетельствующее о бессилии освободиться от этой зависимости... Пренебрежение к подражаемому часто лишь средство самообмана. Не исключено также и вполне сознательное отрицание автором несомненного для него влияния. Лишь на почве детальной психологической биографии возможны хотя бы более или менее вероятные суждения о нем в каждом проблематичном случае; в пределах научного исследования в настоящее время осуществимо лишь создание своего рода «литературной аналогики», представляющей собой, независимо от тех или иных психологических причин, предметно-оценочный анализ литературных совпадений. Вопрос же о том, обязан ли автор данным, наводящим на аналогии, моментом своего произведения воздействию другого писателя или себе самому, сейчас неразрешим, да и вряд ли вообще дан будет достоверный ответ на него. Исключение составят такие случаи, о которых имеются достоверные положительные показания самих авторов, подтверждаемые тщательным критико-психологическим анализом, или т. п. «клише»; благодаря последним легко установить косвенную, то-есть психологически несущественную, зависимость от автора образа или мотива, ставшего «общим местом».

От «влияния» надо отличать сознательное заимствование, использование продукта чужого творчества, как материала, самостоятельно претворяемого. Так, Шекспир заимствовал сюжеты своих произведений, Гете — сюжет «Фауста» и т. д. Сознательное подражание может также не быть влиянием, когда автор осуществляет им лишь свои творческие цели, напр., пародийные (см. работу Ю. Тынянова: «Достоевский и Гоголь»).

А. Лаврецкий.

Источник: Словарь литературных терминов на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. влияние — -я, ср. 1. Действие, оказываемое кем-, чем-л. на кого-, что-л.; воздействие. Влияние солнечных лучей на человеческий организм. □ Под влиянием атмосферных явлений в песчанике образовалось множество глубоких каверн. Арсеньев, В горах Сихотэ-Алиня. Малый академический словарь
  2. ВЛИЯНИЕ — ВЛИЯНИЕ — англ. influence; нем. Einfluss. 1. Целенаправленное изменение представлений мнений, поведения личности или группы путем воздействия; одна из форм реализации власти. Социологический словарь
  3. влияние — орф. влияние, -я Орфографический словарь Лопатина
  4. влияние — • активное ~ • большое ~ • великое ~ • глубокое ~ • громадное ~ • значительное ~ • исключительное ~ • колоссальное ~ • мощное ~ • наибольшее ~ • немалое ~ • огромное ~ • подавляющее ~ • сильное ~ Словарь русской идиоматики
  5. ВЛИЯНИЕ — ВЛИЯНИЕ, ВДОХНОВЕНИЕ. Изменение значений основного, как бы стержневого слова семантической группы ведет к переосмыслению и других слов, принадлежащих к той же группе. Например, новые отвлеченные значения, сложившиеся у слова влияние в конце XVIII в. (ср. Историко-этимологический словарь
  6. влияние — Действие, воздействие, давление, обаяние, возбуждение Закон обратного действия не имеет Под влиянием, под давлением чего – движимый, побуждаемый чем Идти за кем-нибудь на буксире ср. !! внушение, возбуждение, действие см. >> вдохновение см. также -> оказывать влияние Словарь синонимов Абрамова
  7. влияние — Влия́/ни/е. Морфемно-орфографический словарь
  8. влияние — сущ., с., употр. часто (нет) чего? влияния, чему? влиянию, (вижу) что? влияние, чем? влиянием, о чём? о влиянии; мн. что? влияния, (нет) чего? влияний, чему? влияниям, (вижу) что? влияния, чем? влияниями, о чём? о влияниях... Толковый словарь Дмитриева
  9. влияние — (воздействие). Семантическая калька конца XVIII в. франц. influence < лат. influentia. Этимологический словарь Шанского
  10. влияние — Благодетельное (устар.), благотворительное (устар.), благотворное, большое, вредное, вредоносное, гибельное, губительное, доброе, дурное, духовное, животворное, зловредное, злое, значительное, могучее, недоброе, незначительное, немалое, огромное... Словарь эпитетов русского языка
  11. влияние — ВЛИЯНИЕ -я; ср. (кого-чего и с опр.). 1. Воздействие, оказываемое кем-, чем-л. на кого-, что-л. В. солнечных лучей на человеческий организм. В. среды, школы, улицы. Благотворное, сильное в. Дурное, пагубное в. Оказывать в. на ход событий. Толковый словарь Кузнецова
  12. влияние — См. вливать Толковый словарь Даля
  13. влияние — ВЛИЯНИЕ, я, ср. 1. Действие, оказываемое кем-чем-н. на кого-что-н., воздействие. Оказать в. на ход дел. Под чужим влиянием. Благотворное в. 2. Авторитет, власть. Человек с большим влиянием. • Под влиянием кого-чего, в знач. предлога с род. Толковый словарь Ожегова
  14. влияние — ВЛИ’ЯНИЕ, влияния, ср. (·книж. ). 1. Действие, производимое на кого-что-нибудь, воздействие. Влияние печати на общественное мнение. Под влиянием страха. Иметь влияние на ход дел. Оказывать влияние. Влияние Байрона на русскую литературу. Толковый словарь Ушакова
  15. влияние — влияние ср. 1. Процесс действия, оказываемого кем-либо или чем-либо на кого-либо или на что-либо. || Результат такого действия; воздействие. 2. Авторитет, власть, превосходство. Толковый словарь Ефремовой