Словарь литературоведческих терминов

Символ

Символ
символ
- (от греч. symbolon - знак, опознавательная примета) - универсальная эстетическая категория, особый художественный образ-знак. В отличие от знака-символа, содержащего недвусмысленное, практическое значение (например, в математике), метафоры (см. метафора) и аллегории (см. аллегория), С. имеет не одно или несколько, а неисчерпаемое множество значений и обладает необыкновенной смысловой емкостью. С. известен с древнейших времен (древние мифологические образы-С. у разных народов, архетипы, христианские С., например, Ад, Чистилище и Рай и т. п.). С. не рассчитан на постижение разумом или сознанием, а стремится вызвать ассоциации, эмоционально воздействовать на воспринимающего (читающего, слушающего, смотрящего и т. п.), "внушить" определенное впечатление, настроение, состояние и тем самым заставить увидеть в предмете или явлении их глубинную, скрытую сущность. Художественная задача С. - влияя на чувства, воображение, эмоции, пробудить готовность воспринять идеальные (нематериальные) понятия, а не объяснить их логически; дать некий намёк, указание на существование у изображаемого сокровенного смысла и стать "проводником" к нему (Вяч. Иванов). "Категория С. указывает на выход образа за собственные пределы, на присутствие некоего смысла, нераздельно слитого с образом, но ему не тождественного" (С.С. Аверинцев).
Словарь литературоведческих терминов 2005
| Ещё

См. также `Символ` в других словарях
символ
См. знак...
Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999
м. 1) То, что служит условным обозначением какого-л. понятия, идеи. 2) Художественный образ, условно передающий какую-л. мысль, идею, переживание. 3) Условное обозначение какой-л. величины, какого-л. понятия, принятое той или иной наукой.
СИМВОЛ (от греч. symbolon - знак - опознавательная примета),1) в науке (логике, математике и др.) то же, что знак.2) В искусстве характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. В отличие от аллегории смысл символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания (ср. Аллегория).
символ
, м.
1.
Предмет, действие и т. п., служащие условным обозначением какого-л. понятия, идеи.
Белый голубь — символ мира.
Великая русская река! Она — символ нашей вольности, нашего раздолья и нашего богатства. Новиков-Прибой, Волга.
На подзеркальнике стояли полукругом семь слонов — традиционный символ счастья. С. Никитин, Семь слонов.
2. лит.
Художественный образ, условно передающий какую-л. мысль, переживание.
[Символисты] стали жертвовать внешней правдой и даже правдоподоб...
(греч. Symbolon - знак). 1) фигура или образ для вещественного обозначения какого-нибудь чисто нравственного предмета, напр. треугольник символ Св. Троицы, лев - символ храбрости. 2) формула, заключающая в себе главные основы веры: символ веры: 3) у греков: знак, который представлял залог какого-нибудь договора или обязательства.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
греч. symbolon. Преобразование; изображение отвлеченного понятия предметом.
(Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)
знак, условное изображение понятий и чувствований; так, лев - символ силы, царственного ве...
символ
СИ́МВОЛ -а; м.
1. То, что служит условным знаком какого-л. понятия, явления, идеи. Голубь с ветвью - с. мира. Пять сплетённых колец - с. Олимпийских игр. // Лит. Художественный образ, условно передающий какую-л. мысль, переживание. Использовать художественные символы романтизма в ткани реалистического произведения.
2. Условное обозначение какой-л. единицы, величины, принятое в науке. Символы химических элементов.
Си́мвол веры. 1. Краткое изложение основных догматов христианства (в православии сформулированы в тексте, начинающемся словами: "Верую во Единого Бога Отца, Вседержи...
-а, м. 1. То, что служит условным знаком какого-н. понятия, явления, идеи. Голубь — с. мира. Якорь — с. надежды. Этот подарок — с. верности. 2. Принятое в науке условное обозначение какой-н. единицы, величины. * Символ веры — 1) краткое изложение основных догматов христианства в православии, кратко сформулированных в тексте, начинающемся словами “Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя...”; 2) то же, что кредо. Символы государства — государственный герб, флаг, гимн. II прил. символический, -ая, -ое и символьный, -ая, -ое (ко 2 знач.;спец.). Символическое изображение. Символьная информация.
(символ устар.), символа, м. (греч. symbolon - знак, первонач. условный опознавательный знак для членов какой-н. организации, тайного общества). Предмет или действие, служащее условным знаком чего-н., выражающее, означающее какое-н. понятие, идею. Все грани в природе условны, относительны, подвижны, выражают приближение нашего ума к познанию материи, - но это нисколько не доказывает, чтобы природа, материя сама была символом, условным знаком, т. е. продуктом нашего ума. Ленин. Круг - символ вечности. Пальмовая ветвь - символ мира. || Художественный образ, в к-ром условно выражены идеи и переживания, преимущ. мистические (лит., искус.). а Символ веры - 1) краткое изложение основных догматов религии (церк.); 2) перен. то же, что кредо (книжн. устар.).
м. греч. сокращенье, перечень, полная картина, сущность в немногих словах или знаках. Символ веры, исповеданье всей сущности или основ ее, в перечне. | Изображенье картинное, и вообще чертами, резами, знаками, с переносным, символическнм, иносказательным значеньем. Держава символ власти. Весы символ правосудия. Кулак символ самовластия. Треугольник символ св. Троицы.
си́мвол
сущ., м., употр. сравн. часто
Морфология: (нет) чего? си́мвола, чему? си́мволу, (вижу) что? си́мвол, чем? си́мволом, о чём? о си́мволе; мн. что? си́мволы, (нет) чего? си́мволов, чему? си́мволам, (вижу) что? си́мволы, чем? си́мволами, о чём? о си́мволах
1. Символом называют то, что служит условным знаком какого-либо понятия, явления, идеи.

Голубь с ветвью — символ мира....

символ си́мвол род. п. -а, стар. симво́л "сокращение, сокр. изложение; вещественное изображение ч.-л. отвлеченного", сербск.-цслав. симъволъ σύμβολον. Из греч. σύμβολον "знак". Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс 1964—1973
Символ
Заимствование из греческого, где существительное symbolon ("знак") образовано от глагола syraballein – "соединять".
(иноск.) - условный знак
Символическое (иноск.) - изображенное знаками
Символизм.
Ср. Держава - символ власти.
Ср. Кольцо было сделано довольно затейно и идейно - с символизмом.
Лесков. Александрит. 3.
Ср. (Мы) действительно совершаем некоторые символические церемонии при приемах (в разные степени).
Писемский. Масоны. 5, 6.
Символ - в прямом смысле - сущность, суть в сокращенном виде
Ср. σПЌОјОІОїО»ОїОЅ (σПЌОЅ, с - ОІО¬О»О»ОµО№ОЅ, бросать, - соображать, прикинуть умом) - символ, признак, знак.
символ Заимств. в начале XVIII в. из греч. яз., где symbolon «знак, примета» — от symballein «встречаться». Символ исходно — «знак, метка» (удостоверяющие личность при деловой встрече). Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа 2004
символ
Греческое – «символ, знак, примета».
Русское слово «символ» известно с начала XVIII в. Заимствовано непосредственно из греческого.
Первоначально слово имело значение – «то же, что примета, метка». Позже развилось другое значение: «вещественное, краткое отображение чего-либо отвлеченного при помощи одного знака».
Наиболее часто слово «символ» употребляется в искусстве как «характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи».
Производные: символичный, символический, символика, символизировать.
Этимологический словарь русского языка. М.: Русский язык от А до Я. Издательство <ЮНВЕС> <...
СИМВОЛ (от греческого symbolon - знак, опознавательная примета), 1) в науке (логике, математике и др.) то же, что знак. 2) В искусстве характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. В отличие от аллегории, смысл> символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания.
Символ (от греч. sýmbolon — знак, опознавательная примета)
1) в науке (логике, математике и др.) — то же, что Знак. См. также ст. «Иероглифов теория». 2) В искусстве — универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через сопоставление со смежными категориями художественного образа (См. Художественный образ), с одной стороны, знака и аллегории (См. Аллегория) — с другой. В широком смысле можно сказать, что С. есть образ, взятый в аспекте своей знаковости, и что он есть знак, наделённый всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа. Всякий С. есть образ (и всякий образ есть, хотя бы в некоторой мере, С.); но категория С. указывает на выход образа за собственные пределы, на присутствие некоего смысла, нераздельно слитого с образом...
символ
СИМВОЛ (от греч. symbolon — знак, примета, признак). Существует множество теорий и трактовок С. Наиболее общим является понимание С. как универсальной формы человеческого познания и творчества. С. — категория, отражающая специфику образного познания в искусстве и др. формах культуры (мифология, религия). С. является зримым выражением идеи или мысли и соединяет в себе свойства абстрактного понятия и художественного образа, окруженного множеством ассоциаций. Изучение С. дает возможность для эпистемологии раскрыть механизм образного познания.
В искусственных формализованных языках под С. подразумевают понятие, тождественное знаку, но С. не равен знаку, прямо указывающему на определенный объект, превосходя его...
Символ
ВЕРЫ - краткое догматическое изложение основы христианского вероучения. Составлен Первым Вселенским собором (г. Никея, Малая Азия) в 325 году; в 381 году расширен и дополнен Вторым Вселенским собором (Константинополь). По названиям мест, где проходили соборы, получил название Никео-Константинопольского или Никео-Царьградского символа. веры входит в состав многих богослужений.
СИМВОЛ (греч. symbolon - знак, опознавательная примета; symballo - соединяю, сталкиваю, сравниваю) - в широком смысле понятие, фиксирующее способность материальных вещей, событий, чувственных образов выражать идеальные содержания, отличные от их непосредственного чувственно-телесного бытия. С. имеет знаковую природу, и ему присущи все свойства знака. Однако, если, вслед за Гадамером, сущностью знака признать чистое указание, то сущность С. оказывается большей, чем указание на то, что не есть он сам. С. не есть только наименование какой-либо отдельной частности, он схватывает связь этой частности со множеством других, подчиняя эту связь одному закону, единому принципу, подводя их к некоторой единой универсалии. С. - самостоятельное, обладающее собственной ценностью обнаружение реальности, в смысле и силе которой он, в отличие от знака, участвует. Объединяя различные планы реальности в единое целое, С. создает собственную многослойную структуру, смысловую перспективу, объяснен...
(Symbol) - наилучшее из возможных выражение или изображение чего-либо неизвестного. Понятие символа следует отличать от понятия знака."Каждый психический продукт, поскольку он является в данный момент наилучшим выражением для еще неизвестного или сравнительно известного факта, может быть воспринят как символ, поскольку есть склонность принять, что это выражение стремится обозначить и то, что мы лишь предчувствуем, но чего мы ясно еще не знаем. Поскольку всякая научная теория заключает в себе гипотезу, т. е. предвосхищающее обозначение, по существу, еще неизвестного обстоятельства, она является символом. Далее, каждое психологическое явление есть символ при допущении, что оно говорит или означает нечто большее и другое, такое, что ускользает от современного познания. Такое возможно, безусловно, всюду, где имеется сознание с установкою на иное возможное значение вещей. Оно невозможно только там, и то лишь для этого самого сознания, где последнее само создало выражение, долженствующе...
(от греч. symbolon - знак, опознавательная примета) - идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание. С. стоит между (чистым) знаком, у которого собственное содержание ничтожно, и моделью, имеющей прямое сходство с моделируемым объектом, что позволяет модели замещать последний в процессе исследования. С. используется человеком в своей деятельности и имеет в силу этого определенную цель. Он всегда служит обнаружению чего-то неявного, не лежащего на поверхности, непредсказуемого. Если цель отсутствует, то нет и С. как элемента социальной жизни, а есть то, что обычно называется знаком и служит для простого обозначения объекта. Роль С. в человеческой практике и познании мира невозможно переоценить. Э. Кассирер даже определял человека как "символизирующее существо". И это определение вполне приемлемо, если символизация понимается как специфическая и неотъемлемая характеристика деятельности инди...
Символ (Symbol) — наилучшее из возможных выражение или изображение чего-либо неизвестного. Понятие символа следует отличать от понятия знака.
«Каждый психический продукт, поскольку он является в данный момент наилучшим выражением для еще неизвестного
Символ
(от греч. symbolon) — условный знак какого-нибудь понятия, какой-либо величины, принятых в той или иной науке; убеждение, взгляды, образ, воплощающий какую-либо идею; видимое, реже слышимое образование, которому придается особый смысл, понятный иногда только посвященным.
Начала современного естествознания. Тезаурус. — Ростов-на-Дону 2006
(от греч. symbolon - знак, опознавательная примета) - англ. symbol; нем. Symbol. 1. Предмет, действие и т. д., служащие условными обозначениями к.-л. образа, значения. 2. То же, что знак. 3. Определенное, социально зафиксированное и передающееся от поколения к поколению содержательное значение вещи, предмета, события (флаг, обручальное кольцо, крест и др.). 4. Любой знак, вызывающий одинаковую соц. реакцию, важное средство соц. взаимодействия; функции С. выполняют не только вещи, события, но и вербальные выражения и формы поведения. См. ИНТЕРАКЦИОНИЗМ СИМВОЛИЧЕСКИЙ. 5. В психоанализе и в глубинной психологии - действия, слова, представления и мечты, в к-рых проявляется бессознательное. 6. Опознавательный знак у членов определенных общественных групп, тайного общества. 7. Образ, обладающий многозначностью содержания, замещающий ряд представлений.
предмет, изображение, явление, служащие условным обозначением какого либо образа, понятия, идеи.
Символ
СИМВОЛ. Происходит от греческого слова sýmbolon — связь, сущность в немногих знаках. Обычно под символом мы разумеем картинное изображение с переносным иносказательным значением. Это картинное изображение служит только способом выражения, устанавливающим связь с известными переживаниями, настроениями, идеями. Сосна Лермонтова, которая на диком северном голом утесе грезит о грустной одинокой пальме, растущей «в том крае, где солнце восход», не является тем типичным образом, задача которой воплотить живое конкретное явление, выявивши черты, общие целому ряду сходных конкретных явлений. Для нас образ сосны служит лишь средством для того, чтобы обозначить иносказательно идею, выразить путем намека, внушения настро...
(от греч. symbolon — знак, опознавательная приме­та) - идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой фор­ме некоторое иное содержание. С. стоит между (чистым) знаком, у которого собственное содержание ничтожно, и моделью, имеющей прямое сходство с моделируемым объектом, что позволяет модели замещать последний в процессе исследования. С. используется человеком в некоторых видах деятельности и имеет в силу этого определенную цель. Он всегда служит обнару­жению чего-то неявного, не лежащего на поверхности, непредска­зуемого. Если цель отсутствует, то нет и С. как элемента социальной жизни, а есть то, что обычно называется знаком и служит для простого обозначения объекта. Роль С. в человеческой практике и познании мира невозможно переоценить. Э. Кассирер даже определял человека как «символизи­рующее существо». И это определение вполне приемлемо, если сим­волизация понимается как специфическая и неотъемлемая характе­ристика ...
Комментарии
Комментарии отстуствуют
Добавить комментарий
Добавить комментарий
Ваше имя *
E-mail
Комментарий
Код подтверждения
 Обновить изображение
  
Что еще интересного в `Словарь литературоведческих терминов` ?
загадка - жанр устного народного творчества: иносказательное описание предмета или явления, которые нужно отгадать, например: "Не лает, не кусает, а в дом не пускает" (замо́к). Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова 2005...
искусство для искусства ("чистое искусство") - теория, в основе которой лежит утверждение независимости художественного творчества от общества, отказ от социально-гражданской тематики, провозглашение самодостаточности искусства, противопоставление возвышенности и совершенства классических (античных) художественных форм несовершенству окружающей действительности. Получила широкое распространение в России в 60-80 гг. XIX в. Теоретиками И. д. и. были А.В. Дружинин, В.П. Боткин, сторонн...
олицетворение - вид тропа: изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ (даром речи, способностью мыслить, чувствовать, переживать, действовать), уподобляются живому существу. Например: "О чем ты воешь, ветр ночной? // О чем так сетуешь безумно?" (Ф.И. Тютчев); "Сквозь волнистые туманы // Пробирается луна" (А.С. Пушкин). Разновидность метафоры (см. метафора). Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова 2005...
антитеза - (от греч. anti – против и thesis - положение) - противопоставление, создающее эффект резкого контраста образов (например, Базаров и П.П. Кирсанов, Обломов и Штольц), композиционных (например, "Деревня"А.С. Пушкина) или сюжетных (например, чередование "военных" и "мирных" эпизодов в романе Л.Н. Толстого "Война и мир") элементов произведения. Для выражения А. часто используются антонимы, например: "Война и мир", "Преступление и наказание", "Толстый и тонкий" и др. Словарь л...
повествователя образ - См. образ повествователя Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова 2005...
поэма в прозе - См. стихотворение в прозе Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова 2005...
психологизм - (от греч. psyche - душа и logos - понятие, слово) - способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, ее динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя. П. может быть явным — открытым (непосредственное воспроизведение внутренней речи героя или образов, возникающих в его воображении, сознании, памяти, например, "диалектика души" в произведениях Л. Н. Толстого, В. В. Набокова) и неявным —...
басня - малый повествовательный (эпический) жанр: короткий рассказ в стихах или прозе с четко сформулированной моралью, сатирический по направленности, имеющий поучительный смысл. Цель Б. - осмеяние человеческих пороков, общественных недостатков. Персонажами Б. часто выступают животные, растения и предметы (И.А. Крылов "Свинья под дубом", "Слон и Моська" и др.). В Б. активно используются олицетворения, аллегории и образный параллелизм. Возникновение Б. связывают с именем легендарног...
шестистишие - См. секстина Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова 2005...
эпитафия - (от греч. epitaphios - надгробный) - надпись на надгробии (чаще в стихотворной форме) или небольшое стихотворение, посвященное автором памяти умершего и опубликованное в сборнике стихов. Обычно обращена к покойному или имитирует обращение усопшего к живым; содержит похвалу достоинствам умершего, чем близка к панегирической (см. панегирик) поэзии. Нередко начинается с формулы типа "Покойся...", "Под камнем сим лежит...", "Здесь спит..." и др. или обращением к прохожему, на...
эссе - (от франц. essai - попытка, очерк) - прозаическое произведение небольшого объема, передающее субъективные впечатления и размышления автора по тому или иному поводу и изначально не претендующее на полноту изображения и исчерпывающую трактовку темы. Главная примета Э. как жанра - свободная композиция: последовательность изложения подчинена только внутренней логике авторских размышлений, мотивировки, связи между частями текста часто носят ассоциативный характер, что проявляется в особом синт...
быличка - жанр устного народного творчества: рассказ героя о встрече с "нечистой силой". Зачастую Б. становятся основой сюжета художественного произведения (Н.В. Гоголь "Вий") или включаются в текст (например, И.С. Тургенев включил Б.в рассказ "Бежин луг"). Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова 2005...
акцентный стих - стихотворный размер в тоническом стихосложении (см.тоническое стихосложение). В стихотворении, написанном А. с., строки равны по числу ударений, а количество безударных слогов, расположенных между ударными, произвольно и может составлять от одного до семи. Например: Армия пролетариев, встань стройна! Да здравствует революция, радостная и скорая! Это - единственная великая война из всех, какие знала история.
жанр литературный - (от франц. genre - род, вид) - форма, в которой реализуются основные роды литературы: эпос, лирика и драма, характеризующаяся теми или иными общими сюжетными и стилистическими признаками. Различают Ж. л.: в эпосе - роман, повесть, рассказ, очерк, сказка, былина и др., в лирике - стихотворение, ода, элегия и др., в драме - трагедия, комедия, драма и др. Каждому Ж. л. свойственно определе...