Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Джотто ди Бондоне

Джотто ди Бондоне
Джотто ди Бондоне
(1266/1267— 1337) — величайший художник ит. Проторенессанса, новатор, реформатор ит. живописи, архитектор, скульптор, поэт, родоначальник живописи Возрождения. Родился во Флоренции в семье кузнеца (или в крестьянской семье близ Флоренции). Учился у Чимабуэ. Работал во многих городах Италии: Риме, Ассизи, Флоренции, Милане, Неаполе, Падуе. Пользовался большим успехом при жизни и оказал сильное влияние на своих последователей. Главное призвание Д. — живопись. Основной его работой, выполненной в зрелые годы (и лучше всего сохранившейся), являются фрески капеллы дель Арена (названа так потому, что на ее месте находилась древнерим. арена цирка) в Падуе (1303-1305/1306 либо 1308-1310). Росписи Д. позднее стали называть «Евангелием для неграмотных», «Евангелием Джотто». С 1313 по 1327 г. жил и работал во Флоренции, где в конце 1320-х гг. расписал две небольшие капеллы в церкви Санта-Кроче. С 1328 по 1333 г. работал в Неаполе (работы не сохранились), в 1335— 1336 гг. — в Милане. Затем окончательно поселился во Флоренции (с 1334 г.), где руководил строительством флорентийского собора и работал над проектом колокольни (кампанилы). Умер во Флоренции и похоронен в соборе как один из самых почитаемых граждан города.
Образы Д. монументальны и величавы, сдержанны, созерцательны и естественны; язык суров и лаконичен. Д., вероятно, первому в искусстве ит. Проторенессанса удалось передать деятельное отношение человека к жизни, показать его душевную жизнь, сблизить церк. искусство с этич. проблемами современности, наполнить религ. сюжеты новым содержанием, передать гамму переживаний и чувств человека (любовь, гнев, печаль, надежду, покорность и пр.) и драматизм повествования. Д. был упомянут в «Божественной комедии» Данте, его высоко ценили гуманисты Петрарка и Боккаччо. У Д. училось мастерству не одно поколение художников Возрождения.
Лит.: Алпатов М.В. Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто. М., 1939; Вазари Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т. 1. М., 1956; Гуковский МЛ. Итальянское Возрождение. Л., 1990; Данилова И.Е. Джотто. М., 1969.
Средневековый мир в терминах, именах и названиях. — Минск: Беларусь 1999
| Ещё

См. также `Джотто ди Бондоне` в других словарях
ДЖОТТО ДИ БОНДОНЕ (Giotto di Bondone) (1266 или 1267-1337) - итальянский живописец. Представитель Проторенессанса. Порвав со средневековыми канонами, внес в религиозные сцены земное начало, изображая евангельские легенды с небывалой жизненной убедительностью. Фрески капеллы дель Арена в Падуе (1305-1308) и церкви Санта-Кроче во Флоренции (ок. 1320-25) поражают внутренней силой и величием образов, тектоничностью композиции. Автор проекта колокольни собора во Флоренции.
Джотто ди Бондоне Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone) [1266 или 1267, Колле-ди-Веспиньяно (?), Тоскана, ‒ 8.1.1337, Флоренция], итальянский живописец. Представитель искусства Проторенессанса Учился, по-видимому, в мастерской Чимабуэ (1280‒90). Работал главным образом в Падуе и Флоренции. Пользовался широким признанием среди своих современников и граждан Флоренции, где с 1334 руководил строительством собора и городских укреплений.

С именем Д. связан переворот в развитии итальянской живописи. Смело порывая со средневековыми художественными канонами и традициями итало-византийской живописи, Д. вносит в религиозные сюжеты земное начало. Сцены евангельских легенд...

(Giotto di Bondone)
(ок. 1266 или 1276-1337), флорентийский художник и архитектор; родился в Веспиньяно. Согласно Вазари, Джотто был учеником Чимабуэ. Об ученичестве и раннем периоде творчества художника ничего не известно. Первое упоминание о Джотто относится к 1298; оно содержится в документе о полученной им оплате за мозаику Навичелла в старом соборе св. Петра в Риме; при перенесении из собора она, к сожалению, утратила свой первоначальный облик. Самые ранние из сохранившихся работ художника - сцены из жития св. Франциска в верхней церкви в Ассизи (1300-1304). Однако эти фрески сильно переписаны, и многие исследователи не признают их подлинными произведениями мастера. Стиль Джотто достиг зрелости во фресках капеллы дель Арена в Падуе (1304-1306). Капелла перекрыта коробовым сводом; на торцовой стене помещено изображение Страшного суда, а на боковых - сцены из жизни Христа и Богоматери, расположенные в три регистра. Сдержанность и достоинство в трактовке сюжетов, пласти...
        (Giotto di Bondone) (1266/1267 - 1337), итальянский живописец. Представитель Проторенессанса. Учился, по-видимому, в мастерской Чимабуэ (между 1280 и 1290). С именем Джотто связан поворот в развитии итальянской живописи, её разрыв со средневековыми художественными канонами и традициями итало-византийского искусства XIII в. Знакомство с позднеантичной живописью и произведениями П. Каваллини способствовало сложению реалистических черт искусства Джотто ("Мадонна Оньиссанти", 1310-20, Уффици). К выдающимся произведениям проторенессансной живописи относятся росписи Капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1304-06). Посвящённые жизни Марии и Христа, расположенные на стенах тремя горизонтальными рядами росписи отличаются драматизмом, жизненной убедительностью образов, смелым построением пространства и лепкой пластического объёма, простотой и выразительностью жестов и ракурсов, соблюдением в каждой композиции цикла единства времени и места, светлым, праздничным колоритом. В р...
Что еще интересного в `Средневековый мир в терминах, именах и названиях` ?
Сенешаль (от позднелат. siniscalcus — старший слуга). 1) Главный управляющий королев, дворцом во Франкском государстве в V—VIII вв. С VIII в. приобрел суд. и воен. функции. С X в. должность стала наследственной; с. стал именоваться «великим с». В период Раннего Средневековья сенешалов имели и крупные сеньоры. 2) С XIII в. — королев, чиновник, глава судебно-адм. округа (сенешальства) на западе и юге Франции с широкими полномочиями (суд., адм., финансовыми). С. назначался из местной эиати. Должнос...
Таулер Иоганн (1304-1361) - нем. теолог и философ-мистик. Ученик Экхарта. Монах-доминиканец и проповедник. В созданном им учении рассматривал Божество как единство, лишенное всякой определенности. По мнению Т., человек не способен познать Божество средствами своего разума; единственный путь познания Бога — это путь веры и мистич. созерцания. Человек благодаря своей «глубине души» (сотворенной Богом) может возвыситься до постижения чистой сущности Бога путем углубленного созерцания, но для этого...
Бревиарий (от лат. breviarium — краткий обзор, сокращенное изложение) — служебник католич. духовенства, состоящий из коротких отрывков из Библии, трудов «отцов церкви», житий святых, псалмов, молитв, гимнов. Богослужебные тексты в б. расположены в соответствии с годовым Циклом богослужений. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. — Минск: Беларусь Е. Д. Смирнова Л. П. Сушкевич В. А. Федосик 1999...
Епископ (греч. episkopos — надзиратель) — христиан, священнослужитель высшего церк. сана, глава епархии (диоцеза), имеющий духовную власть над священнослужителями и мирянами своей епархии. Старшие епископы имеют титул архиепископов. Институт епископов известен еще из посланий апостола Павла, тогда они выполняли функции хоз. руководителей в христиан, общинах. Во II — нач. III в. епископы стали главными руководителями общин, церкви. Им стала принадлежать монополия в вопросах вероучения, морали, гл...
Иконоборчество социально-полит, и религ. движение в Византии в VIII— первой пол. IX в. Прежде всего было борьбой военно-землевладельч. фемной знати (положение которой значительно укрепилось в связи с воен. успехами Византии) и части торгово-ремесленных кругов Константинополя за ограничение могущества церкви и монашества, за секуляризацию монастырских земель и раздачу их военным. Стремление императоров поднять престиж центр, власти и ослабить влияние вышедших из-под контроля церк. иерархов и мона...
Иоанн II Добрый (1319-1364) фр. король с 1350 г. из династии Валуа. Его правление пришлось на тяжелые годы Столетней войны (после поражения французов при Креси). Пытался получить средства для ведения войны, для чего созвал Генеральные штаты (в 1355 г.). При И.И англичане (под началом «Черного принца») опустошали юго-запад Франции. В 1356 г. король выступил против «Черного принца», настиг последнего у Пуатье, но был разбит, захвачен в плен и в 1357 г. увезен в Лондон. По Лондонскому договору 1359...
Иоанн Безземельный (ок.1167— 1216) — король Англии с 1199 г. из династии Плантагенетов, брат и преемник Ричарда I Львиное Сердце, младший сын Генриха II и Алиенор Аквитанской. Хитрый, но бесталанный правитель. Прозван «Безземельным», потому что, в отличие от старших братьев, не получил владений во Франции, а затем потерял почти все владения Плантагенетов на континенте. Правление И.Б. ознаменовалось открытым воен. столкновением с Францией. В результате крайне неудачной для Англии войны И.Б. потер...
Испания королевство, возникшее в 1479 г. В 1469 г. был заключен брак между сестрой короля Кастилии Изабеллой и наследником арагонского престола Фердинандом Арагонским. В 1479 г., после смерти короля Арагона Хуана II и короля Кастилии Генриха IV, династич. брак привел к Кастильско-Арагонской унии и образованию И. При этом объединение было достаточно формальным. Политич. уния не привела сразу к установлению единообразия законодательства, адм. и суд. органов. Не были отменены фуэрос и др. пожалован...
Кальмарская уния договор о полит, объединении сканд. стран (подписан в 1397 г. в швед. г. Кальмар) под верх, властью датских королей. В 1397 г. как общесканд. король был коронован внучатый племянник Маргариты Датской (вдохновительницы унии) Эрик Померанский. В случае войны страны-участницы выступали как единое государство, сохраняя при этом собственный гос. аппарат. Реализация К.у. на протяжении XIV— XV вв. была крайне непоследовательной. Юридически уния распалась после выхода из нее Швеции (152...
Котта в романский период (с сер. XI в.) длинная (до середины икры) муж. верхняя одежда (туника) без рукавов либо с небольшими широкими рукавами, из-под которых виднелись рукава камизы. Имела полукруглое или прямоугольное декольте, была короче и шире нижней туники, ее шили из более дорогих тканей. В XII в. она стала узкой в плечах и расширенной книзу при помощи клиньев, вставленных в боковые швы. Знать носила длинную к., а народ — короткую (выше колен). Благодаря длинной одежде муж. фигура приобр...
Антифония (от греч. antifon — звучащий в ответ) — церк. пение, построенное на принципе попеременного звучания двух хоров. А. введена Амвросием Медиоланским и усовершенствована при папе Целестине I. Текст антифонов, как правило, состоял из законченных духовных песен или стихов, взятых из Библии. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. — Минск: Беларусь Е. Д. Смирнова Л. П. Сушкевич В. А. Федосик 1999...
Несторианство христологич. учение константинопольского патриарха Нестория (ум. в 450 г.). Несторий разделял природу Иисуса Христа на божественную (Бог-Сын) и человеческую (Иисус). По его учению, Иисус был человеком (поэтому Деву Марию он считал не богородицей, а человекородицей), который затем стал Христом. Несторий считал, что божественное и человеч. начала в Иисусе Христе существуют лишь в относительном соединении, но не слиты полностью. В противовес арианству, н. признало совечность Бога-Сына...
Робертины фр. феод, род, давший начало династии Капетингов. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. — Минск: Беларусь Е. Д. Смирнова Л. П. Сушкевич В. А. Федосик 1999...
Салернский кодекс здоровья см. Арнальдо де Виланова Средневековый мир в терминах, именах и названиях. — Минск: Беларусь Е. Д. Смирнова Л. П. Сушкевич В. А. Федосик 1999...