Библиологический словарь. Александр Мень

Анахронизмы Библейские

Анахронизмы Библейские(от греч. ўnЈ - назад и crТnoj - время) - хронологич. неточности или приписывание эпохе черт, ей не свойственных. А. обычны в историч. и др. лит-ре. Напр., принято писать о древней "Месопотамии", "Палестине", *"Древнем Востоке", говоря о временах, когда этих названий не существовало. В Библии мы встречаемся с рядом А. как в хронологии, так и в описании древнего быта. Однако ни один из них не умаляет д у х о в н о г о содержания текста. Причины А. двоякие: 1) Когда свящ. автор писал о событиях прошлого, он часто пользовался источниками, сохраненными в преданиях, а предания нередко стилизовали минувшее, придавая ему черты других эпох. 2) Древние календари и хронологич. сведения были разрознены и неполны. Все это относится не к сфере *Откровения, а к области историч. знания (см. Наука и Библия) и поэтому не касается *боговдохновенности свящ. книг. Примеры А. По мнению *Олбрайта, А. является упоминание верблюдов в сказаниях о патриархах, т. к. верблюды были одомашнены позднее. В Кн. Даниила сказано, что после убийства Валтасара власть перешла к Дарию (5:30-31), между тем согласно Библии (см. 1 Кн. Ездры) Дарию предшествовал Кир (559-530), Дарий же воцарился в 522, после смерти сына Кира Камбиса (530-523). Ев. Матфей, предлагая родословие Христа, опускает ряд имен, чтобы в соответствии с жанром *"тольдот" свести его к свящ. числам (14 родов: 7 + 7). "Прием этот несколько искусственен, но вполне согласен с обычаями и мышлением иудеев" (прот. Фивейский М., см. ТБ, т.8, с. 35). Следует отметить, что мн. библейские А. - к а ж у щ и е с я и впоследствии были сняты новыми археологич. открытиями. Так, прежде считалось, что упоминание о горе Божьей в Исх 15:17 отражает более поздний период, когда уже был построен Храм. Однако изучение древневост. письменности показало, что "горой" на Ближнем Востоке именовалось местопребывание Божества как таковое (независимо от геогр. локализации святилища). *Е л е о н с к и й Ф.Г., Разбор мнений совр. отрицат. критики о времени написания Пятикнижия, вып.1.: Разбор т. н. анахронизмов в Пятикнижии, СПб., 1875; Может ли быть отнесено к числу анахронизмов употребление имени "Хеврон" в Кн. Бытия, ЧОЛДП, 1878, №4.