Библиологический словарь. Александр Мень

Антропология

Антропология(от греч. Ґn(rwpoj - человек и lТgoj - учение) БИБЛЕЙСКАЯ, раздел библейского *богословия, к-рый рассматривает учение Слова Божьего о природе человека. Трудности задач, стоящих перед библ. А., вытекают из разнообразия терминов, к-рыми описывается человеческое существо в Свящ. Писании. Наиболее ясным является учение о человеке как венце и царе творения. Он создан по "образу" и "подобию Божию" (Быт 1:26), что, по мнению одних толкователей, означает и данную природу человека, и его совершенство, цель, к к-рой он должен стремиться; а с т. зр. других, "образ" и "подобие" - синонимы. Человек уподобляется Богу прежде всего в том, что ему дана власть над природою (Пс 8; см. Пятикнижие) а также в том, что он получил от Творца "дыхание жизни" (евр. нишмЈт хай(м). Человек благодаря этому становится "душою живою" (евр. нeфеш хайЈ). Это понятие означает живую личность, единство жизненных сил, "Я" человека. Нефеш в плане внешнего выражения есть басЈр - плоть, однако в ВЗ это понятие еще не носит отрицательного оттенка, как у ап. Павла. Нефеш и басар характеризуются органическим единством (в отличие от греч. *дуализма, противопоставлявшего дух и плоть). Высшим началом в человеке ВЗ именует дух (евр. р(ах). Дух даруется Богом, он есть сама невыразимая сила жизни, познания и активности. Когда руах покидает тварное существо, оно возвращается в прах (Пс 103:29). До 4 в. до н.э. Церкви ВЗ не была открыта тайна посмертного бытия, поэтому она заимствовала представление о посмертии у окружающих народов, пользуясь понятием шеол, т.е. области, где обитают души (нефеш) умерших (Пс 87:11-19). Только в поздней части Кн. Исайи и в Кн. Даниила мы находим свидетельства веры в воскресение (Ис 26; Дан 12:2; ср. 2 Макк 7:9). Среди элементов, составляющих природу человека, Библия часто называет с е р д ц е (евр. лев). Это очень емкое понятие, к-рое соединяет в себе и разум, и чувства, и волю. Аналогичного понятия внебиблейская антропология не имеет. Более всего оно приближается к понятию "сознательной воли", хотя нередко под словом "сердце" понимается жизненная сила тела. Размышляя о соотношении А. библейской и А. научной, *Булгаков писал: "На путях развития жизни на нашей планете, в филогенетической лестнице человека появляется животный вид homo sapiens, а в нем особь, способная и достойная сделаться вместилищем человеческого духа, послужить для его воплощения. Это соответствует сказанию о том, что "создал Бог человека из праха земного" (Быт 2:7), т.е. из той самой "земли", из которой произошли и все виды органической жизни (так что в этом смысле оказалось возможно даже и отождествление: "земля еси и в землю отыдеши" (Быт 3:19). Это прекрасное животное, в своей форме уже предображающее человека, п р и н и м а е т от Бога человеческий дух и просветляется им. Из совершенного животного через этот акт, уже превышающий бытие органического мира и потому не поддающийся какому бы то ни было эмпирическому наблюдению и истолкованию, возникает совершенный, т.е. соответствующий творческому замыслу человек, несущий в себе задачу и потенцию очеловечения мира" ("Невеста Агнца", Париж, 1945). Подобная мысль не является новой в христ. богословии. Задолго до прот. Булгакова С. ее защищал другой правосл. богослов *Клитин А.М. История( религии, Одесса, 1910, с. 497). Еще раньше свт. *Феофан (Говоров) писал: "Было животное в образе человека, с душою животного. Потом Бог вдунул в него Дух Свой, и из животного стал человек" (Собр. писем, вып. 1, М., 1898, с. 98), и, наконец, в беседе прп. Серафима Саровского с Мотовиловым мы читаем: "До того, как Бог вдунул в Адама душу, он был подобен животному" ("Св. преп. Серафим Саровский чудотворец", М., 1990). У западных ученых-католиков аналогичная мысль принадлежит Васману Э. ("Христианство и теория развития", пер. с нем., Пг., 19172), Обермайеру Г. ("Доисторический человек", пер. с нем., СПб., 1913) и *Тейяру де Шардену ("Феномен человека"). Особую роль в библейской А. имеет понятие корпоративной, или соборной, личности. В ВЗ нередко под одним лицом подразумевается группа, племя, народ (иногда олицетворяются даже город и страна). Это не простое олицетворение, а выражение веры в единство народов и всего человечества. Так, Адам является не только личностью, но и представляет собой весь род человеческий (поэтому само имя его означает "человек"). Подобный же корпоративный характер свойственен членам генеалогии потомков Ноя (Быт 10) и в известной степени нек-рым патриархам (ср. Быт 25 и Авд 1:10; ср. также наименование 10-коленного царства и всего народа Божьего Иаковом, Иосифом, *Ефремом: Ис 41:8; Ам 6:6; Ос 9:3-17 и др.). Корпоративными чертами наделены мессианские образы Сына Человеческого (Дан 7:13) и *Служителя Господня (Ис 52-53), что отразилось в учении ап.Павла о двух Адамах и Теле Христовом (Рим 5:12-21; 1 Кор 15). Вообще темы библейской А. в НЗ больше всего касается ап. Павел. Тело (греч. sоma) так же, как и в ВЗ, понимается им как Божье творение, как храм Духа, а в Церкви - член Тела Христова (1 Кор 6:15, 19), следовательно, апостол не приемлет платоновского отношения к физич. природе человека. Душа (греч. yuc") соответствует у апостола ветхозавет. нефеш, она есть носительница чувств и жизни. Душа и тело составляют живое единство, именуемое "плотью" (греч. sЈrx), к-рое разрушается в смерти и восстанавливается в воскресении. В то же время апостол употребляет термин "плоть" для характеристики немощного и греховного состояния человека (напр., Гал 5:19). В этом смысле люди, ограниченные психофизич. миром, именуются "плотскими" и "душевными". (К ним относятся и те, кто подменяет высшие духовные ценности чисто земными побуждениями и страстями: 1 Кор 2:14; 2 Кор 11:18). Высшее начало в человеке - это дух (греч. pneаma - пневма). В соединении с "плотью" (т.е. психофизич. единством тела и души) и созидается полнота человека (1 Фес 5:23). Поскольку Бог определяется как Дух (Ин 4:24), то и в человеке, созданном по Его образу и подобию, дух должен господствовать. В духе сосредоточены не только высшие творческие, мистические и нравств. возможности, но и призвание человека соучаствовать в замыслах и деяниях Божьих. Поэтому и вся тварь, покоренная злу, ожидает откровения сынов Божьих (Рим 8:20-22). Б у р г о в А., Православно-догматич. учение о первородном грехе, К., 1904; В о р о н ц о в А., Учение Библии о душе человеческой, Каз., 1900; В ы ш е с л а в ц е в Б., Сердце в христианской и индийской мистике, Париж, 1929; Г е н к е л ь Г.Г., Представление о загробной жизни у древних евреев, "Будущность", 1900, №17-19; прот. З е н ь к о в с к и й В., Принципы православной антропологии, "Вестник РХД", 1988, №153; И. П., Рецензия на кн.: [Filipiak M., Biblia o czlowieku, Lublin, 1979] ЖМП, 1979, №12; архим. К и п р и а н (Керн), Антропология св. Григория Паламы, Париж, 1950 (автор дает очерки святоотеч. антропологии); *Л е о н - Д ю ф у р К., По ту сторону смерти, пер. с франц., "Логос", 1973, №1-2; Л о с с к и й В.Н., Очерк мистич. богословия Восточной Церкви, БТ, сб. 8, 1972; е г о ж е, Догматич. богословие, т а м ж е, переизд. М., 1991; архиеп. Л у к а (Войно-Ясенецкий), Дух, душа, тело, Брюссель, 1978, переизд. М., 1993; *Н е с м е л о в В., Наука о человеке, т.1-2, К., 1898-1903; *О л е с н и ц к и й И.А., Учение Ветхого Завета о бессмертии души, М., 1883; СББ, с. 1246-55; С т р а х о в П.С., Воскресение. Идея воскресения в дохрист. религ.-филос. сознании, М., 1916; свящ. Т е м н о м е р о в А.М., Учение Свящ. Писания о смерти, загробной жизни и воскресении из мертвых, СПб., 1899; Т и х о м и р о в Е.А., Загробная жизнь. Мысли о смерти, бессмертии и вечной жизни, М., 19022; B e r k o u w e r G.C., Man: The Image of God, Grand Rapids (Mich.), 1962; *G e l i n A., LHomme selon la Bible, P., 1968 (англ. пер.: The Concept of Man in the Bible, L., 1968); *K u m m e l W.G., Man in the New Testament, Phil., 1963; Enc.Kat., t.1, s. 690-94.