Библиологический словарь. Александр Мень

Антропоморфизмы

Антропоморфизмы(от греч. ўn(rwpoj - человек и morf" - форма) В БИБЛИИ, такие описания свойств и деяний Божества, в к-рых Он наделяется человеческими чертами. А. очень часто встречаются в ВЗ (Бог "сходит посмотреть" - Быт 11:5; "раскаивается" - Быт 6:6. У Него, якобы, есть руки - Исх 14:31; уши - Пс 33:16; уста - 3 Цар 8:24 и т.д.). Присущи А. и НЗ, особенно в притчах. В то же время Свящ. Писание совершенно определенно говорит о непереходимой грани между запредельной, сокровенной природой Сущего и человеком. Бог есть Дух (Ин 4:24). Он незрим (Исх 33:23), несоизмерим с тварью (Ис 40:25). Его разум превышает разум человеческий, как небо - землю (Ис 55:8-9). Кто видел Его, не может остаться в живых (Ис 6:5). Все это суммируется в понятии кадош, святости Сущего, понятии, к-рое означает абсолютную иноприродность Его по отношению к миру. В ветхозав. культе идея святости Божьей выразилась в запрете создавать любое изображение Яхве (Исх 20:4). Такое *противоречие имеет следующие причины: 1) говоря о Запредельном, свящ. писатель прибегает к *метафорам, чтобы его поняли люди, к-рые не могли бы принять его слово иначе (свт. *Иоанн Златоуст, "Беседы на Бытие", XIII, 2); 2) А. призваны показать, что Бог *Откровения не безликий, холодный Абсолют, а "Бог Живой", активно входящий в бытие человека; и, наконец, 3) тот факт, что человек создан по образу Божьему, дает право библ. авторам говорить о Предвечном в условных терминах А. Еп. *Х р и с а н ф (Ретивцев), Религии древнего мира в их отношении к христианству, СПб., 1878, т.3; архиеп. А н д р е й (Ухтомский), Как понимать человекообразные представления Свящ. Писания о Боге, Каз., 1904; *D a n i №l o u J. Dieu et nous, P., 1963; *D e n t a n R.C., The Knowledge of God in Ancient Israel, N.Y., 1968.