Библиологический словарь. Александр Мень

Авторство В Библейском Мире

Авторство В Библейском МиреЕсли в античности сравнительно рано стало заявлять о себе л и ч н о е творчество поэтов и писателей, претендовавших выразить собственные мысли, то на Востоке это явление редкое. Подобно древним иконописцам, вавилонские, египетские или ханаанские писцы считали себя не создателями нового, а выразителями традиции. Поэтому в памятниках Древнего Востока мы чаще встречаем имена переписчиков, чем настоящих авторов. В значит. мере это относится и к Библии, сложившейся в рамках древневост. цивилизации. "Приписывание отдельных библейских книг определенным авторам во многих случаях надо понимать не в нашем, а в восточном смысле. Восток не знал литературной собственности; индивидуальность творчества и авторов почти в современном смысле с достаточной ясностью проявляется лишь в книгах пророков" (*Тураев Б.А., "История Древнего Востока", Л., 1935, т. 1, с. 7). Однако для установления *канона библ. книг эту особенность надо тесно связывать с тем, что людям предлагается не "сочинение" того или иного человека, а Слово Божье. "Каждое слово Библии говорится всякий раз внутри непосредственно-жизненного общения говорящего со своим Богом и себе подобными... Поэтому это слово - принципиально н е а в т о р с к о е (Разр. наша - А.М.) слово" (*Аверинцев С.С., "Греческая "литература" и ближневосточная "словесность"", М., 1971, с. 213). Церковь избирала книги в канон не по именам авторов: нек-рые анонимные книги были канонизированы (Руф, Иов, Ис Нав, Цар 1-4), а немало таких, к-рые имели в заглавии авторитетные имена Еноха( Ноя, Авраама, Варуха, Ездры, Соломона), но были отнесены к *неканоническим и *апокрифам. Религиозный "авторитет священных книг... зависит отнюдь не от исторической точности надписания их автора, но от церковной оценки с о д е р ж а н и я (разр. наша - А.М.) этой книги, выражающейся в признании ее каноничности и опирающейся на ее содержание" (*Булгаков С.Н., "Два града", т.2, с.53). Однако для новозав. книг, к-рые посвящены событиям жизни Христа Спасителя и апостолов, авторство имеет более важное значение, ибо оно связано с достоверностью т е х ф а к т о в, на к-рых зиждется Церковь. M e a d e D.G., Pseudonymity and Canon, Grand Rapids (Mich.), 1987.