Музыкальный словарь

Ария

АрияВы включили радио и услышали: «Ни сна, ни отдыха измученной душе...» Конечно, вы сразу узнали, что это ария Игоря из оперы А. Бородина «Князь Игорь». Томясь в плену, Игорь тяжко переживает свое поражение, свое вынужденное бездействие. Вспоминает о любимой жене - Ярославне. Музыка арии рисует портрет князя - полный и многогранный, портрет человека, мучительно переживающего судьбу отчизны, воина, любящего мужа. Слово «ария» итальянского происхождения и означает - песня. Можно вспомнить много арий: лирическую - Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин», героическую - Ивана Сусанина из оперы Глинки, скорбную - Виолетты из третьего акта оперы Верди «Травиата».

При всем их разнообразии, при всей бросающейся в глаза (и уши!) несхожести, в них есть одно общее свойство: ария всегда наиболее полно и разносторонне характеризует героя, рисует его музыкальный портрет. Ариозо - как и ария - сольный музыкальный номер в опере. Оно обычно меньше арии. Если ария бывает обобщением, размышлением, то ариозо - скорее непосредственный отклик на какое-нибудь только что происшедшее событие. Например, ариозо Ленского «В Вашем доме». Произошло непоправимое. Ленский вызвал Онегина на дуэль. Разбиты его мечты о счастье с Ольгой. Ариозо звучит как проникновенное воспоминание о прошлом, о безоблачных, радостных днях, проведенных в доме Лариных.

В первой половине XIX века выходную арию, то есть первую арию по ходу действия, ту, с которой герой или героиня выходили на сцену, называли каватиной. Такова, например, веселая, искрометная каватина Фигаро из оперы Россини «Севильский цирюльник». И Глинка, следуя традиции, назвал каватинами первые арии Антониды в «Иване Сусанине» и Людмилы в «Руслане и Людмиле». Однако позднее каватинами стали называть арии с более свободным и масштабным построением. Вспомните каватину Князя из «Русалки» Даргомыжского или каватину Владимира Игоревича из «Князя Игоря» Бородина. Ариетта (по-итальянски arietta - маленькая ария) невелика по размерам. Она напоминает скорее ариозо, но отличается от него более простой, похожей на песенную, мелодией.
См. также `Ария` в других словарях
ария
I.
АРИЯ I и, ж. aire f. мат. Надобно держаться Озанова манеру, которои делается умножаючи две базисовы арии, или площади, одна другою, а из сего продукта извлекают квадратный радиус. Площадь конуса. 1733. Арт. С.-Р 2 171.
II.
АРИЯ II и, ж. air m. воен. Побудок начинать, как и выше писано, но по пробитии барабана, где трубачи есть, трубить арию, а по арии быть в барабан на молитву две штуки. Румянцев 2 245. Некоторые из его песенок с...
-и, ж. Партия для голоса (в опере, оперетте, оратории или кантате), а также самостоятельная вокальная или инструментальная пьеса.
АРИЯ (итальянское aria, французское и английское air), виртуозный или кантиленный номер (эпизод) для солиста и оркестра в опере, кантате, оратории, оперетте. Расцвет в 18 - 19 вв. (И.С. Бах, В.А. Моцарт, Дж. Россини, В. Беллини>, Дж. Верди, Дж. Пуччини, М.И. Глинка>, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский). Реже самостоятельная вокальная или инструментальная пьеса.
ария
См. песнь...
Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999
ария
а́рия,
а́рии,
а́рии,
а́рий,
а́рии,
а́риям,
а́рию,
а́рии,
а́рией,
а́риею,
а́риями,
а́рии,
а́риях
(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)

.

Смотреть `Ария` во всех словарях