Музыкальный словарь

Диез

Диезсм. альтерация.
| Ещё

См. также `Диез` в других словарях
диез
сущ., кол-во синонимов: (1)
↑знак (132)
Словарь синонимов ASIS, , 2010
м. Нотный знак, обозначающий повышение звука на полутон.
ДИЕЗ (франц. diese - от греч. diesis - полутон), в музыке - знак, предписывающий повышение какой-либо ступени звукоряда на полутон. Повышение ступени на целый тон обозначает дубль-диез.
диез
, м. муз.
1.
Нотный знак, обозначающий повышение звука на полутон.
2.
в знач. неизм. прил. (после названия ноты). Полутоном выше.
Фа диез.
[франц. dièse]
Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР 1957—1984
греч. diesis, от diiemi, пропускать, размягчать. Музыкальный знак, возвышающий полутоном ту ноту, пред которою он стоит.
(Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)
см. ДИЭЗ.
(Источник: "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)
диез
ДИЕ́З -а; м. [франц. dièse] Муз. Нотный знак, обозначающий повышение звука на полутон. Поставить д. в функц. опр. Фа д.
Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт 1998
ДИЕЗ
Попасть за диезы. Жарг. муз., угол. Попасть в заключение. СВЯ, 33. /em> От названия нотного знака, напоминающего решётку.
Большой словарь русских поговорок. — М: Олма Медиа Групп 2007
см. диэз.
м. муз. хроматический знак, повышающий ноту на малый полутон. Диезный, к этому знаку, относящийся.
Диез (франц. diese, от греч. díesis — полутон)
(музыкальное), знак (#), предписывающий повышение какой-либо ступени звукоряда на полутон. См. Альтерация.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978
(франц. diиse, от греч. diesis - полутон; нем. Diesis, англ. sharp), -
знак повышения к.-л. ступени звукоряда на полутон (см. Алфавит музыкальный, Альтерация). Первоначально в Др. Греции термин "Д." означал диатонич. полутон (позднее назывался лиммой), с течением времени стал обозначать все интервалы, меньшие полутона, и только в 14-15 вв. стал применяться как обозначение повышения к.-л. ступени на полутон. При этом первоначально знаком такого повышения служило
(B-quadratum), использовавшееся также и в значении бекара для отмены предшествовавшего бемоля. В 13 в. в скорописи его стали обозначать как
или
, и лишь после 15 в....
Диез
(dièze, dièse — франц., diesis — нем.) — музыкальный знак (), обозначающий повышение звука или ноты на хроматический полутон. Двойной Д. (Double dièse ×) повышает ноту на два полутона. Бекар уничтожает действие Д. Двойной бекар уничтожает действие двойного Д. Слово Diesis прежде обозначало полутон (D. magna), треть тона (D. chromatica) или четверть тона (D. enharmonica). В новейшей музыке diesis обозначает различие между хроматическим и диатоническим полутонами, напр. между do — do dièse и do — ré bémol, между энгармоническими звуками.
Н. С.
Диёз
(Dieuze) — город в той части Лотарингии, которая в 1871 г. отошла к Германии, с 5786 ж. (1890), на р. Сейль; замечателен соляным источником, дающим ежегодно около 25000 тонн соли, и химической фабрикой, производящей серную, соляную и азотную кислоту, хлорную известь, соду, глауберовую соль и известковые фосфаты.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890—1907
Что еще интересного в `Музыкальный словарь` ?
(anthem) - нелитургическое духовное песнопение англиканской церкви с текстом из Библии (и др. источников) на английском языке.
см. ключ.
Немецкое Waldhorn - лесной рог. Таков дословный перевод названия этого инструмента. Предком валторны был охотничий рог, в который трубили, когда нужно было подать сигнал во время охоты или какого-нибудь торжественного события, объявить сбор войска. Для того чтобы звук был слышен на далеком расстоянии, рог стали удлинять, а чтобы играть было удобно, его приспособились «скручивать». К одному витку прибавился второй, третий. Так и возникла валторна. В 1664 году французский композитор Ж...
( р. 17 VIII 1939, Вологда) "Мечтаю своей музыкой добраться до каждой человеческой души. Меня постоянно свербит боль: поймут ли?" - эти слова В. Гаврилина кажутся напрасной тревогой: его музыку не просто понимают, ее любят, знают, изучают, ею восхищаются, ей подражают. Триумфальный повсеместный успех его "Русской тетради, Перезвонов", балета "Анюта" - подтверждение тому. И секрет этого успеха - не только в редкостном, уникальном таланте композитора, но и в том, что люди нашего времени истосковал...
Это самый известный, самый распространенный среди киргизских народных инструментов. И внешне и по звучанию он напоминает домру. У него грушевидный корпус с длинным грифом. Струн у него, как и у домры, три. Две крайние бывают настроены в унисон или октаву, а средняя - всегда на квинту или кварту выше. На средней и исполняется мелодия, крайние же служат для аккомпанемента. Таким образом, комуз - многоголосный инструмент. Исполняют на комузе кюи - инструментальные пьесы, с...
В 1874 году французский композитор Сен-Санс написал произведение, названное им «Пляска смерти». Когда ее исполняли в первый раз, некоторых слушателей охватил ужас: они услышали стук костей, как будто в самом деле плясала Смерть - страшный скелет с черепом, глядящим пустыми глазницами, с заржавленной косой в руках. Как же добился композитор такого впечатления? Он ввел в оркестр ксилофон - ударный инструмент, внешне похожий на колокольчики. Ксилофон имеет ту же форму, но...
( 6 IV 1908, Гори, Грузия - 14 VIII 1970, Томск) "Искусство должно обобщать, должно отражать наиболее характерное и типичное для нашей жизни" - этот принцип В. Мурадели постоянно проводил в своем творчестве. Композитор работал во многих жанрах. Среди основных его сочинений - 2 симфонии, 2 оперы, 2 оперетты, 16 кантат и хоров, свыше 50 . камерно-вокальных сочинений, около 300 песен, музыка к 19 драматическим спектаклям и к 12 кинофильмам.Семья Мурадовых отличалась большой музыкальностью. "Самыми...
( ок. 1742 - 20 III 1797, Петербург) Известно всему просвещенному свету, сколько полезны и притом забавны театральные сочинения... Сие есть зеркало, в котором каждой себя ясно видеть может... пороки, не столь уважаемые, навсегда представляются на театре для нравоучения и поправки нашей.Драмматический словарь 1787 годаXVIII век принято считать эпохой театра, но даже на фоне повального увлечения спектаклями разных жанров и видов всенародная любовь к русской комической опере, родившейся в последней...
Большая Римская премия - национальная государственная премия во Франции, учреждена в 1803 г. Присуждается ежегодно Академией искусств (по конкурсу) музыкантам - студентам, оканчивающим курс композиции Парижской консерватории, а также молодым литераторам, живописцам, графикам, архитекторам. На соискание Римской премии композиторы представляют одноактную оперу (раньше - кантату), лауреаты получают стипендию для четырехлетнего художественного совершенствования в Риме. Созданные в Италии сочинения о...
( 1 XII 1729, Фаэнца - 28 VII, 1802, Берлин) Известный итальянский композитор, дирижер и педагог Дж. Сарти внес заметный вклад в развитие русской музыкальной культуры.Он родился в семье ювелира - скрипача-любителя. Начальное музыкальное образование получил в церковно-певческой школе, а в дальнейшем брал уроки у профессиональных музыкантов (у Ф. Валлотти в Падуе и у знаменитого падре Мартини в Болонье). К 13 годам Сарти уже неплохо играл на клавишных инструментах, это позволило ему з...
см. соната.
см. трио, ансамбль.
( р. 23 VIII 1925, Гори) Талант Силхана Цинцадзе удивительно гармоничен и многолик. Каждое новое сочинение этого композитора - музыкальное событие.А. ЭшпайС. Цинцадзе принадлежит к числу ведущих современных грузинских композиторов, чье творчество широко известно не только у нас в стране, но и за рубежом. Яркий мелодический дар (люди старшего поколения и сейчас еще порой с удовольствием напевают задорные мотивы из кинофильмов 50-х гг. "Стрекоза, Заноза", музыка к которым написана композитором), а...