Музыкальный словарь

Опера

ОпераПогас свет в зрительном зале. К дирижерскому пульту прошел дирижер. Взмах дирижерской палочки - и в затихший зрительный зал полились звуки увертюры... Начался спектакль, в котором органично сплелись пение и симфоническая музыка, драматическое действие, балет, живопись. Началась опера. Опера - это жанр синтетический, появившийся на основе содружества различных искусств (итальянское «opera» буквально - труд, дело, сочинение). Однако роль их в опере не равноценна.

Уже несколько столетий существует опера. И все это время не утихают споры о том, что в ней главное - музыка или текст. Был в истории оперы период, когда ее автором считался поэт, либреттист, а композитор - лицо второстепенное - должен был во всем подчиняться не только либреттисту, но и певцам, которые требовали выигрышных арий в удобных для себя местах. Настало время и для другой крайности - когда на содержание перестали обращать внимание. Опера превратилась в своего рода концерт в костюмах. Но это действительно крайности. В XVIII и XIX веках окончательно сформировался жанр оперы в таком виде, как мы его знаем и любим сейчас. Главное в опере - все-таки музыка. Ради нее мы идем в оперный театр.

Вот герой поет арию. В это время на сцене ничего занимательного не происходит: действие останавливается. Все слушают музыку. Музыку, которая рассказывает о сокровенных чувствах и мыслях героя, раскрывает нам его характер. Ария - очень важная составная часть оперы, поэтому ей посвящается отдельный рассказ. Ее, так же, как и другие сольные оперные номера - ариозо, каватину, балладу - можно сравнить с монологом в драматической пьесе. А теперь давайте вспомним, что поет Иван Сусанин перед началом своей знаменитой арии «Ты взойдешь, моя заря». «Чуют правду! Смерть близка, мне не страшна она. Свой долг исполнил я. Прими мой прах, мать земля». Звучат медленные, короткие, разделенные остановками фразы. Это пение, но очень похожее на декламацию. Называется оно речитатив (латинское слово recitare - читать вслух, громко произносить). Значение речитатива в опере очень велико. Он - основной «инструмент» развития действия. Ведь тогда, когда звучат законченные музыкальные номера-арии, ансамбли - действие обычно останавливается. Оперы без речитатива не существует. Но зато бывают оперы, полностью построенные на речитативе. Большую роль в опере играет хор. С его помощью композиторы изображают картины народной жизни. А в операх М. П. Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина» народ, по определению самого композитора, является даже главным действующим лицом. Еще один из важных компонентов, без которого не может обойтись опера, это оркестр. Он исполняет увертюру, симфонические антракты, звучит во время всего действия, создает яркие картины, раскрывает чувства героев. Возникло оперное искусство почти четыреста лет тому назад, в конце XVI века.

Первый музыкальный спектакль с пением на сюжет древнегреческого мифа о борьбе бога Аполлона со змеем Пифоном был поставлен в итальянском городе Флоренции в 1594 году. С тех пор опера прошла большой, сложный путь. Родившись в Италии, она попала далее и в другие страны Европы, Возникнув как произведение мифологическое, теперь она удивительно разнообразна по сюжетам. В XIX веке в разных странах сложились национальные оперные школы. Самые яркие их представители в Италии - Россини, Верди и Пуччини, во Франции Мейербер, Гуно и Бизе, в Германии Вебер и Вагнер. Несколько раньше, в конце XVIII века, опера получает расцвет в Австрии, в творчестве Моцарта. В России оперное искусство достигло высочайших вершин в творчестве Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского, Прокофьева и Шостаковича. В большинстве случаев оперы пишутся на сюжеты, взятые из литературы. «Руслан и Людмила» Глинки, «Русалка» Даргомыжского, «Евгений Онегин», «Мазепа» и «Пиковая дама» Чайковского, «Травиата», «Риголетто» и «Отелло» Верди, «Кармен» Бизе, «Снегурочка» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Нос» и «Катерина Измайлова» Д. Шостаковича, «Война и мир» и «Повесть о настоящем человеке» С. Прокофьева, «Тихий Дон» и «Поднятая целина» И. Дзержинского, «Кола Брюньон» и «Семья Тараса» Кабалевского - много на свете опер, в основе которых лежат хорошо известные романы, повести, драматические пьесы... Партитура готовой оперы передается в театр. Над ней работает дирижер, свои партии разучивают солисты и хор, режиссер осуществляет постановку, художники пишут декорации. Только в результате общего труда всех этих людей возникает оперный спектакль.
| Ещё

См. также `Опера` в других словарях
опера
См. зрелище, песнь

из другой оперы...

Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999
ж. 1) а) Музыкально-драматическое произведение, предназначенное для исполнения в театре, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра. б) Сценическое представление, воспроизводящее такое произведение на сцене. 2) Совокупность представлений такого жанра, объявленная театром. 3) разг. Оперный театр. 4) разг. Оперная труппа.
ОПЕРА (итал. opera - букв. - сочинение), музыкально-театральное произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Возникла в Италии на рубеже 16 и 17 вв. В ходе исторической эволюции выработаны разнообразные оперные формы: ария, речитатив, вокальный ансамбль, хоры, оркестровые номера (увертюра, антракты). Иногда опера включает балетные сцены, разговорный диалог, мелодраму. Разновидности оперы: историко-легендарная, героико-эпическая, народно-сказочная, лирико-бытовая и др. Некоторые виды оперы тесно связаны с определенной национальной культурой и эпохой - итальянская опера-сериа (серьезная), опера-буффа (комическая), французская большая опера, опера-комик, лирическая опера, немецкая и австрийская зингшпиль, английская балладная опера. Первые русские оперы появились во 2-й пол. 18 в. Классические произведения оперного жанра в России возникли в 19 в., тогда же национальные оперы были созданы на Украине, в нач. 20 в. - в Азербайджане, Армении, Грузии.Среди компози...
опера
, ж.
Музыкально-драматическое произведение, сочетающее инструментальную музыку с вокальной и предназначенное для исполнения в театре.
Дуэт из оперы Чайковского. Опера Верди «Травиата».
||
Театральное исполнение такого произведения, а также театр, где оно исполняется.
Сегодня в опере идет «Der fliegende Holländer» Вагнера, которого я никогда не слышал. Чайковский, Письмо Н. Ф. Мекк, 4—16 марта 1880.
Однажды с великим трудом мне удалось вытащить его в Большой театр на оперу «Ночь перед рождеством». Л. Линьков, Горькая правда.
- комиче...
(ит., от лат. opus - труд). Драматическое представление, текст которого поется с аккомпанементом инструментальной музыки.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
драматическое произведение, действующие лица в котором не говорят, а поют под аккомпанемент оркестра или к.-н. музык. инструмента.
(Источник: "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)
ит. opera, от лат. opus, труд. Драматическое представление с музыкой и пением.
(Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, ...
опера
О́ПЕРА -ы; ж. [итал. opera]
1. только ед. Жанр музыкально-драматического искусства, сочетающий инструментальную (оркестровую) музыку с вокальной (сольной и хоровой). История русской классической оперы. Народная, героическая о. Читать лекции по опере девятнадцатого века. Вы предпочитаете балет или оперу? Комическая о. (опера на комедийный сюжет).
2. Произведение такого жанра. Дуэт из оперы. Увертюра к опере. Писать, ставить оперу.
3. Сценическое воплощение, постановка такого произведения. Слушать оперу. О. в трёх действиях....
-ы, ж. 1. Музыкально-драматическое произведение, в к-ром действующие лица поют в сопровождении оркестра. Русская классическая о. Новая постановка оперы. 2. Представление такого произведения на сцене. Петь в опере. Солист оперы. Билет на оперу (устар. в оперу ). * Из другой (не из той) оперы (разг. шутл.) — о чём-н. совершенно не относящемся к делу. II прил. оперный, -ая, -ое. Оперная партитура. О. певец. О. театр.
ОПЕРА
Мыльная опера. Публ. Ирон. Сериал из цикла семейной мелодрамы, слащавая житейская история. /em> Калька с англ. soap opera. Шулежкова 1994, 4, 75–76; Мокиенко 2003, 67.
Из другой (не из той) оперы. Разг. То, что не относится к делу, к теме данного разговора. ФСРЯ, 297; БТС, 285, 715; ЗС 1996, 339, 520.
Большой словарь русских поговорок. — М: Олма Медиа Групп 2007
оперы, ж. (ит. opera от латин. мн. ч. opera - творения). 1. Музыкально-вокальное произведение в драматической форме; драматическое произведение, в к-ром речи действующих лиц поются с сопровождением оркестра. Лирическая опера. Комическая опера. Итальянская опера. Русская опера. Исполнять оперу. ? Соответствующее театральное представление. Взял билет на оперу "Евгений Онегин". Быть на опере или (устар.) в опере. В этот вечер Ростовы поехали в оперу, на которую Марья Дмитриевна достала билет. Л. Толстой. 2. Оперный театр. Купить абонемент в оперу. Что сегодня дают в опере? ? Оперная труппа. Гастроли московской оперы. Третий год поет в опере. Из другой оперы или не из той оперы (разг. шутл. ирон.) - поговорка о чем-н., совершенно не относящемся к делу. к теме данного разговора.
ОПЕРА Опера — все равно что супруг с иноземным титулом: содержать его дорого, понять трудно, поэтому лезешь из кожи, чтобы не ударить лицом в грязь.
Кливленд Амори
Главная цель постановщика оперы — устроить так, чтобы музыка никому не мешала.
Видоизмененный Генрих Гейне
«Парсифаль» относится к разряду тех опер, которые начинаются в шесть вечера; через три часа после начала вы смотрите на часы, и они показывают 6.20.
Дэвид Рандолф
Это как немецкая опера — слишком долго и слишком громко.
Ивлин Во о битве за Крит в 1941 г.
Пуччини писал чудесные оперы, но ужасную музыку.
Дмитрий Шостакович
В наше время чего не стоит говорить, то поется.
Пьер Бомарше
Поэзия опер обыкновенно настолько же плоха, насколько хороша их музыка...
ж. итал. музыкальное драматическое сочиненье, на данные слова, которые зовут либретто, текст. Оперные певцы. Оперист, сочинитель опер; оперистка, оперная певица. Оперетка умалит. подходит иногда ближе к водевилю.
о́пера
сущ., ж., употр. сравн. часто
Морфология: (нет) чего? о́перы, чему? о́пере, (вижу) что? о́перу, чем? о́перой, о чём? об о́пере; мн. что? о́перы, (нет) чего? о́пер, чему? о́перам, (вижу) что? о́перы, чем? о́перами, о чём? об о́перах
1. Опера — это жанр музыкально-драматического искусства. В театрализованных представлениях этого жанра герои исполняют сольные и хоровые вокальные партии в сопровождении оркестр...
опера о́пера впервые у Петра I, 1713 г.; см. Смирнов 211. Из ит. ореrа, откуда нем. Ореr, стар. Ореrа (еще у Лейбница, 1621 г.), франц. оре́rа; см. Клюге-Гётце 426. Гамильшег, ЕW 149; Преобр. I, 653. Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс 1964—1973
Опера
Название этого музыкального жанра заимствовано из итальянского, где opera (от выражения opera musicale – "музыкальное произведение") – форма множественного числа от opus – "труд, творение".
опера Заимств. в XVIII в. из итал. яз., где opera «опера» < «работы, труды» (мн. ч. от opus «дело, работа»). Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа 2004
опера
в оперу — на оперу, в опере — на опере.
1. в оперу, в опере (помещение, оперный театр). Поехать в оперу. Но уж темнеет вечер синий, пора нам в оперу скорей... (Пушкин). Сегодня в опере идет... Вагнера, которого я никогда не слышал (Чайковский).
2. на оперу, на опере (музыкально-драматическое произведение). Пойти на оперу Чайковского «Евгений Онегин». Быть на опере. Я сперва поехала в театр, кажется, на итальянскую оперу (Авилова).
Пунктуация и управление в русском языке
Опера (итал. opera, буквально — сочинение, от лат. opera — труд, изделие, произведение)
жанр музыкально-драматического искусства. Литературная основа О. (Либретто) воплощается средствами музыкальной драматургии и в первую очередь в формах вокальной музыки.
О. — синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку (См. Музыка), изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (Балет). Исторически сложились определённые формы оперной музыки. При наличии некоторых общих закономерностей оперной драматургии все её компоненты в зависимости от типов О. толкуются различно. Разнообразны вокальные формы классической О. Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах (...
драма или комедия, положенная на музыку. Драматические тексты в опере поются; пение и сценическое действие почти всегда сопровождаются инструментальным (обычно оркестровым) аккомпанементом. Для многих опер характерно также наличие оркестровых интерлюдий (вступлений, заключений, антрактов и т.д.) и сюжетных перерывов, заполняемых балетными сценами. Опера родилась как аристократическая забава, но вскоре стала развлечением для широкой публики. Первый общедоступный оперный театр был открыт в Венеции в 1673, спустя всего лишь четыре десятилетия после появления на свет самого жанра. Затем опера стремительно распространилась по всей Европе. Как публичное развлечение она достигла наивысшего развития в 19 - начале 20 вв. На всем протяжении своей истории опера оказывала мощное влияние на другие музыкальные жанры. Симфония выросла из инструментального вступления к итальянским операм 18 в. Виртуозные пассажи и каденции фортепианного концерта являются во многом плодом попытки отразить оперно-вокаль...
(итал. opera – сочинение), жанр театрального искусства, музыкально-драматическое представление, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. В создании оперного спектакля участвуют представители многих профессий: композитор, режиссёр, писатель, сочиняющий драматические диалоги и реплики, а также пишущий либретто (краткое содержание); художник, оформляющий сцену декорациями и сочиняющий костюмы персонажей; осветители и многие др. Но определяющую роль в опере играет музыка, выражающая чувства персонажей.

А. Я. Головин. «Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Олоферна». Государственная Третьяковская галерея. Москва
А. Я. Головин. «Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Олоферна». Государственная Третьяковская галерея. Москва

 
Музыкальными «высказываниями» персонажей в опере являются ария, ариозо, каватина, реч...
(итал. opera, букв. - труд, дело, сочинение) - род муз.-драм. произведения. О. основана на синтезе слова, сценич. действия и музыки. В отличие от разл. видов драм. т-ра, где музыка выполняет служебные, прикладные функции, в О. она становится осн. носителем и движущей силой действия. Для О. необходим целостный, последовательно развивающийся муз.-драм. замысел (см. Драматургия музыкальная). Если он отсутствует, а музыка лишь сопровождает, иллюстрирует словесный текст и происходящие на сцене события, то оперная форма распадается, и специфика О. как особого рода муз.-драм. иск-ва утрачивается. Возникновение О. в Италии на рубеже 16-17 вв. было подготовлено, с одной стороны, нек-рыми формами ренессансного т-ра, в к-рых музыке отводилось значит. место (пышная придв. интермедия, пасторальная драма, трагедия с хорами), а с другой - широким развитием в эту же эпоху сольного пения с инстр. сопровождением. Именно в О. нашли наиболее полное выражение искания и опыты 16 в. в области выразительной в...
см. Камни
— сочинение — музыкально-театрализованное представление, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Возникла в Италии на рубеже XVI и XVII вв.
Опера
(opera — итал., Oper — нем., opéra — франц.) — художественно-драматическая форма театральных представлений, в которой речь, соединенная с музыкой (пение и аккомпанемент), и сценическое действие имеют преобладающее значение. Зародыш такой драматической формы следует искать в Италии, в мистериях, т. е. духовных представлениях, в которых эпизодически вводимая музыка стояла на низкой степени. Духовная комедия: "Обращение св. Павла" (1480), Беверини, представляет уже более серьезный труд, в котором музыка сопровождала действие с начала до конца. В пол. XVI стол. большой популярностью пользовались пасторали или пастушеские игры, в которых музыка ограничивалась хорами, в характере мотета или мадригала. В "Anfiparnasso", Орацио Векки, хоровое пение за сценой, в форме пятиголосного мадригал...
Что еще интересного в `Музыкальный словарь` ?
( 13 IV 1883, с. Плахино, ныне Рязанской обл. - 8 VII 1946, Берлин) А. В. Александров вошел в историю советского музыкального искусства главным образом как автор прекрасных, неповторимо-оригинальных песен и как создатель единственного в своем роде Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии. Александров писал произведения и других жанров, но их было немного: 2 оперы, Симфония, Симфоническая поэма (все в рукописи), Соната для скрипки и фор...
(anthem) - нелитургическое духовное песнопение англиканской церкви с текстом из Библии (и др. источников) на английском языке.
«Ничего не знаю лучше Аппассионаты, готов слушать ее каждый день... Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть наивной, думаю, вот какие чудеса могут делать люди», - так передает М. Горький слова Владимира Ильича Ленина об одной из сонат Л. Бетховена. Фортепианная соната No 23 фа минор соч. 57 была написана композитором в 1806 году. Вернее - записана в этом году, так как сочинил ее Бетховен раньше, но в течение двух лет она оставалась не запис...
Французское слово art означает искусство, производное от него artist переводится на русский язык, как художник. Но русское понятие «артист» не совсем ему соответствует. Вы, наверное, привыкли к таким словосочетаниям, как «заслуженная артистка республики»; «народный артист Советского Союза», «артисты ТЮЗа», «артисты московских театров»... Одно и то же слово означает в них разные понятия. Здесь в одних случаях слово «артист» становится синонимом слова «актер», в двух других это составная часть поч...
Много веков насчитывает история арфы - одного из древнейших музыкальных инструментов. Появилась она еще на заре человеческой цивилизации и стала прародительницей всех струнных инструментов. Было это, возможно, так: однажды, натягивая тетиву лука, охотник заметил, что она издает нежный мелодичный звук. Он проверил свое впечатление, и звук понравился еще больше. Тогда он решил натянуть рядом еще одну тетиву, покороче, - и получилось уже два музыкальных звука различной выс...
( 22 XI 1913, Лоустофт - 4 XII 1976, Олдборо) Творчество Б. Бриттена ознаменовало возрождение оперы в Англии, новый (после трехвекового молчания) выход английской музыки на мировую арену. Опираясь на национальную традицию и овладев широчайшим кругом современных выразительных средств, Бриттен создал множество произведений во всех жанрах. Сочинять Бриттен начал с восьми лет. В возрасте 12 лет написал "Простую симфонию" для струнного оркестра (2-я ред. - 1934). В 1929 г. Бриттен поступил в Королевс...
Льется прекрасная и грустная мелодия. Ее поет женский голос. Поет без слов, но ясно, что это - рассказ о чем-то очень дорогом и близком. Это «Вокализ» Рахманинова. Слово вокализ происходит от латинского vocalis - звучащий, поющий. Так называют пьесы для голоса без слов. Кроме рахманиновского, известен вокализ М. Равеля, который имеет еще название «Хабанера», так как написан в характере этого танца. По существу вокализом является и такое крупное произведение, как К...
( р. 24 X 1931, Чистополь) В тот час, душа, вершиМиры, где хочешьЦарить, - чертог души,Душа, верши.М. ЦветаеваС. Губайдулина принадлежит к числу наиболее значительных советских композиторов второй половины XX в. Ее музыке свойственна большая эмоциональная сила, крупная линия развития и вместе с тем тончайшее ощущение выразительности звука - характера его тембра, исполнительского приема.Одна из важных задач, которую ставит перед собой С. А. Губайдулина, - синтезировать черты культуры Запада и Вос...
( р. 13 VI 1934, Харьков) Главное эмоциональное впечатление, которое рождается при встречах с творчеством В. Губаренко, можно определить как масштабность. Это проявляется в тяготении художника к серьезным общезначимым темам и широкому кругу образов - историко-героическое прошлое страны и нравственные проблемы сегодняшнего дня, мир чувств личности, неисчерпаемый поэтический мир народной фантазии и неуловимо изменчивой природы. Композитор постоянно обращается к монументальным музыкально-театральны...
( 3 IX 1803, Москва - 11 IX 1858, там же) А. Гурилев вошел в историю русской музыки как автор замечательных лирических романсов. Он был сыном известного в свое время композитора Л. Гурилева - крепостного музыканта графа В. Орлова. Отец руководил крепостным оркестром графя в его подмосковном имении Отрада, преподавал в женских учебных заведениях Москвы. Он оставил солидное музыкальное наследие: сочинения для фортепиано, сыгравшие заметную роль в русском фортепианном искусстве, л духо...
Это латинское слово (imitatio) означает подражание. Имитировать - значит подражать. В искусстве, да и в жизни, имитация встречается очень часто. Почти каждый человек умеет имитировать манеру разговора, жесты и мимику других людей, пение птиц, голоса животных. В некоторых видах искусства - в театре, в кино, в радиопередачах и телеспектаклях часто приходится изображать - имитировать - шум дождя, свист ветра, удары грома, гул морского прибоя и другие звуки. В музыке термин «имитация» означает особы...
(нем. Leitmotiv, букв. - ведущий мотив) - относительно краткий музыкальный оборот, неоднократно повторяющийся на протяжении музыкального произведения и служащий обозначением и характеристикой определенного лица, предмета, явления, эмоции или отвлеченного понятия.
(р. 10 VI 1913, г. Елец) "О чем я пишу? О любви к жизни. Я люблю жизнь во всех ее проявлениях и высоко ценю в людях жизнеутверждающее начало". В этих словах - главное качество личности замечательного советского композитора, пианиста, крупного общественного деятеля."Моей мечтой всегда была музыка". Осуществление этой мечты началось в детстве, когда будущий композитор жил с родителями и многочисленными братьями и сестрами (он был последним, десятым ребенком в семье) в Ельце. Правда, музыкальные за...
(наст. фам. и имя Падуа Чавес-и-Рамирес Карлос Антонио де) (13 VI 1899, Кальсадо-де-Такула, близ Мехико - 2 VIII 1978, Мехико) К. Чавес - выдающийся деятель мексиканской культуры. Его творчество, сформировавшееся под непосредственным влиянием мексиканской революции 1910-17 гг., сыграло огромную роль в формировании национального музыкального искусства не только его страны, но и всей Латинской Америки. На протяжении всего творческого пути композитор обращался к различным музыкальным жанрам (от мин...
( 17 XII 1749, Аверса, близ Неаполя - 11 I 1801; Венеция) Стиль музыки Чимарозы - пламенный, огненный и жизнерадостный...Б. АсафьевВ историю музыкальной культуры Доменико Чимароза вошел как один из наиболее ярких представителей неаполитанской оперной школы, как мастер оперы-buffa, завершивший в своем творчестве эволюцию итальянской комической оперы XVIII в.Чимароза родился в семье каменщика и прачки. После смерти мужа, в 1756 г. мать устроила маленького Доменико в школу для бедных при одном из м...