Музыкальный словарь

Песня

Песня«Песня - душа народа», - слышим мы от музыкантов. Одним из трех китов, на которых держится вся музыка, назвал песню Дмитрий Борисович Кабалевский. Очень разные бывают песни. Например, народные, у которых нет определенного автора. Это колыбельные, детские прибаутки, считалки, дразнилки. Свадебные песни. Протяжные лирические, рассказывающие о женской доле. Былины, повествующие о подвигах древних богатырей...

Невозможно даже перечислить все виды народного песенного творчества, настолько оно многообразно. В нем, как в своеобразной народной энциклопедии, рассказана вся жизнь человеческая. Во все времена песня играла и сейчас играет очень большую роль в жизни людей. И песня, И стих - Это бомба и знамя... писал Маяковский. Таким знаменем в далекие дни начала XX века были для героев-подпольщиков революционные песни. «Мы пели очень много, в разных жизненных случаях, - рассказывал видный революционер Петр Анисимович Моисеенко, - и часто песня была нам просто необходима, без нее мы не могли обойтись. Она звучала на досуге, как развлечение, поднимала настроение, воодушевляла на борьбу, помогала организовывать наши ряды». «Интернационал», «Марсельеза», «Варшавянка», «Красное знамя», «Смело, товарищи, в ногу», «Вы жертвою пали...», «Вперед, без страха и сомненья...» - эти и многие другие песни становились грозным оружием. Вот, например, что писала в начале 1917 года большевистская газета «Правда»: «На фронте, в окопах и везде, где русские войска соприкасаются с неприятельскими, должно быть поднято красное знамя.

Такое же значение, как красное знамя, имеет песня "Интернационал"... Ее поют европейские рабочие, должны петь и мы при всяких пролетарских выступлениях. Мотив песни - родной мотив для рабочих всех стран... Русская революционная армия... должна обучиться хоровому пению "Интернационала"». В газете «Правда» регулярно печатались тексты песен, их сборники выпускало партийное издательство. И песни начинали звучать все шире, привлекать к себе все больше сердец. Пелось в них о тяжелой жизни народа, о несправедливости и угнетении; песни содержали в себе страстный призыв - бороться с царизмом, бороться за лучшую долю, и, если понадобится, с честью погибнуть. Очень разными были эти песни. Некоторые пришли в Россию издалека. Из революционной Франции - «Марсельеза», возникшая во время Великой французской революции (в России ее стали петь с новыми словами, написанными революционером А. Я. Коцем), «Интернационал» (текст его родился в дни Парижской коммуны). Из Польши - «Варшавянка» и «Красное знамя».

Большую роль сыграли в годы революции и русские народные песни, такие как «Дубинушка». Часто революционеры сами создавали стихи или брали стихи известных поэтов и распевали их на знакомые мотивы. Создавались и оригинальные песни. Например, любимая и сейчас многими песня «Утес Стеньки Разина» («Есть на Волге утес...») на стихи А. Навроцкого была написана революционеркой А. Рашевской. Разные эти песни не только по рождению своему, но и по характеру. Некоторые - решительные, бодрые, словно зовущие в бой. Иные - печальные, порою даже скорбные, как, например, «3амучен тяжелой неволей» или «Вы жертвою пали» - траурные марши русских революционеров. Есть среди них и широкораспевные, эпические, как «Утес Стеньки Разина», и веселые, жизнерадостные, как «Польская первомайская песенка», звучащая в прихотливом ритме мазурки. Очень любил революционные песни Владимир Ильич Ленин. Он с удовольствием слушал их, а часто, в свободные минуты, и сам пел в кругу друзей и единомышленников, соратников по борьбе. Свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция. Но еще далеко было до полной победы народа: со всех сторон на только что родившуюся советскую республику наступали интервенты. В феврале 1918 года для защиты завоеваний революции была создана Красная Армия. В ответ на воззвание Ленина - «Социалистическое отечество в опасности!» - шли полки на фронт. И рождались песни. «Смело мы в бой пойдем за власть Советов...» - пели солдаты революции. Множество песен, новых, посвященных свершающимся событиям, возникало в разных краях страны. «От Урала к высоким Байкальским горам» звучала в Сибири, на Дальнем Востоке. Говорят, песню эту сочинил герой Гражданской войны Сергей Лазо. «По долинам и по взгорьям», «Гулял по Уралу Чапаев-герой», «Марш Буденного» Дм. Покрасса - с этими песнями шли в бой, преодолевали трудности походов. Часто в песнях-маршах использовались старые мотивы. Так, походная «Взвейтесь, красные знамена» распевалась на мелодию солдатской песни «Взвейтесь, соколы, орлами». Пелись песни-гимны, полные революционной героики, романтизма, такие, как «Красная армия всех сильней», «Марш коммунаров» («Мы за всемирное братство меч обнажали святой...»). А на отдыхе, в часы затишья, звучали и другие напевы. То задумчивые, то шуточные, сатирические, такие, как живущее до сих пор веселое и задорное «Яблочко». В наше время в дни больших праздников - в годовщину Октябрьской революции, в День Победы, на Первомай - на улицах звенят песни. Они несутся из репродукторов, их поют демонстранты. Их знают все. Всем известны такие, созданные еще в 50-е годы, массовые песни, как «Комсомольцы - беспокойные сердца». «Марш демократической молодежи», «Если бы парни всей земли». Еще с 30-х годов живут и поются нами такие поистине неумирающие песни, как «Песня о Родине» («Широка страна моя родная...»), «Катюша», «Москва майская». Все они, такие разные, сходны в одном: их хочется не только слушать, но и петь самим, петь вместе с друзьями, хором, объединяясь одним чувством, в одном порыве. Такие песни, созданные для пения на празднике, во время коллективного шествия, в воинском быту называются массовыми. Эти массовые песни близки народным, о которых Н. Г. Чернышевский писал, что их поют «не из желания блеснуть и выказать свой голос и искусство, а из потребности излить свое чувство». Не случайно многие из них стали народными: их поют, часто по-своему, слегка изменяя мелодию, не зная имени композитора. Быть может самые распространенные среди массовых песен - лирические, рассказывающие о любви и дружбе, воплощающие в себе чувства молодых, их раздумья, их мечты. Многие композиторы писали и пишут такие песни. Имена их широко известны. Это братья Д. и Дм. Покрасс, М. Блантер, И. Дунаевский, В. Захаров, В. Соловьев-Седой, Б. Мокроусов, В. Мурадели, А. Новиков, А. Островский, А. Петров, А. Пахмутова, С. Туликов, А. Долуханян, Э. Колмановский и другие. Массовые детские песни - это песни пионерские. Они имеют свою славную историю, начавшуюся еще в 20-х годах песней «Взвейтесь кострами» С. Ф. Кайдан-Дешкина. Прекрасные пионерские песни написаны И. Дунаевским, Д. Кабалевским, М. Красевым, Ю. Чичковым, О. Хромушиным и другими советскими композиторами.

А для детей младшего возраста существуют песни М. Раухвергера, В. Витлина, В. Герчик, Т. Попатенко, Е. Тиличеевой и многих других авторов. В последние годы большое распространение получили эстрадные песни - те, которые поются исполнителями-профессионалами с эстрады. Они тоже имеют большую и славную историю. Во Франции издавна существовало искусство шансонье - поэтов-певцов. В своем творчестве шансонье обращались к простым людям, пели о том, что им близко. Владимир Ильич Ленин, находясь в эмиграции в Париже, очень любил посещать маленькие театрики и кабачки рабочих окраин, где выступали шансонье, высмеивавшие власть богачей, быт и нравы обывателей-буржуа, обличавшие несправедливость и зло. Во многих странах мира песня, звучащая с эстрады, зовет людей на борьбу за мир, восстает против насилия. Все вы, конечно, слышали имя Виктора Хары, замечательного чилийского патриота, погибшего в застенках Пиночета. Его убили фашисты, потому что боялись его песен - грозного оружия искусства.

Один из главных секретов могущества песни - ее простота. Даже о самых серьезных вещах - о борьбе за свободу, за мир на земле, за счастье, о верной дружбе, о героических подвигах - песня умеет говорить простыми словами, соединенными с несложной, легко запоминающейся мелодией. Песня, как и подавляющее большинство других вокальных произведений, - дитя музыки и поэзии. Но отношения этих искусств между собой здесь несколько иные, чем, скажем, в романсе или арии. В песне разные стихотворные строфы поются на одну мелодию, которая повторяется несколько раз. Строфа песни называется куплетом. Обычно он состоит из двух частей - запева и припева. В запеве слова каждый раз меняются, а в припеве - нет. Вспомните, к примеру, песню «Пусть всегда будет солнце», созданную А. Островским.
| Ещё

См. также `Песня` в других словарях
ж. 1) а) Словесно-музыкальное произведение, исполняемое одним лицом или хором. б) Такое произведение в звучании, в момент исполнения. 2) перен. Поэтическое произведение (обычно лирического характера). 3) а) Название некоторых небольших музыкальных произведений. б) Название небольшого стихотворения, служащего текстом для пения или написанного в стиле текста для пения. 4) То же, что: песнь (2).
ПЕСНЯ - род словесно-музыкального искусства; жанр вокальной музыки (народной и профессиональной). Музыкальная форма песни, как и ее поэтическая форма, обычно куплетная или строфическая. Классификация песен: по содержанию - лирические, патриотические, сатирические и т. п.; по социальной функции - обрядовые, бытовые, военно-строевые и т. п.; по исполнительному составу - сольные, хоровые, с инструментальным сопровождением и без него. В русской и французской музыке 19 в. авторскую песню обычно называли романсом. В кон. 19 - нач. 20 вв. произошло разделение песни на профессионально-академическую и т. н. популярную (в т. ч. эстрадную и массовую). Песней иногда называют инструментальное произведение певучего характера.
песня
, род. мн. -сен, дат. -сням, ж.
1.
Словесно-музыкальное произведение для пения.
Колыбельная песня. Плясовая песня. Хоровая песня. Сложить песню.
Верочка села к фортепьяно и запела «Тройку» — тогда эта песня была только что положена на музыку. Чернышевский, Что делать?
[Солдаты] пели возвышенные и грустные песни, до боли напоминавшие родину. Казакевич, Весна на Одере.
||
Такое произведение в звучании, в момент исполнения, а также самая мелодия, звуки такого произведения.
<...
Песня род словесно-музыкального искусства; жанр вокальной музыки (народной и профессиональной). Музыкальная форма песни, как и ее поэтическая форма, обычно куплетная или строфическая. Классификация песен: по содержанию - лирические, патриотические, сатирические и т. п.; по социальной функции - обрядовые, бытовые, военно-строевые и т. п.; по исполнительному составу - сольные, хоровые, с инструментальным сопровождением и без него. В русской и французской музыке 19 в. авторскую песню обычно называли романсом. В кон. 19 - нач. 20 вв. произошло разделение песни на профессионально-академическую и т. н. популярную (в т. ч. эстрадную и массовую). Песней иногда называют инструментальное произведение певучего характера.
-и,род.мн. песен, ж. 1. Стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом, голосами. Русские народные песни. Хоровые, плясовые песни. Песни военных лет. Авторы популярных песен. П. без слов (напев, напоминающий песню). 2. Звуки птичьего пения. Соловьиная п. Песни жаворонка. * Стара песня или старая (знакомая) песня (разг.) — о повторении чего-н. старого, давно известного, о надоевшей, избитой теме. Долгая песня (разг_) — о длинном, скучном деле, разговоре. Лебединая песня — последнее проявление таланта. Песня (песенка) спета чья (разг.) — чья-н. жизнь, успехи, деятельность кончаются, кончились. II уменьш. песенка, -и, ж. II прил. песенный, -ая, -ое (к 1 знач.). Песенная музыка.
ПЕСНЯ
Выпить до песен. Кар. Выпить достаточное количество спиртного. СРГК 1, 278.
Дать (накласть) песен. Кар. Много и с удовольствием попеть. СРГК 1, 424; СРГК 3, 333.
Не надо [петь военных] песен! Жарг. мол. Призыв перестать обманывать, говорить вздор. Никитина, 1998, 319.
Говорить (рассказывать) песни (песню). Жарг. мол. Шутл. Лгать, обманывать. Максимов, 89, 310.
Драть песни. Брян. То же, что играть песни. СРНГ 26, 305.
Играть песни. Народн. Петь. МФС, 42; БМС 1998, 441; СРГСУ 1, 198.
Лежать да песни петь. Кар. Неодобр. Бездельнича...
песни, р. мн. песен и (простореч., обл.) песней, ж. 1. Словесно-музыкальное произведение, исполняемое одним лицом или хором и первоначально связанное с обрядовым действом. Хоровая песня. Плясовые песни. Из песни слова не выкинешь. Пословица. спой мне песню, как синица тихо за морем жила, спой мне песню, как девица за водой поутру шла. Пушкин. || Такое произведение в звучании, в момент исполнения; звуки песни. Издали слышится песня. Песня русская, живая разносится по глади вод. Языков. 2. перен. Поэтическое произведение, преимущ. лирическое; поэзия (поэт.). Имел он (Овидий) песен дивный дар и голос, шуму вод подобный. Пушкин. Ах! песнею моей прощальной та песня первая была. Некрасов. 3. Название нек-рых небольших музыкальных произведений (муз.). "Песни без слов" Мендельсона. || Название небольшого стихотворения, служащего текстом для пения или написанного в стиле текста для пения (лит.). Песни Дельвига, Кольцова. "Книга песен" Гейне. 4. То же, что песнь во 2 знач. (лит.) Тогда-то я начн...
Песня
Стихотворное произведение для пения; песенные звуки.
О стройности пения; о громкости, характере звучания, продолжительности песни.
Бесконечная, беспредельная, благозвучная, бурная, быстрая, взвизгивающая, визгливая, визжащая, гармоническая, гармоничная, гикающая (разг.), глухая, голосистая, горластая (разг.), громкая, гулкая, дикая (разг.), долгая, дрожащая, дружная, заглушенная, задорно-звонкая, зазвонистая (простореч.), заливистая, заливчатая, звонкая, звучная, крикливая, ладная, летучая, медленная, мелодическая, мелодичная, мерная, многоголосая, могучая, монотонная, мощная, набатная, надсадная (разг.), напевная, невнятная, негромкая, неслышная, нестройная, неуклюжая, оглушительная, однообразная, однотонная, певучая, приглушенная, пронзительная, пронзительно-крикливая, протяжная, пья...
песня пе́сня укр. пíсня, др.-русск., ст.-слав. пѣснь ᾄσμα, ᾠδή, ὕμνος (Остром., Супр.), болг. пе́сен, сербохорв. пjе̏сма, пjе̏сна, словен. ре̣̑sǝn, ре̣̑sǝm, ре̣̑smа, чеш. píseň, слвц. рiеsеň, польск. pieśń, в.-луж., н.-луж. pěseń. От петь, пою́. Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс 1964—1973
Песня
наиболее распространённый род вокальной музыки. П. подразделяются на народные (см. Народное творчество), профессиональные; они различаются также по жанрам, складу, формам исполнения и др. признакам (П. революционная и бытовая, лирическая и гимническая, одноголосная и многоголосная, сольная и хоровая, с сопровождением и без него, П. для профессиональных певцов и для массового исполнения). В некоторых языках термин «П.» (немецкое Lied, французское Шансон, английское song) применяется и к Романсу. П. свойствен особый тип связи музыки и слова. Мелодия П. является обобщённым, итоговым выражением образного содержания текста в целом; в отличие от романса, она не связана с отдельными поэтическими образами или речевыми интонациями текста. При этом мелодия и текст подобны по структуре: они ...

1. Определение.2. Поэтика и язык песни.3. Звуковая сторона песни.4. Социальные функции песни.5. Песни различных социальных групп.6. Бытование песни.7. Жизнь песни. «Народная» и «художественная» песни.8. Основные моменты в изучении песни.Библиография.

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ. - Слово «П.» (нем. - Lied, франц. - chanson, итал. canzone, алгл. - song) означает первичный вид музыкально-словесного высказывания. Это - фольклорный жанр, к-рый в широком своем значении включает в себя все, что поется, при условии одновременного сочетания слова и напева; в узком значении - малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простотой музыкально-словесного построения.В дальнейшем термин «П.» применяется преимущественно во втором значении; о П. эпической - см. Эпос.

2. ПОЭТИКА И ЯЗЫК ПЕСНИ. - Художественная ценность и значимость П. различных социальных кругов различна, т. к. различны их художественны...

наиболее распространённый род вок. музыки. Различают народную и авторскую (профессиональную) П. Эти два вида П. постоянно взаимодействуют: элементы нар. П. используются композиторами в своём творчестве, а наиболее популярные авторские П. фольклоризируются. П. различаются также по жанрам, складу, формам исполнения, сферам бытования и т. д. (П. революционная и бытовая, лирическая и гимническая, одноголосная и многоголосная, сольная и хоровая, с сопровождением и без него, П. для профессиональных певцов и для массового исполнения и т. п.). В нек-рых странах термин "П." (нем. Lied, франц. chanson, англ. song) применяется и к романсу. Тексты П. обычно представляют собой особый жанр поэзии. Его отличают чёткость композиции, совпадение синтаксических и структурных граней (равенство строфы и законченной мысли, строки и фразы). В рус. песенной поэзии наиболее распространены четырёхстопный хорей и трёхдольные размеры. Построенные т. о. стихотворения чаще всего становились популярными П., народным...
Народные праздники в Израиле часто сопровождались песнопениями. Но полные тексты П. дошли до нас в ограниченном количестве (2Цар 1:19-27). П. пели на свадьбах (Иер 25:10) и во время праздников (Ам 6:5); при дворе песнопение, вероятно, было каждодневным развлечением (2Цар 19:35). П. и музыкой провожали друзей, отправлявшихся в путь (Быт 31:27), и встречали воинов, с победой возвратившихся домой (1Цар 18:6,7). Упоминаются радостные П. (Притч 25:20; Иез 33:32)и сатирич. П. (Пс 68:13; Плач 3:63); Исаия приводит несколько строчек из П. о блуднице (Ис 23:15,16). О лирич. П. израильтян можно судить по Песне Песней Соломона (см. Песнь Песней Соломона). Существовали также П., к-рые п...
песня
ПЕ´СНЯ — небольшое лирическое стихотворение, предназначенное для пения; отсюда — его обязательная строфичность, простота текста, отсутствие сложных приемов, точная рифма; часто такая П. имеет рефрен или припев. Стихотворения многих русских поэтов 19 в., положенные на музыку композиторами, стали популярными П.
В дооктябрьскую эпоху особое место занимали революционно-агитационные и революционно-патриотические П., роль которых в воспитании народных масс России исключительно велика. Таковы П. — «Замучен тяжелой неволей» Г. Мачтета, которую любил В. И. Ленин, «Рабочая Марсельеза» («Отречемся от старого мира»), «Вы жертвою пали в борьбе роковой», «Варшавянка» («Вихри враждебные веют над нами») Г. Кржижановского, «Смело, товарищи, в но...
— род словесно-музыкального искусства, жанр вокальной музыки. В русской и французской музыке XIX в. авторскую песню обычно называли романсом. В начале XX в, произошло разделение П. на жанры: концертная, эстрадная, массовая и др.
Песня
ПЕСНЯ. — Терминологически песня, как один из видов художественного слова, является родовым понятием. Она обнимает собой: а) первобытную, синкретическую песню б) народную песню и в) песню индивидуальную, так наз. — искусственную.
Первобытная песня — первичная форма художественного слова — была тем, неразложимым по началу, художественным организмом, развитие которого неуклонно шло путем дезинтеграции — распада на самостоятельные элементы, уже издавна откристаллизовавшиеся в лирику, эпос и драму. Синкретическая песня не знала граней, отделявших эти три формальных элемента, не знала она и художественного слова элиминированным от двух других видов искусства — жеста и музыки. Такое слияние этих трех элементов имело обоснов...
песня
1) Небольшое поэтическое произведение, предназначенное для пения.
2) Жанр лирической или эпической народной поэзии. Происхождение П. связано с древними обрядами и ритуалами. Бытуют эпические и лирические П.. Лирические П. являются своеобразной формой самовыражения народа, передают его эмоции, чувства, переживания. Эпические П. относятся к эпическим жанрам литературы: в них есть сюжет и, как правило, описываются значимые для народа события (победа, подвиги героев и т. п.). Различаются народные (бытовые, свадебные, застольные, солдатские, бурлацкие и т. д.) и авторские П. (песни Р. Бернса, П.-Ж. Беранже, А.А. Дельвига, А.В. Кольцова и др.). См. также авторская песня (бард)
Словарь литературоведческих терминов<...
Песня
(музык.) — см. Русская песня.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890—1907
Что еще интересного в `Музыкальный словарь` ?
см. гобой.
«Выступает Дважды Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской армии... Танцевальный ансамбль «Березка»... Ансамбль скрипачей Большого театра...» Такое вы, наверное, слышали не раз. Но говорят и так: «Ансамбль из оперы «Пиковая дама». «Я люблю камерно-инструментальные ансамбли больше других музыкальных жанров». Или: «У этих исполнителей прекрасный ансамбль...» И в каждом случае слово ансамбль имеет другое значение.
Ансамбль - от французского ensemble (вместе) - означает совместное испол...
см. оркестр.
см. гармоника.
( 27 X 1745(?), Глухов - 2 IV 1777, Петербург) Творчество выдающегося русского композитора второй половины XVIII в. М. Березовского наряду с творчеством его знаменитого современника Д. Бортнянского ознаменовало наступление нового, классицистского этапа в музыкальном искусстве России.Композитор родился на Черниговщине. Первоначальное музыкальное образование предположительно получил в глуховской музыкальной школе, славившейся певческими традициями, и затем продолжил его в Киевской духовной академи...
Сейчас жалейку (иначе она называется брелка) можно увидеть, пожалуй, только в оркестре русских народных инструментов. А когда-то она была широко распространена по России, Белоруссии, Украине и Литве. Как и самый близкий ее родственник, пастуший рожок, жалейка - небольшая трубка из дерева или тростника. Только у рожка, который делается еще и из бересты, трубка расширяется и заканчивается раструбом, а у жалейки нижний конец цилиндрической трубки вставляется в раструб из коровьего рога...
Наверное, нет такого любителя музыки, который не слышал бы произведения для скрипки, называемого длинно и необычно: Интродукция и Рондо каприччиозо. Автор его - французский композитор Сен-Санс. Помните, начинается оно довольно медленной, свободной мелодией, а после небольшого вступительного раздела следует быстрая, прихотливая «капризная» музыка. О том, что означают слова рондо и каприччио, вы можете прочесть в посвященных им рассказах. Ну а латинское слово...
Это самый известный, самый распространенный среди киргизских народных инструментов. И внешне и по звучанию он напоминает домру. У него грушевидный корпус с длинным грифом. Струн у него, как и у домры, три. Две крайние бывают настроены в унисон или октаву, а средняя - всегда на квинту или кварту выше. На средней и исполняется мелодия, крайние же служат для аккомпанемента. Таким образом, комуз - многоголосный инструмент. Исполняют на комузе кюи - инструментальные пьесы, с...
Самый низкий по звучанию среди струнных смычковых инструментов, контрабас играет очень важную роль в симфоническом оркестре. Это своего рода музыкальный фундамент, на который опирается звучание всех остальных инструментов. Диапазон контрабаса - от ми контроктавы до соль первой октавы. Чтобы не писать слишком много добавочных линеек, условились записывать партию контрабаса октавой выше его подлинного звучания. Как сольный инструмент контрабас выступает редко. На нем очень трудно доби...
Слово концертмейстер, такое похожее на два других, о которых вы можете прочесть на страницах этой книжки - капельмейстер и хормейстер - также состоит из двух слов: концерт и мастер (по-немецки meister). Имеет оно два значения. В оркестре так называется самый лучший из музыкантов какой-либо группы оркестра, который словно ведет за собой участников этой группы. Если в симфоническом произведении встречается сольный эпизод для какого-то инструмента, то исполняе...
( р. 28 V 1923, Дичёсентмартон, Трансильвания, ныне Тырнэвени, Румыния) Раскрывшийся, как веер, звуковой мир Лигети, прочувствованность его музыки, едва выразимая в слове, космическая сила, высвечивающая на одно-два мгновения страшные трагедии, придает глубокое и напряженное содержание его произведениям даже тогда, когда они, на первый взгляд, далеки от какой-либо событийности.М. ПандиД. Лигети - один из самых видных западноевропейских композиторов второй половины XX в. Его творчеству посвящаютс...
(наст. имя и фам. Якоб Либман Бер, Beer) (5 IX 1791, Тасдорф, близ Берлина - 2 V 1864, Париж, похоронен в Берлине) Судьба Дж. Мейербера - крупнейшего оперного композитора XIX в. - сложилась счастливо. Он не должен был добывать себе на пропитание, как это делали В. А. Моцарт, Ф. Шуберт, М. Мусоргский и другие художники, ибо родился в семье крупного берлинского банкира. Он не отстаивал в юности свое право на творчество - его родители, люди весьма просвещенные, любившие и понимавшие искусство, дела...
( 18 VIII 1750, Леньяго, близ Вероны - 7 V 1825, Вена) Сальери... большой композитор, гордость школы Глюка, усвоивший стиль великого маэстро, от природы получил утонченное чувство, ясный разум, драматический талант и исключительную плодовитость.П. БомаршеИтальянский композитор, педагог и дирижер А. Сальери был одним из наиболее знаменитых деятелей европейской музыкальной культуры рубежа XVIII-XIX вв. Как художник он разделил судьбу тех прославленных в свое время мастеров, чье творче...
Это слово не нуждается в особенных объяснениях. Мы часто слышим его, употребляем сами и прекрасно знаем, что означает оно скорость движения. При этом, как ни странно, происходит этот термин не от слова скорость, а от слова время (латинское tempus). В музыке от скорости движения зависят и характер, настроение пьесы. Вы могли прочесть об этом, в частности, в строчках, посвященных словам Адажио, Аллегро, Анданте. Основные музыкальные темпы - это: ларго (largo)...
Вам, быть может, приходилось сталкиваться с этим термином, когда речь шла о посещении музея или выставки: «Экспозиция интересных картин»; «Подготовлена новая экспозиция в краеведческом музее...». И производные от него: экспонируются, экспонаты. Не правда ли, вам понятно, о чем идет речь - о показе чего-то: картин, если речь идет о художественной выставке, или каких-то других экспонатов. Экспозиция в музыкальном произведении - это тоже своего рода показ. Показ основных музыкальных тем, знакомство...