Музыкальный словарь

Виртуоз

ВиртуозПо-латыни virtus - доблесть, талант. Однако в музыке производное от него определение приобрело значение специфическое. Виртуозами называют музыкантов-исполнителей, в совершенстве владеющих техникой своего инструмента. Виртуозы-певцы не боятся никаких трудностей и могут исполнять любые фиоритуры: так от итальянского слова fioritura - цветение - называются «украшения» вокальной мелодии. Произведения, технически очень сложные, изобилующие трудными пассажами, называются виртуозными. В середине XIX века в определении «виртуоз» появился критический оттенок. Дело в том, что в это время увлечение виртуозностью стало очень сильным. Многие пианисты, скрипачи старались во что бы то ни стало щегольнуть своей техникой, часто забывая о выразительности музыки, о ее содержании. С такими поверхностными виртуозами боролись передовые музыканты - Лист, братья Рубинштейны, Паганини.
| Ещё

См. также `Виртуоз` в других словарях
виртуоз
Артист, мастер, маэстро.

Он хорошо знает музыку, но не виртуоз. ..

Ср. знаток.
См. знаток...
Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999
м. 1) Артист, в совершенстве владеющий техникой своего искусства (обычно о музыкантах). 2) Тот, кто достиг высокого мастерства в чем-л., в совершенстве овладел техникой какого-л. дела.
ВИРТУОЗ (итал. virtuoso - от лат. virtus - доблесть, талант), исполнитель (чаще музыкант), мастерски владеющий техникой искусства. Человек, достигший в работе высшей степени мастерства.
виртуоз
, м.
Артист, в совершенстве владеющий техникой своего искусства (преимущественно о музыканте).
Ни до Паганини, ни после Паганини не нашлось виртуоза, который мог бы так же владеть скрипкой, как он. Сергеев-Ценский, Пушки выдвигают.
||
Человек, достигший высокой степени мастерства в каком-л. деле.
В первом же бою он [наводчик Ковалев] показал себя таким знатоком своего дела, таким виртуозом, что всякое недоверие кончилось раз и навсегда. Катаев, Сын полка.
[итал. virtuoso]
Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии нау...
(франц. virtuose, от итал. virtuoso - сильный, ловкий). Мастер, отлично знающий свое дело; преимущественно же это слово употребляется по отношению к лицу, играющему превосходно на музыкальном инструменте.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
-КА, франц. virtuose, от ит. virtuoso, сильный, ловкий. Мастер в своем, деле, но преимущественно играющий превосходно на музыкальном инструменте.
(Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)
достигший высшего совершенства в исполнении музыкальн. и вокальных произведен...
виртуоз
ВИРТУО́З -а; м. [итал. virtuoso]
1. Артист, в совершенстве владеющий техникой своего дела (обычно музыкант).
2. Тот, кто достиг высокой степени мастерства в чём-л. Хирург-виртуоз.
Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт 1998
-а, м. Человек, в совершенстве владеющий техникой своего искусства, своего дела. Пианист-в.
виртуоза, м. (ит. virtuoso). Артист, преимущ. музыкант, в совершенстве владеющий техникой своего искусства. || перен. Человек, достигший совершенства или необыкновенной ловкости в каком-н. деле, в исполнении чего-н. (разг.). Оратор-виртуоз. Виртуоз слова.
м. виртуозка ж. итал. весьма искусный музыкант, игрок, исполнитель музыки; музыкант-дока. Виртуозный, до искусства этого относящийся.
виртуоз виртуо́з из ит. virtuoso, букв. "добродетельный, сильный", от лат. virtus "добродетель"; см. Гамильшег, EW 893. Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс 1964—1973
Виртуоз
Заимствованное из французского, где virtuose восходит к итальянскому virtuoso – "выдающийся мастер, артист"; латинское virtuoso – "сильный, добродетельный" от virtus – "добродетель, сила, мужество", произведено в свою очередь от vir – "мужчина".
виртуоз
чего и в чем. Виртуоз своего (слесарного, токарного) дела. Виртуоз во владении шпагой.
Пунктуация и управление в русском языке
виртуоз
Итальянское – virtuoso (добродетельный).
Латинское – virtus (превосходное качество).
Слово «виртуоз» было заимствовано из итальянского языка в конце XVIII в.
В итальянский слово пришло из латинского, где в качестве источника выступало прилагательное virtus со значениями «отличное достоинство», «доблесть».
«Виртуозом» называют «артиста, в совершенстве владеющего техникой исполнительского мастерства».
Производное: виртуозный.
Этимологический словарь русского языка. М.: Русский язык от А до Я. Издательство <ЮНВЕС> 2003
Виртуоз (итал. virtuoso, от лат. virtus — сила, доблесть, талант)
музыкант, артист, художник, с блеском преодолевающий значительные технические трудности. Термин «В.» применяется по преимуществу к музыкантам-исполнителям — инструменталистам и вокалистам. Искусство исполнителя-виртуоза неразрывно связано с артистическим воодушевлением, увлекающим аудиторию и способствующим яркой и впечатляющей интерпретации произведений. Виртуозность позволяет с максимальной полнотой донести до слушателя содержание музыкального произведения. Однако при одностороннем увлечении исполнителя виртуозностью содержание отступает на второй план и даже приносится в жертву демонстрации технического мастерства игры.
Г. М. Коган.
(итал. virtuoso, от лат. virtus - сила, доблесть, талант) - музыкант-исполнитель (а также вообще всякий артист, художник, мастер), в совершенстве владеющий техникой своей профессии. В более точном смысле слова: артист, доблестно (т.е. смело, отважно) преодолевающий технич. трудности. Совр. смысл термин "В." приобрёл лишь в 18 в. В 17 в. в Италии В. называли выдающегося артиста или учёного, в конце того же века - музыканта-профессионала, в отличие от любителя, позднее - музыканта-исполнителя, в отличие от композитора. Однако, как правило, в 17- 18 вв., отчасти ив 19 в. крупнейшие В. были одновременно и великими композиторами (И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Д. Скарлатти, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Лист и др.). Иск-во исполнителя-В. неразрывно связано с артистич. воодушевлением, увлекающим аудиторию и способствующим впечатляющей интерпретации произведений. Этим оно резко отличается от т.н. виртуозничества, при к-ром художеств. ценность музыки и исполнения отступает на второй план и даже при...
Виртуоз
музыкант-исполнитель, владеющий своим искусством в совершенстве. Глубокое художественное понимание и полная техническая свобода составляют отличительные качества виртуоза.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890—1907
Комментарии
Комментарии отстуствуют
Добавить комментарий
Добавить комментарий
Ваше имя *
E-mail
Комментарий
Код подтверждения
 Обновить изображение
  
Что еще интересного в `Музыкальный словарь` ?
( 12 XI 1833, Петербург - 27 II 1887, там же) Музыка Бородина... возбуждает ощущение силы, бодрости, света; в ней могучее дыхание, размах, ширь, простор; в ней гармоничное здоровое чувство жизни, радость от сознания, что живешь.Б. АсафьевА. Бородин является одним из замечательных представителей русской культуры второй половины XIX в.: гениальный композитор, выдающийся ученый-химик, активный общественный деятель, педагог, дирижер, музыкальный критик, он проявил также и незаурядное ли...
( 1822, Москва - 2 XII 1885, Кусково, близ Москвы) ..."талант его растет с каждым днем, и, кажется, г. Булахов должен для нас вполне заменить нашего незабвенного композитора романсов - Варламова", - сообщала газета "Ведомости Московской городской полиции" (1855). "20 ноября в селе Кускове графа Шереметева, близ Москвы, скончался известный автор многих романсов и бывший учитель пения Петр Петрович Булахов", - говорилось в некрологе в газете "Музыкальное обозрение" (1885).Жизнь и творчество "извес...
От латинских слов vox (голос) и vocalis (звучащий) произошли многие музыкальные термины: вокальная музыка, вокализ, вокал. Вокалистом называют певца, но не каждого, а лишь того, кто прошел специальную школу пения и умеет хорошо владеть голосом.
( 17 VI 1818, Париж - 18 X 1893, Сен-Клу, близ Парижа) Искусство - это сердце, способное мыслить.Ш. ГуноШ. Гуно - автор всемирно известной оперы "Фауст" - занимает одно из самых почетных мест среди композиторов XIX в. Он вошел в историю музыки как один из основоположников нового направления в оперном жанре, получившего впоследствии название "лирическая опера". В каком бы жанре ни работал композитор, он всегда отдавал предпочтение мелодическому развитию. Он считал, что мелодия всегда...
( 15 I 1911, Уральск - 2 VI 1988, Казань) Песни, в душе я взрастил ваши всходы...Эту строку из "Моабитской тетради" Мусы Джалиля с полным правом можно отнести к музыке его друга и творческого сподвижника Н. Жиганова. Верный художественным основам татарской народной музыки, он нашел оригинальные и плодотворные пути для ее живой взаимосвязи с творческими принципами мировой музыкальной классики. Именно на таком фундаменте выросло его талантливое и самобытное творчество - 8 опер, 3 балета, 17 симфон...
Самый низкий по звучанию среди струнных смычковых инструментов, контрабас играет очень важную роль в симфоническом оркестре. Это своего рода музыкальный фундамент, на который опирается звучание всех остальных инструментов. Диапазон контрабаса - от ми контроктавы до соль первой октавы. Чтобы не писать слишком много добавочных линеек, условились записывать партию контрабаса октавой выше его подлинного звучания. Как сольный инструмент контрабас выступает редко. На нем очень трудно доби...
(франц. messe, от позднелат. missa, от лат. mitto - посылаю, отпускаю) - как музыкальный жанр - циклическое вокальное или вокально-инструментальное произведение на текст определенных разделов одноименного главного богослужения католической церкви (в православной церкви ему соответствуют обедня, литургия). Месса как богослужение совершается на латинском языке. Ее символический смысл связан с обрядом превращения хлеба и вина в тело и кровь Иисуса....
«Тополи, тополи, скорей идите во поле...» Слушая эту звонкую песенку пионеров из оратории Шостаковича «Песнь о лесах», трудно поверить, что жанр оратории зародился в церкви. Это было в Риме, в конце XVI века, когда верующие католики стали собираться в специальных помещениях при церкви - ораториях (от латинского oratoria - красноречие) - для чтения и толкования библии. Обязательным участником таких собраний была музыка, которая сопровождала проповеди и чтение. Так возникли особые дух...
( ок. 1742 - 20 III 1797, Петербург) Известно всему просвещенному свету, сколько полезны и притом забавны театральные сочинения... Сие есть зеркало, в котором каждой себя ясно видеть может... пороки, не столь уважаемые, навсегда представляются на театре для нравоучения и поправки нашей.Драмматический словарь 1787 годаXVIII век принято считать эпохой театра, но даже на фоне повального увлечения спектаклями разных жанров и видов всенародная любовь к русской комической опере, родившейся в последней...
( 9 VII 1879, Болонья - 18 IV 1936, Рим) В историю итальянской музыки первой половины XX в. Респиги вошел как автор ярких программных симфонических произведений (поэм "Римские фонтаны, Пинии Рима").Будущий композитор родился в семье музыкантов. Дед его был органистом, отец - пианистом, у него Респиги и брал свои первые уроки игры на фортепиано. В 1891-99 гг. Респиги учится в музыкальном лицее в Болонье: игре на скрипке у Ф. Сарти, контрапункту и фуге у Далль Олио, композиции у Л. То...
см. жалейка.
см. фортепиано.
Не правда ли, странное название для музыкального инструмента? И тем не менее тарелки - плоские металлические пластинки - один из самых распространенных ударных инструментов. В оркестре тарелки появились еще в XVII веке, а известны были на много веков раньше. На тарелках играли еще 4 тысячи лет тому назад в Древнем Египте. В оркестре бывает обычно пара тарелок (поэтому, как и литавры, называются они во множественном числе). Звук извлекается ударом тарелок друг о друга, у...
( 16 VIII 1761, Петербург - IV 1800, там же) Е. Фомин принадлежит к числу талантливых русских музыкантов XVIII в., чьими усилиями в России создавалась национальная композиторская школа. Вместе со своими современниками - М. Березовским, Д. Бортнянским, В. Пашкевичем - он заложил основы отечественного музыкального искусства. В его операх и в мелодраме "Орфей" проявилась широта интересов автора в выборе сюжетов и жанров, мастерское владение различными стилями оперного театра того времени. История б...
К своей музыкальной сказке «Кикимора» композитор Лядов дал такое предисловие: «Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн - говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастет Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у ней малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимор...