БУДДА

БУДДА (санскр. просветленный) (ок. 567-488 до н.э.) — основатель мировой религии буддизма и создатель оригинальной философской концепции. Согласно преданию, Сидд-хартха Гаутама, наследный принц царства шакьев (отсюда его прозвище Шакьямуни — отшельник из рода шакьев) в 29 лет, после того как знамения (старик, больной, покойник и нищий странник) показали ему неизбежность страдания, стал отшельником. Многолетний опыт аскетического подвижничества убедил его, что и этот путь не обеспечивает спасения; наконец, в возрасте 40 лет, после продолжительной медитации под деревом пипал (смоковницей), он достиг просветления, и до конца жизни проповедовал новое учение о спасении. Его центральным элементом являются «четыре благородные истины»: 1) вся человеческая жизнь есть страдание, 2) причиной страдания является желание, 3) возможно прекращение страдания, 4) есть путь, ведущий к прекращению страдания (»благородный восьмеричный путь», определяемый как «срединный» — разумно избегающий крайностей как низменного стремления к наслаждению, так и бесполезного аскетического самоистязания). В изложении своего учения Б. исходил из наличия двух различных уровней понимания — мирян и монахов. К первым обращено этико-религиозное содержание буддизма, состоящее из набора заповедей и жизненных норм; наградой за благую жизнь на земле является блаженство на небе. А для узкого круга посвященных предназначено концептуальное ядро буддизма — философская теория реальности и идеал Нирваны. Философское содержание учения Б. связано с двумя элементами «восьмеричного пути» — «правильным знанием» и «правильным сосредоточением». Основа «правильного знания» — концепция «взаимозависимого возникновения»: каждая вещь возникает под воздействием других и сама оказывает на них влияние; тем самым утверждается принцип всеобщей относительности — нет ничего постоянного и устойчивого, все непрерывно изменяется. Оборотной стороной этого принципа оказывается концепция элементов-дхарм, возникающих и исчезающих в течение одного мгновения: реальность предстает как безличный и безначальный поток состоящий из взаимосвязанных моментальных «вспышек». При этом отрицаются не только материальные, но и духовные субстанции, в первую очередь — индивидуальная душа как устойчивая целостность, место которой также занимает последовательность дхарм. «Правильное знание» углубляет понимание истины страдания: философский смысл страдания заключается в непрерывном волнении (возникновении и исчезновении) дхарм, лежащим в основе тягостного непостоянства человеческого существования. «Правильное сосредоточение» представляет собой регулярную концентрацию внимания, останавливающую мельтешение элементов эмпирического опыта; практика медитации постепенно успокаивает процесс жизненного волнения и позволяет достигнуть Нирваны (букв, «угасание»). Нирвана недоступна рациональному описанию (именно потому, что основой ее достижения является мистический опыт тран-совой медитации) и представляет собой высшее из возможных состояний человека, полное и окончательное избавление от страданий.

Источник: Новейший философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. БУДДА — (санскр. и пали buddha, «просветлённый», букв. «пробуждённый») в буддийской мифологии: 1) человек, достигший наивысшего предела духовного развития, 2) антропоморфный символ, воплощающий в себе идеал предела духовного развития. Мифологическая энциклопедия
  2. БУДДА — Историч. основатель духовной традиции буддизма; собственно титул: "пробудившийся (к пониманию реальности)"; имя при рождении — Гаутама Сиддхартха. VI — V вв. до н. э. (точные даты жизни в разных традициях отличаются на десятки лет). Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
  3. Будда — (санскр. Буддха буквально — просветлённый) в буддийской религии существо, достигшее наивысший святости. В буддийском пантеоне насчитывается множество будд. В более узком значении... Большая советская энциклопедия
  4. Будда — орф. Будда, -ы, м. (имя основателя буддизма Сиддхартхи Гаутамы) и будда, -ы, м. (в буддизме: вероучитель; лицо, достигшее духовного просветления) Орфографический словарь Лопатина
  5. БУДДА — (санскритск., букв. — просветленный) — в буддийской религии существо, достигшее наивысшей святости. В буддийском пантеоне насчитывается св. 1000 будд. В более узком значении... Советская историческая энциклопедия
  6. будда — БУДДА -ы; м. [санскр. buddha — просветлённый] В буддизме: высшее божество, достигшее в ходе множества перерождений абсолютного совершенства и способное указать другим путь к религиозному спасению. Толковый словарь Кузнецова
  7. будда — будда м. Тот, кто достиг в буддизме абсолютного совершенства и кто способен указывать путь к религиозному спасению; вероучитель. Толковый словарь Ефремовой
  8. будда — (Санскр.) Букв., "Просветленный". Высшая степень знания. Для того, чтобы стать Буддой, надо прорваться через узы чувств и личности; достичь совершенного восприятия истинного я, и научиться не отделять его от всех других я; прежде всего... Теософский словарь
  9. Будда — (санскр. просветленный) — в буддизме человек, достигший просветления, или нирваны. В буддизме также Будда — имя собственное основателя буддизма принца Сиддхартха Гаутамы. В═некоторых течениях буддизма, к примеру, ваджраяне, считается, что Гаутама Краткий религиозный словарь
  10. БУДДА — БУДДА (санскр., букв. — просветленный) — .. 1) имя, данное основателю буддизма Сиддхартхе Гаутаме (623-544 до н. э.) — происходившему, по преданию, из царского рода племени шакьев в Сев. Индии (одно из имен Будды — Шакьямуни, "отшельник из шакьев")... Большой энциклопедический словарь
  11. Будда — См. Буддизм. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона