ЧААДАЕВ

ЧААДАЕВ Петр Яковлевич (1794-1856) -русский мыслитель, публицист, общественный деятель. По происхождению из дворян, участник войны 1812, находился в оппозиции к царскому режиму и русской дворянской олигархии, не разделяя целиком и принципов демократической идеологии, хотя и состоял в «Союзе благоденствия» (1819), а затем и в «Северном обществе» декабристов (1821). Его теоретические взгляды формировались под влиянием двух противоположных тенденций (просветительского рационализма и христианского монотеизма), поэтому при целостном восприятии творчество Ч. выглядит крайне противоречивым. По крайней мере, до отъезда за границу в 1823 Ч. был сторонником декабристской идеологии и придерживался просветительской ориентации. Перелом произошел в 1824-1825, во время путешествия Ч. по Европе, где он встречался с Шеллингом, Лашенне, Куком; сыграло свою роль и пребывание в масонской ложе, и мистические настроения друзей. В результате к 1829-1830 у Ч. сформировалось новое, философско-истори-ческое и религиозное мировоззрение, которое и проявилось в «Письмах о философии истории» или «Философических письмах» (1829-1831) — самом значительном произведении мыслителя, а также в сочинении «Апология сумасшедшего» (1837). Первое письмо было опубликовано в 1836 в журнале «Телескоп» и вызвало многочисленные и неоднозначные отклики современников, среди которых самым «значительным» был указ императора Николая I, по которому Ч. был объявлен сумасшедшим и взят под надзор. Обращаясь к исторической судьбе России в контексте мировой культуры, Ч. развивает идею целостного понимания исторического процесса в духе «объективного идеализма», согласно которому истинное единство истории — это «религиозное единство». Основой мирового развития выступает «великое ВСЕ», «абсолютное единство», «истинная реальность», которые суть имена Бога и в качестве основных онтологических категорий выражают закон «природы физической» и «природы духовной». Структура этих двух слоев реальности, по Ч., идентична, но элементами первого являются атомы, а второго — идеи. Провиден-циалистское понимание Ч. закона истории означает, что все сущее сотворено Богом и подчиняется мудрости Провидения, «вечной божественной силе», которая ставит перед каждым народом определенную цель, частную по отношению к цели развития всего человечества, идущего к царству Божьему на земле. Ч. отдает предпочтение христианской телеологии, придающей «нравственный смысл» развитию западноевропейских народов, миссия которых заключается в дальнейшем распространении христианского вероучения. Трансляция идей «духовного» мира в мир «физический» осуществляется в своеобразной элитарной форме, в обращении Провидения к народным «массам» посредством избранников, которые дают толчок «коллективному сознанию» нации и приводят ее в движение. Развитие и консолидация людей в единую общность (народ или нацию) основана на традиции — непосредственной передаче истины от одного поколения к другому в непрерывной преемственности, благодаря чему обеспечивается единство и нравственное воспитание народа, достигается общая социальная стабильность и «устойчивость личной жизни» каждого отдельного гражданина. Образцом эволюционного развития для Ч. служит опыт западноевропейских государств, частная и общественная жизнь которых основана на «идеях долга, справедливости, права, порядка» — этих основополагающих и руководящих началах, которые покоятся на духе строгой организации католической церкви и благодаря которым только и возможна связь с прошлым и основания для будущего развития. Снятие всех антитез между Россией и Западом, нормализация русской действительности может осуществиться, по мнению Ч., только путем нравственного воспитания и образования в соответствии с идеалами западного просвещения и религиозного синтеза. Поэтому, по Ч., необходимо устранить разногласия между католицизмом и православием для восстановления не только духовного, но и социального единства России и Европы. Философская концепция Ч. и его попытка исторического анализа закономерностей общественного развития России в контексте западноевропейской и мировой цивилизации стала основой «модернизации» русского национального самосоз: нания и стимулировала дальнейшее развитие русской религиозной и социальной философии.

Источник: Новейший философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Чаадаев — Петр Яковлевич [27.5(7.6).1794, Москва, — 14(26).4.1856, там же] русский мыслитель и публицист. Родился в дворянской семье (мать — дочь историка князя М. М. Щербатова). В 1808—11 учился в Московском университете, где сблизился с Н. И. Тургеневым и И. Большая советская энциклопедия
  2. ЧААДАЕВ — ЧААДАЕВ Петр Яковлевич [27 мая (8 июня) 1794, Москва – 14(26) апреля 1856, там же] – русский философ и публицист. В 1808–11 учился в Московском университете. После окончания университета служил в гвардейских частях, участвовал в Отечественной войне 1812. Новая философская энциклопедия
  3. ЧААДАЕВ — Отчество от нецерковного мужского личного имени Чегодай, в русском произношении также и Чаадай: в г. Невеле воевода Чаадай Спешнев (1633); помещик Чегодай Ожерельев (1597). Словарь русских фамилий
  4. ЧААДАЕВ — 1. Иван Иванович (г. рожд. неизв.- ум. 1696) — думный дворянин, дипломат, окольничий (с 1676-77). В 1658-66 был воеводой в укр. городах, в т. ч. в Киеве. Стремился укрепить влияние рус. Советская историческая энциклопедия
  5. Чаадаев — Фамилия известного дворянского рода, к которому принадлежал и знаменитый русский философ, современник Пушкина Петр Чаадаев, восходит к племенному названию Cagatai, которое первоначально было именем одного из сыновей Чингис-хана – Чагатая, что в переводе значит "храбрый, честный". Этимологический словарь Крылова
  6. Чаадаев — (Петр Яковлевич) — известный русский писатель. Год рождения его точно неизвестен. Лонгинов говорит, что Ч. родился 27 мая 1793 г., Жихарев считает годом его рождения 1796-й... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  7. Чаадаев — Чаада́ев фам. русск. дворянского рода, также Чегода́ев. Восходит к тюрк. племенному названию Čaɣatāi, которое первонач. было именем второго сына Чингис-хана (ум. в 1242 г.), ср.-греч. Τζαχατάης (Лаон. Халкон. I, 152); см. Фасмер, ZfslPh 17, 340 и сл.; Шпулер, Goldene Ноrdе 243. Этимологический словарь Макса Фасмера