ГНОСЕОЛОГИЯ

ГНОСЕОЛОГИЯ (греч. gnosis — знание, logos — учение) — философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, — теория познания. В отличие от эпистемологии, Г. рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту) или в категориальной оппозиции «субъект — объект». Основная гносеологическая схема анализа познания включает субъекта, наделенного сознанием и волей, и противостоящий ему объект природы, независимый от сознания и воли субъекта и связанный с ним только познавательным (или прак-сео-познавательным) отношением. Основной круг гносеологической проблематики очерчивается посредством таких проблем как интерпретация субъекта и объекта познания, структура познавательного процесса, проблема истины и ее критерия, проблема форм и методов познания и др. Если для античной философии характерно представление о единстве предмета и знания о нем, а также о познавательном процессе как содержательном конфигурировании предметов и, соответственно, фокусировка внимания на функциональной трансформации предметности в содержании знания, то в рамках средневековой схоластики проблематика Г. получает более дифференцированное развитие, оформляются многие компоненты категориального аппарата классической Г., а попытки обосновать возможность совмещения учения Аристотеля с христианской догматикой приводят к оформлению концепции двойственной истины, фактически эксплицитно формирующей идею о парадигмальности познавательных процедур и возможной множественности парадигм, а такие направления схоластики как реализм, номинализм и концептуализм задают различные модели познавательного процесса. Становление опытного естествознания, остро зафиксировав проблему способа достижения истинного знания, инспирировало конституирование оппозиции «сенсуализм-рационализм», а, затем, и «эмпиризм-рационализм» (17-18 вв.). Статус актуальности приобретает проблема активности субъекта в познавательном процессе (Беркли, Юм). Гносеологизм как заданная Кантом ориентация на выделение субъективных оснований познания, сыграл важную роль в преодолении ценностных установок натуралистической эпистемологии, утверждавших целью познания достижение абсолютной истины, а также в критике метафизических философских построений. Различение содержания и форм мышления в работах представителей немецкой классической философии выдвинуло проблему множественности оснований познания и относительности истины. Отказ от метафизики, с одной стороны, и бурное развитие естественных наук, с другой, выдвинули именно познавательное отношение к миру в центр философии. Гносеологическая проблематика становится определяющей для неокантианства и позитивизма. Основания познавательной деятельности классическая Г. связывает с «изолированным субъектом». Сознание такого субъекта прозрачно само для себя и является последним источником достоверности. В таких полаганиях действительность знания и его содержание оказываются ограниченными рамками индивидуального сознания. Это препятствует выделению категориальных характеристик знания и приводит к психологизму (субъективизму). Пытаясь преодолеть ограничения исходных абстракций, философы были вынуждены, либо принимать формально-онтологические допущения и принципы (»врожденные идеи» Декарта, «априорные формы» Канта), либо генерализовать категорию «самосознание», придавая ей статус онтологии (Фихте, Гегель, Шеллинг). Тем не менее, принципиальная ограниченность исходных гносеологических абстракций и допущений осознавалась все больше. Особую роль в этом процессе сыграла методологическая рефлексия развития гуманитарных наук, в которых взаимодействие исследователя с исследуемой действительностью строится принципиально иначе, чем в естественных науках. Критика оснований классической философии, развернувшаяся с конца 19 в. и продолжающаяся по сей день, привела к ломке традиционных представлений Г. и отказу от абстракций «самосознающего» и «изолированного» субъекта. Современные исследования познания, фиксируя ограничения субъект-объектных схем, вводят в качестве исходных, иные структурные расчленения и абстракции: предметная деятельность (»практика»), культурная норма (»парадигма»), язык и др. Традиционная гносеологическая проблематика включается при этом в более широкий социокультурный контекст, и, соответственно, более широкую систему понятий. Центральную позицию в рамках Г. занимает методология науки и эпистемология (см. также НАУКА, НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА).

Источник: Новейший философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ГНОСЕОЛОГИЯ — ГНОСЕОЛОГИЯ – см. Теория познания [ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ]. Новая философская энциклопедия
  2. гносеология — -и, ж. Теория познания — философское учение о возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности познания. [От греч. γνω̃σις — знание и λόγος — учение] Малый академический словарь
  3. ГНОСЕОЛОГИЯ — ГНОСЕОЛОГИЯ. см. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ. Социологический словарь
  4. гносеология — Гносе/о/ло́г/и/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  5. Гносеология — (от греч. gnosis — познание и ...Логия) см. Теория познания. Большая советская энциклопедия
  6. гносеология — орф. гносеология, -и Орфографический словарь Лопатина
  7. Гносеология — (близкое понятие — эпистемология) — теория познания в философии, изучает закономерности и возможности процесса познания, соотношение нашего знания с объективной реальностью, условия и критерии достоверности и истинности познания. Физическая антропология
  8. гносеология — ГНОСЕОЛОГИЯ и, ж. В философии — область изучения истоников, форм научного познания, способности человека познавать действительность; теория позания. БАС-2. Словарь галлицизмов русского языка
  9. гносеология — гносеология , -и Орфографический словарь. Одно Н или два?
  10. гносеология — ГНОСЕОЛОГИЯ -и; ж. [от греч. gnōsis (gnōseōs) — знание и logos — учение] В философии: изучение форм и способов научного познания; теория познания. ◁ Гносеологический, -ая, -ое. Г. аспект исследования. Г-ие проблемы, выводы. Толковый словарь Кузнецова
  11. гносеология — ГНОСЕОЛОГИЯ, и, ж. В философии: теория познания. | прил. гносеологический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  12. гносеология — Гносеологии, мн. нет, ж. [от греч. gnosis – знание и logos – учение] (филос.). Наука об источниках и границах человеческого познания; то же, что теория познания. Большой словарь иностранных слов
  13. гносеология — ГНОСЕОЛ’ОГИЯ, гносеологии, мн. нет, ·жен. (от ·греч. gnosis — знание и logos — учение) (филос.). Наука об источниках и границах человеческого познания; то же, что теория познания. Толковый словарь Ушакова
  14. гносеология — гносеология ж. Раздел философии, изучающий источники, формы и методы научного познания, условия его истинности, способности человека познавать действительность; теория познания. Толковый словарь Ефремовой
  15. ГНОСЕОЛОГИЯ — ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. gnosis — познание и...логия) — то же, что теория познания. Большой энциклопедический словарь
  16. Гносеология — Или гнозеология (более употребителен термин учение о познании, Erkenntnisslehre) — философская дисциплина, исследующая вопрос о возможности и условиях истинного знания. См. Знание. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона