ИРРАЦИОНАЛИЗМ

ИРРАЦИОНАЛИЗМ (лат. irrationalis — бессознательное, ' неразумное) — философские течения, провозглашающие примат неразумного начала и делающие его основной характеристикой как самого мира, так и его миро-понимания. В противоположность философской классике, выдвинувшей на первое место разум и рациональность и поставившей в качестве основной своей цели выявление внутренней логики развития этой рациональности, постклассическая философия знаменует собой отказ от признания разумных оснований действительности и выдвижение на первый план иррационального момента. Это не означает, однако, полного отрицания как рационального вообще, так и возможностей разума в процессе познания, — речь идет о своего рода изменении в расстановке акцентов, когда место и роль этих двух все пронизывающих антропологических и исторических констант (рационального и иррационального) радикально пересматриваются. Начиная с Нового времени (Декарт, Спиноза, Лейбниц) и особенно с эпохи Просвещения классическая философия в своих итогах стала отождествлять мир с разумностью как таковой, очищая разум от всего иррационального, отодвигая последнее в сферу запредельного и недействительного. Хотя все это не могло в то же время не вызывать определенного рода реакции, имеющей своим главным мотивом стремление противопоставить разуму своеобразно истолковываемые силы самой жизни (как непосредственного, стихийного, в принципе нерационализируемого феномена). Такие иррациональные по своей сути тенденции пробивались сквозь глубоко рациональные по форме философские учения, не являя собой, однако, четкого системного оформления и не оказывая существенного влияния на общий пафос эпохи (Руссо с его идеями возврата к природе как к тому, что «можно вкушать и наслаждаться, не познавая и не объясняя»; Гете с его восторженностью перед красотой непосредственного воззрения и стихией чувства; Шлегель и др. немецкие романтики с их призывом к отказу от блужданий в «пустом пространстве абсолютной мысли»). Однако взгляды этих мыслителей во многом оказываются расположены еще в пределах классического (т.е. рационалистического) типа философствования, ибо главной задачей в данном случае оставалось стремление гармонизировать, примирить глубоко родственные по сути, хотя в то же время и различные, элементы человеческого познания — разум и рассудок с волей, эмоциями, фантазией и др. иррациональными моментами. Своего рода реакцией на излишнюю рассудочность классической (и особенно немецкой идеалистической) философии представляли собой «философия чувства и веры» Якоби, «философия откровения» позднего Шеллинга, не говоря уже о волюнтаризме Шопенгауэра, «философии бессознательного» Э. Гартмана и учении Кьеркегора. Т.обр., несмотря на то, что иррационалистические тенденции можно проследить на протяжении длительного развития философии, сам термин «И.», строго говоря, относят все же к тем философским направлениям, которые складываются в конце 19 — начале 20 в. В эту эпоху иррационалистические умонастроения приобретают особое распространение в связи с обострением кризисных симптомов развития самого общества. Более чем когда-либо ранее начинает проявлять себя иррациональность социальной действительности, осознание которой приводит к радикальной внутрифилософской переориентации. Появляется т.наз. кризисное сознание, резко восстающее против традиционного гармонизирующего системосозидания и его главной силы в лице науки как квинтэссенции разума. Наступает эпоха глубоко иррациональных мироощущений, когда иррациональность общества начинает во многом ассоциироваться и интерпретироваться через аналогичные свойства самой человеческой природы. Отсюда — радикальный протест против панлогического усечения и упрощения мира. В имманентно-философском плане акцент был сделан по линии решительного преодоления рационализма предшествующей философии за счет выдвижения на первый план иррационального момента и подчинения ему рационального. Особенно ярко иррационалистическая философия была представлена в это время философией жизни — Дильтей, Шпенг-лер, Бергсон (а еще раньше — Ницше). Разуму было отведено чисто утилитарное место в познании и, более того, само иррациональное было четко тематизировано и проблемати-зировано, благодаря чему был расширен и обоснован по сути новый предмет философской рефлексии в виде интуитивного, до — или внетеоретического знания, а сама философия из мышления о мире в понятиях превратилась в понимание (или интуитивное восприятие) в принципе непознаваемой силами одного только разума действительности. Последующее развитие иррационалистических философских течений связано глав. обр. с феноменологией, экзистенциализмом и некоторыми разновидностями неопозитивизма. К концу 1950-х в противовес прежним иррационалистическим мотивам широкое распространение получают тенденции, связанные с рационализацией иррационального и внерационального, т.е. включением в познание того, что ранее полагалось в качестве принципиально непознаваемого. Это движение оказывается связано глав. обр. со структурализмом, занятым по преимуществу исследованием различного рода объективных проявлений социальной обусловленности сознания и человеческого поведения. Речь идет об экспликации бессознательных структур социальности и дискурсивной фиксации этих структур через уподобление их языковым комплексам и механизмам и их последующем анализе с помощью различного рода лингвистических методик и методологий (начиная с использования некоторых приемов структурной лингвистики и теории информации в анализе первобытного мифологического мышления как коллективного бессознательного Леви-Стросом; «Истории безумия» Фуко; анализа «закономерно упорядоченного бессознательного» Лаканом и др.).

Источник: Новейший философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ИРРАЦИОНАЛИЗМ — ИРРАЦИОНАЛИЗМ (лат. irrationalis – неразумный)– в широком смысле философские учения, которые ограничивают, принижают или отрицают решающую роль разума в познании, выдвигая на первый план иные виды человеческих способностей – инстинкт, интуицию... Новая философская энциклопедия
  2. иррационализм — -а, м. Идеалистическое течение в философии, признающее иррациональный характер бытия и ограничивающее познавательные возможности разума, противопоставляя ему интуицию, инстинкт, чувство и т. д. как основу познания. Малый академический словарь
  3. ИРРАЦИОНАЛИЗМ — ИРРАЦИОНАЛИЗМ (от лат. irration-alis — неразумный) — англ. irration-alism; нем. Irrationalismus. 1. Мировоззренческая ориентация, к-рая признает основным видом познания инстинкт, откровение... Социологический словарь
  4. ИРРАЦИОНАЛИЗМ — (от лат. irrationalis — неразумный, бессознательный) — одно из течений филос. идеализма, характеризующееся принижением роли сознательного, рационального момента в жизни и поведении человека... Советская историческая энциклопедия
  5. иррационализм — Ир/рацион/ал/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  6. Иррационализм — (от лат. irrationalis — неразумный) обозначение идеалистических течений в философии, которые, в противоположность Рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто Иррациональное, т. Большая советская энциклопедия
  7. иррационализм — орф. иррационализм, -а Орфографический словарь Лопатина
  8. иррационализм — ИРРАЦИОНАЛИЗМ а, м. irrationalisme, нем. Irrationalismus <�лат. филос. Отрицание возможности логического познания действительности и признание инстинкта, веры основным инструментом познания. Иррационалист а, м. Крысин 1998. — Лекс. Брокг.: иррационализм; Уш. 1934: иррационализм. Словарь галлицизмов русского языка
  9. иррационализм — ИРРАЦИОНАЛИЗМ (от лат. irrationalis — неразумный) — направление философской мысли, представители которого критически относятся к рационализму и указывают на другие источники и способы познания — интуицию, мистику, озарение, чувства и прочее. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  10. иррационализм — ИРРАЦИОНАЛИЗМ -а; м. Идеалистическое течение в философии, признающее иррациональный характер бытия и ограничивающее познавательные возможности разума, противопоставляя ему интуицию, инстинкт, чувство и т.п. как основу познания. Толковый словарь Кузнецова
  11. иррационализм — [< лат.] – направление в идеалистической философии, принимающее за основу действительности иррациональное, недоступное разуму и лишенное закономерности начало. Большой словарь иностранных слов
  12. иррационализм — ИРРАЦИОНАЛ’ИЗМ, иррационализма, мн. нет, ·муж. (филос.). 1. Философское направление, считающее, что в основе всех явлений действительности лежит иррациональное начало. 2. В гносеологии — воззрение, утверждающее, что рассудок не способен познать действительность в ее целом. Толковый словарь Ушакова
  13. иррационализм — иррационализм м. Течение в философии, признающее иррациональный I характер действительности и отрицающее или ограничивающее возможности разума в процессе познания, противопоставляя ему инстинкт, чувство, волю, интуицию и т.п. Толковый словарь Ефремовой
  14. ИРРАЦИОНАЛИЗМ — ИРРАЦИОНАЛИЗМ — обозначение течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто иррациональное... Большой энциклопедический словарь
  15. Иррационализм — (от лат. irationalis – неразумный) направление в философии, ограничивающее или отрицающее возможности разума в процессе познания ((рационального познания действительности) и преобразования действительности... Словарь по культурологии