КОНЦЕПТУАЛИЗМ

КОНЦЕПТУАЛИЗМ (лат. conceptus — понятие) — умеренное направление средневековой традиции номинализма, занимающее в вопросе об универсалиях позицию трактовки последних в качестве содержащихся в человеческом сознании имен (nomma) соответствующих объектов, однако предусматривающее при этом наличие реально существующих общих признаков единичных предметов в качестве основания для объединения их в класс, фиксируемый в общем понятии (conceptus). Фундирующие К. идеи впервые были высказаны еще в рамках стоицизма; в качестве особого направления философской мысли К. конституируется в контексте такой ветви средневековой философии, как схоластика: основоположник — Петр Абеляр; наиболее последовательный представитель — Иоанн Солсберийский. К. Абеляра оформляется под воздействием взглядов двух его учителей — Росцелина и Гийома из Шампо, т.е. наиболее радикальных выразителей позиций номинализма и — соответственно — реализма. Преодолевая крайности последних, Абеляр полагает невозможным считать универсалии ни субстанциальными сущностями вещей (ибо в этом случае необходимо было бы выводить альтернативные акциденции из единой субстанции: например, телесность и духовность из сущности человека), ни только звучанием голоса, flatus vocis (ибо даже имена представляют собой не просто звук, vox, но семантически наполненное слово — sermo). Таким образом, универсалии не воплощены в вещь субстанциально, но в последней присутствуют признаки, выражающие не только истинную сущность вещи, но и частные ее проявления, — именно эти признаки позволяют отнести вещь к тому или иному множеству, выражаемому универсалией как именем. По Абеляру, универсалия как общее понятие есть результат деятельности человеческого ума, обобщающего реальные свойства (признаки) вещей, характеризуемых одним и тем же «состоянием» (status), и при анализе процесса возникновения уни версалий Абеляр делает акцент на чувственном опыте, не выделяя его, однако, из общесинкретической познавательной процедуры в качестве самостоятельного этапа или — тем более — акта: непосредственно в сенсорном процессе ум отвлекается от сугубо индивидуальных и неповторяемых свойств объекта, адсорбируя интегральные признаки, позволяющие объединять вещи в тот или иной status. Иначе говоря, универсалии оформляются в чувственном опыте посредством абстрагирования. В отличие от Абеляра, Иоанн Солсберийский, чьи взгляды оформились во многом под воздействием Цицерона и античного скептицизма, проанализировав все представленные в схоластике варианты решения проблемы универсалий, высказывает мнение о ней как об основополагающей для философии, а потому не имеющей финального решения. Полагая модель К. наиболее приемлемым вариантом ее интерпретации, Иоанн Солсберийский придерживался именно ее, не считая, однако, вопрос закрытым и допуская возможность плюрализма иных его решений. Предполагая наличие трех источников достоверного знания (чувства, разум и вера), он дифференцирует в рамках К. предложенный Абеляром когнитивный синкретизм, фиксируя не только специфические познавательные функции как чувственно-опытного, так и рационально-логического (»диалектического») познания, но и необходимую взаимодополняемость эмпирических и рационально-теоретических источников знания: «если диалектика облегчает изучение других наук, то, оставшись наедине с собой, она становится бессильной и бесплодной. Ибо если нужно оплодотворить душу для того, чтобы принести плоды философии, она должна зачать извне». Этот значимый для разворачивания гносеологической проблематики импульс дифференциации сохраняется и в философии Нового времени. К. не только был развит новоевропейской философией (Локк, Гельвеции, Кондильяк), но и послужил также основой становления гносеологической программы синтеза уже концептуально конституировавшихся эмпиризма и рационализма, предусматривающей сенсорный способ получения исходных данных опыта и их последующую комбинаторику и обобщение рациональным путем. Таким образом, универсалии являются в контексте данной парадигмы результатом деятельности «разума, который из наблюдаемого между вещами сходства делает предпосылку к образованию отвлеченных общих идей и устанавливает их в уме вместе с относящимися к ним именами» (Локк). В этой проекции К. может быть оценен не только как умеренный вариант номинализма, но и как парадигмальная установка, объективно задающая перспективу снятия альтернативы реализм — номинализм, задавая более конструктивный синтетический метод решения проблемы общих понятий. см. также: УНИВЕРСАЛИИ, НОМИНАЛИЗМ.

Источник: Новейший философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. КОНЦЕПТУАЛИЗМ — КОНЦЕПТУАЛИЗМ – одно из направлений философской мысли (наряду с реализмом и номинализмом), связанное с решением проблемы универсалий. Сторонники этого направления полагали, что общее существует в вещах (in rebus) и обнаруживается в речевых актах. Новая философская энциклопедия
  2. концептуализм — Концепт/у/ал/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  3. Концептуализм — (от лат. сопсерtus — мысль, понятие) термин, используемый для обозначения философских направлений, занимающих промежуточное положение между средневековым Реализмом и Номинализмом в решении проблемы универсалий. Исторически... Большая советская энциклопедия
  4. концептуализм — орф. концептуализм, -а Орфографический словарь Лопатина
  5. концептуализм — КОНЦЕПТУАЛИЗМ а, м. conceptualisme m. <, н.-лат. conceptualismus <�лат. conceptum мысль, представление. Близкое к номинализму направление в средневековой схоластической философии, отрицавшее реальное существование общего... Словарь галлицизмов русского языка
  6. концептуализм — КОНЦЕПТУАЛИЗМ (от лат. concipio — схватываю, собираю, понимаю) — философское направление, оформившееся в Средневековье. Оно предполагает существование общего, или универсалии, в вещи (in re). Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  7. концептуализм — КОНЦЕПТУАЛИЗМ -а; м. [лат. conceptus — понятие, мысль, представление] 1. Средневековое философское учение, отрицавшее существование общих понятий в действительности, реальности, но признававшее их существование в сознании, мышлении. Толковый словарь Кузнецова
  8. концептуализм — [< лат. conceptus мысль, представление] – направление в средневековой философии; виднейший представитель – Абеляр; согласно концептуализму общие понятия не существуют сами по себе, отдельно от единичных вещей (как утверждал схоластический “реализм”... Большой словарь иностранных слов
  9. концептуализм — КОНЦЕПТУАЛ’ИЗМ, концептуализма, мн. нет, ·муж. (филос.). Средневековая философская теория, признававшая в человеческом уме наличие концептов, ·в·противоп. номинализму, отрицавшему их существование. Толковый словарь Ушакова
  10. концептуализм — концептуализм I м. Направление схоластической философии эпохи Средневековья, отрицавшее реальное существование общих понятий независимо от единичных вещей, но признававшее существование в уме концептов концепт II как особых форм познаия реальности. II... Толковый словарь Ефремовой
  11. КОНЦЕПТУАЛИЗМ — КОНЦЕПТУАЛИЗМ — направление средневековой схоластической философии. См. Номинализм, Универсалии. Большой энциклопедический словарь
  12. Концептуализм — (концептуальное искусство) ☼ последнее по времени возникновения (60-80-е гг.) крупное движение Авангарда. Один из его основателей Дж. Кошут в своей программной статье “Искусство после философии” (1969) назвал К. “постфилос. Словарь по культурологии