МАЛЬБРАНШ

МАЛЬБРАНШ (Ма1еbrаnсhе) Никола (1638-1715) — французский философ, главный представитель окказионализма. Основные произведения: «О разыскании истины» (1675), «Христианские размышления» (1683), «Беседы о метафизике» (1688) и др. Отправным пунктом учения М. стала неспособность картезианского дуализма объяснить проблему взаимодействия души и тела. Многие понятия Декарта, такие как субстанциальный дуализм, интеллектуальная интуиция и др., связанные с окказионалистской проблемой, приобретают в трактовке М. христианско-августинианское звучание. Утверждая принципиальную невозможность взаимодействия души и тела в силу их абсолютного разграничения, М. считал, что эти две субстанции имеют принципиально различную природу и потому под так называемой телесной причиной или причиной волевого акта следует понимать не что иное, как лишь «повод» для истинно «действующей» причины, т.е. Бога, с помощью которого только и возможно такое взаимодействие. Таким образом взаимосвязь тела и духа может быть, по М., объяснена как результат непрерывного непосредственного вмешательства божественной воли, понятого как чудо. В своей идеалистической интерпретации основных идей Картезия М. дошел до утверждения о невозможности естественного влияния не только тела на душу, но и тела на тело. В гносеологии М. различает четыре вида или пути познания объектов: познание бытия Бога через посредство самих вещей; познание материальных тел через идеи вещей; познание своей собственной души через так называемое внутреннее чувство и познание душ других людей и чистых духов через познание по аналогии. Согласно М., знания людей о своей душе и душах других людей, а также о Боге, являются все же областью веры, а не разума, поэтому к ним не могут быть применены критерии ясности и отчетливости, как это возможно в знании о материальных вещах. В толковании идей М. был близок к Платону, считая, что созерцая последние, человек видит их в Боге; не Бог существует в мире, а мир в Боге. «Все существует в Боге», «Бог есть место духов» — эти, и подобные им высказывания М. были близки к спиритуализму, в то время как признание им «материальных творений» придавало его учению пантеистическую окраску (»Бог находится повсюду в мире»). М. оказал большое влияние на Беркли, который довел до логического завершения ряд идей М., направив их на отрицание материальности как таковой. В 18 в. идеи М. были подвергнуты резкой критике со стороны английских материалистов-сенсуалистов, особенно Локка, и французских просветителей.

Источник: Новейший философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. МАЛЬБРАНШ — МАЛЬБРАНШ (Malebranche) Никола (6 августа 1638, Париж – 13 октября 1715, Париж) – французский философ, главный представитель окказионализма [ОККАЗИОНАЛИЗМ]. Получив домашнее образование, изучал затем теологию в Сорбонне. В 1664 принял сан священника. Новая философская энциклопедия
  2. Мальбранш — (Malebranche) Никола (6.8.1638, Париж, — 13.10.1715, там же), французский философ-идеалист, главный представитель Окказионализма (наряду с А. Гейлинксом). В 1664 принял сан священника. Знакомство с «Трактатом о человеке» Р. Декарта пробудило... Большая советская энциклопедия
  3. МАЛЬБРАНШ — МАЛЬБРАНШ (Malebranche) Никола (1638-1715) — французский философ, один из главных представителей окказионализма. В противоположность пантеизму Б. Спинозы утверждал, что мир существует в Боге. Основные сочинения "Разыскания истины" (1674-75). Большой энциклопедический словарь