НОРМА

НОРМА (лат. norma — руководящее начало, правило, образец) — 1) средняя величина, характеризующая какую-либо массовую совокупность случайных событий, явлений; 2) понятие, обозначающее границы (меру трансформаций), в которых явления и системы (природные и социокультурные), человеческая деятельность, поведение и общение, сохраняют свои качества и функции; задающее их внутреннюю соразмерность (упорядоченность). В социальной сфере Н. конкретизируются через нормативы (специально аналитически рассчитываемые характеристики состояний), правила и предписания, а также через соотносимые с ними эталоны — образцы. Н. выступают как регулятивы социальных взаимодействий всех уровней и видов, обеспечивающие их организацию, упорядочивание, институционализацию и контроль. Изменение Н. является одним из механизмов изменения характера и направленности человеческой активности. Н. имеют два способа своего закрепления (и функционирования): знаковый (их закрепление в санкционируемых культурой кодексах, законах, сводах правил и т.д., а также тексты культуры как таковые в плане нормативности их содержания; и социальный (их встроенность как схем в деятельность, поведение, общение). Кроме того, мышление, осознаваемая психическая жизнь также подчиняются определенным представлениям о «нормальности», репродуцируемым в данной культуре (Н. суть «лишенная пространства точка между сумасшедствием и дураком», — Лот-ман). Сверхзадача Н. — удержать инвариантность через пола-гание пределов вариативности. Инвариативность в Н. — это отсылка к «стоящей» за ней и «выражаемой» в ней ценности. Статусом абсолютности в культуре может обладать только последняя, но она как бы инверсирует эту абсолютность в Н., подкрепляя последнюю своим авторитетом. Н. как абсолютизированное относительное, выступает законом функционирования социокультурных целостностей, обеспечивающим их устойчивость и самотождественность. В социальной реальности Н. могут складываться стихийно как практически находимые эффективные схемы взаимодействий, действий и отдельных операций (преобладающий тип нормотворчества в традиционных культурах), а могут специально (вне предполагаемых областей применения) разрабатываться соответствующими институциями (в том числе и через специальную обработку эксплицированных практических схем) и целенаправленно внедряться в социальную жизнь (преобладающий тип нормотворчества в нетрадиционных культурах). Предлагаемая Н. может быть отторгнута на уровне социокультурных практик. Принятие же означает ее постепенную стерео-типизацию в схемах опыта, с возможным последующим вторичным ее осознаванием как естественно возникшей в самом этом опыте и необходимостью ее нового «снятия». Такого рода схема движения Н. может быть обозначена как норма-цикл, предполагающий переменную оборачиваемость знаковой и социальной форм функционирования Н. Опривычива-ние (»хабитуализация»), нормирование, легитимизация и санкционирование (с акцентом на нормировании и включении в нормоцикл) — это способ освоения в системе актуальных отношений любой инновации (иначе последняя остается на уровне культурного артефакта). Исторически Н. возникает из традиции как основного регулятива в архаических и доминирующего в традиционных обществах. Логически же сама традиция (в определенном аспекте своей функциональной нагрузки) может быть рассмотрена как особый тип Н. Принципиальное отличие Н. от традиции усматривается в принципиальной «вписанности» последней в процессы жизнедеятельности (регуляция всегда «изнутри») и возможности (и преобладания) в Н. регуляции «извне», ее не только целевой, но и возможной целеполагающей предназначенности к регуляции не столько самих процессов жизнедеятельности, сколько стремящихся к институонализации связей и отношений (хотя Н. и задает со-размерность любым социокультурным проявлением и может быть интериоризирована, стереотипизирована в опыте). Н. и традиция в пределе (в идеальном типе) имеют: разные генетические основания — Н. искусственно конструируется, традиция складывается естественно-исторически (1); разный характер своей обязательности — Н. санкционируется (приобретает легитимизацию) вне регулируемой ситуации специальными институциями, традиция же стремится к самодостаточности, автономизации областей действия своей регуляции, не нуждается во внешних институциях (2), традиция стремится гомогенизировать свои содержания, Н. — гетерогенизируется, расщепляется по мере обнаружения в ней новых содержаний и применения к новым ситуациям регулирования. Учет этих оснований различения позволяет выделить четыре типа подсистем в полной социокультурной нормативной системе. Две из них характеризуют нормирование через традицию (аутентичная и вторичные виды традиции; последние есть по сути традиционализированные, т.е. «оесте-ствленные» Н.). Две других — нормирование через Н. (собственно Н. — технические и большинство социальных (в узком смысле слова) как регулирующих социальные взаимодействия и отношения, процессы распределения власти и управления в социальных системах; Н. как «оискусствленные» традиции). Кроме того, традиция и Н. векторно разнонаправлены. Традиция стабилизирует и задает инерционность, акцентирует момент преемственности, детерминирует из прошлого. Н. — реагирует на изменения, акцентирует момент креаци-онности (механизм внедрения инновации), детерминирует из будущего. Традиция непрерывна в своем действии, Н. — дискретна. Первая как бы задает внутреннюю, а вторая — внешнюю формы. Во внутренней структуре Н. выделяются три составляющие: диспозиция Н. (описание ситуаций и способов применения, транслируемых в Н. содержаний), императив Н. (обязательства, накладываемые Н.), характер связи диспозиции и императива (предписывание, дозволение, запрещение). Акцентирование императива определяет жесткость Н., акцентирование диспозиции — ее релятивность. В последнем случае в Н. явственнее проступает стоящая за ней ценность (»ценности сами по себе вообще не имею места в мире сущего.., но значат» — Виндельбанд), в первом — актуальные социальные потребности и интересы. Хотя и ценностно-прояв-ляющиеся (культурные в узком смысле слова) Н. могут носить достаточно жесткий характер (особенно «табу» культуры), а выражение непосредственных социальных потребностей и интересов — быть достаточно мягкими (прежде всего, дозволения, в предельном случае — максима «что не запрещено, то разрешено»). Различают: неразвитые Н. (императив практически не прописан), «мертворожденные» Н. (императивы не имеют под собой социальных и (или) культурных оснований), Н.-фикции (условий для действия императива уже нет, но Н не денонсирована и продолжает нести знаковые нагрузки), Н.-фантомы (императивность Н. (как они сами) запрещается, но продолжает реально действовать, например приоритет закона кровной мести перед санкционируемым государством уголовным законом, преследующим кровную месть), реальнодей-ствующие (в разной степени актуализации) Н. По генетическому источнику императива можно различать: Н. экстравертиро-ванные (внешний источник, власть), Н. интровертированные (самопорождающиеся), Н. амбивалентированные (Н.-амбовер-ты). Этим задается сила или слабость Н. Ситуацию «отсутствия» или «исчезновения» Н. Дюркгейм предложил описывать как «аномию». Нарушение Н. описывается в социологии как социальное отклонение (девиация). В культуранализах появление инновации есть также нарушение Н. В социологических и культурологических анализах особый интерес вызывает выявление реальных источников императивности на микроуровнях социума, в микросредах и конкретных жизнен ных ситуациях. В данном случае речь идет о референтных источниках Н., инверсирующих Н. и доводящих их до конкретного потребителя. Н. не действуют в культуре и социуме изолированно друг от друга, а образуют, как правило, соотносимые и (или) конкурирующие нормативные системы. В этом отношении проводится дифференциация Н. по сферам их применения (этические, социальные в узком смысле слова, культурные в узком смысле слова, эстетические, правовые и т.д.). В литературе представлены тенденция к универсализации всех Н. либо как социальных, либо как культурных (в широком смысле слова) и противопоставления их на этом основании «Н.», регулирующим природные (иногда и технические) системы. В целом Н. суть средства духовно-практического освоения мира, способы познания и действия субъектов, необходимое условие установления взаимосоотнесения их между собой. Н. суть социокультурные программы.

Источник: Новейший философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Норма — I Но́рма (от лат. norma — руководящее начало, правило, образец) 1) минимальное или предельное количество чего-либо, допускаемое правилом, планом (например, Норма времени, Норма высева семян). Большая советская энциклопедия
  2. НОРМА — НОРМА (от лат. norma – руководящее начало, правило, образец) – установленный эталон, стандарт для оценки существующих и создания новых объектов. Новая философская энциклопедия
  3. норма — -ы, ж. 1. Узаконенное установление. Правовые нормы. || Обычный, общепринятый, обязательный порядок, состояние чего-л. Нормы поведения. Нормы литературного языка. || Образец, правило. Малый академический словарь
  4. Норма — 1) Отображение векторного пространства Xнад полем действительных или комплексных чисел в совокупность действительных чисел, подчиненное условиям: причем только при x = 0; для каждого скаляра ; для всех (аксиома треугольника). При этом число и наз. Математическая энциклопедия
  5. НОРМА — НОРМА (от лат. погта — правило, образец) — англ. norm; нем. Norm. 1. Мера, образец, средняя величина ч.-н. 2. Узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй ч.-н. 3. Правило поведения в определенной ситуации. 4. Форма регуляции поведения в биол., техн., соц. системах. Социологический словарь
  6. норма — Но́рм/а. Морфемно-орфографический словарь
  7. норма — орф. норма, -ы Орфографический словарь Лопатина
  8. норма — Принятое речевое употребление языковых средств, совокупность правил, упорядочивающих употребление языковых средств в речи индивида. Толковый переводоведческий словарь / Л.Л. Нелюбин. — 3-е изд., перераб. — М.: Флинта: Наука, 2003 Толковый переводоведческий словарь
  9. Норма — См. Языковая норма Словарь социолингвистических терминов
  10. норма — НОРМА - норма времени. Время, за которое конник должен пройти маршрут в конкуре, кроссе, выполнить программу манежной езды. За превышение нормы времени спортсмен штрафуется за каждую начатую секунду. Словарь спортивных терминов
  11. норма — НОРМА ы, ж. norme f. , лат. norma. 1. Обычный установленный порядок, обычное состояние чего-л. БАС-1. <�обломов> с громкими вздохами ложился, вставал, даже выходил на улицу, и все доискивался нормы жизни, такого существования... Словарь галлицизмов русского языка
  12. норма — • высокая ~ Словарь русской идиоматики
  13. норма — Наиболее распространенные из числа сосуществующих, закрепившиеся в практике образцового использования, наилучшим образом выполняющие свою функцию языковые (речевые) варианты. Произносительная (орфоэпическая) норма. Лексическая норма. Словарь лингвистических терминов Розенталя
  14. норма — НОРМА (от лат. norma — руководящее начало, правило, образец). — 1. Эталон, стандарт для оценки существующих и создания новых объектов. В простейшем случае Н. является «точечной»: «ча» пишут через «а» во всех случаях. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  15. норма — см. >> порядок, правило Словарь синонимов Абрамова
  16. норма — сущ., ж., употр. сравн. часто (нет) чего? нормы, чему? норме, (вижу) что? норму, чем? нормой, о чём? о норме; мн. что? нормы, (нет) чего? норм, чему? нормам, (вижу) что? нормы, чем? нормами, о чём? о нормах... Толковый словарь Дмитриева
  17. норма — Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где norme < лат. norma «правило», «мера». Этимологический словарь Шанского
  18. норма — 1. узаконенное установление, признанный обязательным порядок; 2. установленная мера, средняя величина чего-нибудь. Большой бухгалтерский словарь
  19. Норма — I Норма в биологии и медицине. Исторически сложилось традиционное понятие нормы как стандарта, типичного варианта, идеального образца. Медицинская энциклопедия
  20. НОРМА — (от лат. norma — правило, образец). В психологии и медицине термин Н. нередко используется для обозначения здоровья, но их нельзя считать полными син. Выделяют 3 основных вида... Большой психологический словарь
  21. норма — НОРМА -ы; ж. [лат. norma] 1. обычно мн.: нормы, -ам. Общепринятое и обязательное для членов того или иного сообщества правило (предписывающее или запрещающее что-л.), порядок осуществления чего-л.; образец поведения или действия. Толковый словарь Кузнецова
  22. норма — НОРМА, ы, ж. 1. Узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-н. Н. поведения. Нормы литературного языка. Войти (прийти) в норму (прийти в порядок, в обычное состояние). 2. Установленная мера, средняя величина чего-н. Н. выработки. Толковый словарь Ожегова
  23. норма — Нормы, ж. [латин. norma]. 1. Узаконенное установление. Правовые нормы. || Обычный, признанный обязательным порядок, состояние. Языковая норма. Нормы морали. 2. Установленная мера, размер чего-н. Норма суточной выработки. Большой словарь иностранных слов
  24. норма — Н’ОРМА, нормы, ·жен. (·лат. norma). 1. Узаконенное установление. Правовые нормы. | Обычный, признанный обязательным порядок, состояние. Языковая норма. Нормы морали. Норма поведения. Выйти из нормы. Это не норма, а исключение. Толковый словарь Ушакова
  25. норма — Заимствование из французского, где norme восходит к латинскому norma. Этимологический словарь Крылова
  26. Норма — (Нарма) — р. Рязанской губ., Касимовского у., приток р. Гуся. Берега реки были покрыты лесами и болотами. Н. довольно многоводна; на ее берегах расположен чугуноплавильный зав. В Касимовском у. есть оз. Гуськое (0,46 кв. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  27. норма — I но́рма •• [I. Заимств. из нем. Norm или франц. norme – то же от лат. norma. – Т.] II •• [II, диал., "деревянный настил на столбах". Заимств. из манси норма "полка"; см. Матвеев, "УЗ Уральск. унив.", 20, 1958, стр. 78; его же, "УЗ Свердловск. пединст.", 16, 1958, стр. 207. – Т.] Этимологический словарь Макса Фасмера
  28. НОРМА — НОРМА — математическое понятие, обобщающее понятие абсолютной величины числа. Напр., нормой вектора х называют его длину. НОРМА (от лат. norma — руководящее начало, правило, образец) — 1) узаконенное установление, признанный обязательным порядок. Большой энциклопедический словарь
  29. НОРМА — (от лат. norma) 1) узаконенное правило, установление, признанный обязательным порядок организации дела, осуществления действий; 2) установленная, документально подтвержденная величина, определяющая нормативный уровень расходования ресурсов... Экономический словарь терминов
  30. норма — норма I ж. 1. Установленная мера, размер чего-либо. || Установленная производительность труда. || Средняя, обычная величина чего-либо. 2. Экономический, технический и т.п. Толковый словарь Ефремовой
  31. норма — НОРМА ж. лат. общее правило, коему должно следовать во всех подобных случаях; образец или пример. Нормальное состоянье, обычное, законное, правильное, не выходящее из порядка, не впадающее ни в какую крайность. Толковый словарь Даля