ПЕТРОВ

ПЕТРОВ Михаил Константинович (1924-1987) — русский философ, теоретик науки, культуролог, историк. В 1940 поступил в Ленинградский кораблестроительный институт. С 1941 — в действующей армии. Окончил военный институт иностранных языков (1949), работал преподавателем, начальником кафедры. В 1956 — поступил в аспирантуру Института философии АН СССР. В 1959 завершил кандидатскую диссертацию «Проблемы детерминизма в древнегреческой философии классического периода». Защита не состоялась из-за расхождений с научным руководителем. В 1959 написал публицистическую повесть «Экзамен не состоялся» и отправил ее с сопроводительным письмом Н. Хрущеву. Исключен из партии и уволен с должности. С 1962 — преподаватель кафедры иностранных языков Ростовского университета. В 1967 — кандидатская диссертация «Философские проблемы науки о науке». В 1969 П. публикует статью «Предмет и цели изучения истории философии», вызвавшую идеологические обвинения. Уволен из института. С 1969 и почти до смерти П. работал в Северо-Кавказском научном центре высшей школы. Был почти полностью лишен возможности публикации своих работ. Основные опубликованные работы: «Язык, знак, культура» (1991), «Самосознание и научное творчество» (1991), «Социо-культурные основания развития современной науки» (1992), «Искусство и наука. Пираты Эгейского моря и личность» (1995). Основная сфера интересов — исследование механизмов преемственности (культура, наука, образование, язык, философия), а также анализ древнегреческой цивилизации. Ограничивая определение социальности наличной суммой обстоятельств, П. анализирует способы социального наследования и сохранения социальной преемственности как источники структурных различий культурных типов. Любое общество, по П., владеет набором социально-необходимых форм деятельности, который существенно превышает возможности (метальную вместимость) отдельного индивида и требует фрагментации. Возникает рассчитанный на множество поколений социокод, использующий знак в его способности фиксировать и неопределенно долго хранить значение. Социокод — основная знаковая реалия культуры, удерживающая в целостности и различении: 1) фрагментированный массив знания, 2) расчлененный на интерьеры мир деятельности и 3) институты общения. Минимум видов общения, обеспечивающий функционирование социокода, представлен коммуникацией, трансляцией и трансмутацией. Под коммуникацией П. понимает оперативное и единовременное информационное взаимодействие субъектов с целью оптимизации совместно выполняемой деятельности. Под трансляцией — передачу информации от поколения к поколению. Коммуникация и трансляция позволяют разворачивать в социально значимых актах деятельности унаследованные по социокоду программы и работать с ними в режимах стабилизации, нормализации и сжатия. Если общество не изъято из исторического процесса, социокод должен пассивно или активно изменяться, трансформируя матрицу деятельности производно от изменений среды, т.е. должна происходить трансмутация: познание и социализация его результатов. Различия в трансляционно-трансмутационных механизмах и способах кодирования дают типы культур: лично-именной, профессионально-именной (традиционные со-циокоды) и универсально-понятийный (европейский социокод). Адресность языкового общения отличает традиционные социокоды, объединяющие в социальную целостность через контакт и сопряжение имен в ситуациях коллективного действия либо через систему наследуемых межсемейных контактов. Европейский социокод разделяет знаковое и поведенческое в обособленные области со своими основаниями интеграции, принимая субъект-субъектное отношение в качестве ключевой структуры. Трансмутационные институты вырабатывались в ходе развития от философии к теологии и опытной науке, которая стала основным каналом производства и приложения наличного знания. Функционирование науки в обществе, по мысли П., необходимо включает накопление научного знания и участие в повышении образовательного уровня новых поколений. Концепция тезаурусной динамики рассматривает движение идей от переднего края науки на начальные этажи системы образования и движение людей через систему образования в различные специализированные виды деятельности — в состав какого-либо научного сообщества. Анализируя наукометрические процессы по аналогии с речью, П. связывает представления о единстве содержания лингвистических структур и общелогических понятий с особенностями флективного языка антично-христианского времени, а категории опытной науки — с аналитическим новоанглийским.

Источник: Новейший философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Петров — I Петро́в Александр Дмитриевич [1(12)2. 1794, с. Бисерово Псковской губернии,— 10(22).4.1867, Варшава], сильнейший шахматист России 1-й половины 19 в., шахматный теоретик и литератор. Большая советская энциклопедия
  2. ПЕТРОВ — 1. Александр Михайлович (1882 — 24.VIII. 1905) — руководитель восстания на уч. судне "Прут" во время революции 1905-07 в России, большевик, машинист 2-го класса. Род. в Казани, воспитывался в семье А. М. Стопани. Исключен из гимназии за революц. Советская историческая энциклопедия
  3. ПЕТРОВ — ПЕТРОВ Михаил Константинович (8 апреля 1923, Благовещенск – 11 апреля 1987, Ростов-на-Дону) – философ, науковед, теоретик культуры. Учился в Кораблестроительном институте. Во время войны – разведчик на Ленинградском фронте. Новая философская энциклопедия
  4. петров — Далеко кулику до петрова дня Словарь синонимов Абрамова
  5. Петров — орф. Петров, -а, -о (от Пётр) Орфографический словарь Лопатина
  6. ПЕТРОВ — • Отчество от имени Петр. Фамилия одна из 10 самых частых в России (на некоторых территориях — до 6-7 человек на тысячу). От производных форм того же имени образованы многие десятки фамилий: Петин, Петрейкин, Петриков, Петрин, Петрищев, Петровых... Словарь русских фамилий
  7. петров — . В выражении: Петров день, Петрова дня (церк.) — праздник апостолов Петра и Павла у православных (29 июня старого стиля). «До Петрова вспахать, до Ильина заборонить.» (посл.) «Далеко кулику до Петрова дня.» посл. (много еще недостает кому-нибудь). Толковый словарь Ушакова
  8. ПЕТРОВ — ПЕТРОВ (наст. фам. Краузе) Иван Иванович (р. 1920) — российский певец (бас) — народный артист СССР (1959). В 1943-70 в Большом театре. Государственная премия СССР (1950, 1951). Большой энциклопедический словарь