Новейший философский словарь

Плюрализм

Плюрализм
ПЛЮРАЛИЗМ (лат. pluralis - множественный) - фи-лософско-мировоззренческая позиция, утверждающая множество интересов, видов бытия, идей, взглядов, социальных институтов, не сводимых к чему-то единому и независимых друг от друга. П. проявляется в онтологии, гносеологии, социологии, этике, аксиологии и т.д. П. - это не столько признание необходимости множества мнений и их борьбы, сколько отражение многообразия форм бытия, социальной организации общества. Суть П. в признании им противоречий как источника социального прогресса, стимулировании многообразия общественной жизни с вытекающими отсюда оппозицией, конфликтами и конкуренцией. Разрешение этих противоречий предполагается демократически, в рамках закона. Сам термин "П." был введен в оборот систематизатором и популяризатором философии Лейбница Вольфом в 1712. Противоположностью П. является монизм, признающий единую основу всего сущего. Весь историко-философский процесс свидетельствует о противоборстве монизма и П., выдвигая на первый план то первое, то второе. Так, философия рубежа 19-20 вв. имела по преимуществу монистический характер. Сюда следует отнести такие направления, как материализм, абсолютный идеализм, эмпириомонизм, феноменология и др. В современной философии большое распространение получил П. Наиболее четко он проявляется в персонализме, согласно которому каждая личность автономна и неповторима, она не сводима к каким-либо общностям и силам; в аксиологии, исходящей из многообразия ценностей и Ценностных ориентаций; в гносеологии, допускающей одновременное существование и конкуренцию различных теорий, картин мира и т.д.; в социологии и политологии П. представлен в теории факторов, идее П. демократии и т.п. Общественные системы, базирующиеся на П., как показывает опыт, предпочтительнее авторитарно-монолитных, т.к. в первых сталкиваются разные точки зрения, соревнуются политические группы, критика направлена не только сверху вниз, но и наоборот. Однако такая система требует государственной и общественной дисциплины, выражающейся прежде всего в выполнении принятых большинством законов, но оставляющей возможность деятельности меньшинства. Для того, чтобы общество функционировало нормально, необходимо наличие в нем групп людей с различными взглядами, которые можно свободно отстаивать и критиковать, не опасаясь преследований. (см. также: ИДЕОЛОГИЯ, МОНИЗМ, ДУАЛИЗМ).
| Ещё

См. также `Плюрализм` в других словарях
плюрализм
сущ., кол-во синонимов: (1)
↑триолизм (2)
Словарь синонимов ASIS, , 2010
м. 1) Философское учение, утверждающее, что в основе мира лежит множество самостоятельных, независимых духовных сущностей (противоп.: монизм). 2) Один из фундаментальных принципов устройства правового общества, утверждающий необходимость многообразия субъектов экономической, политической и культурной жизни общества. 3) Множественность мнений, суждений, взглядов и т.п. как один из принципов общественного устройства.
ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralis - множественный) - 1) философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин "плюрализм" введен Х. Вольфом (1712). 2) Характеристика демократической политической системы общества, при которой социальные группы имеют органичные (институционные) возможности для выражения своих интересов через своих представителей (политические партии, профсоюзы, церковные и другие организации).
плюрализм
, м.
Философское учение, отрицающее единство мира и утверждающее, что в основе мира лежит множество самостоятельных, независимых начал и видов бытия.
[От лат. pluralis — множественный]
Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР 1957—1984
(ново-лат., от pluralis - множественный). 1) философское направление, допускающее не единое начало, а множество самостоятельных сущностей материальных (атомизм) или духовных ("монады" Лейбница, "реальности" Гербарта и др.). 2) предоставление безусловного права большинству. 3) социальная теория, отстаивающая права многоженства. 4) дух общественности.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
[< лат. pluralis - множественный] - 1) филос. учение, утверждающее, что в основе бытия лежит множество независимых начал; 2) множественность мнений, многообразие взглядов, политических течений, форм собственности. Противоп. - МОНИЗМ.
(Источник: "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006)
плюрализм
ПЛЮРАЛИ́ЗМ -а; м. [от лат. pluralis - множественный]
1. Философское учение, отрицающее единство мира и утверждающее несколько или множество независимых начал бытия или оснований знания (ср. мони́зм, дуали́зм).
2. Характеристика политической системы общества, при которой социальные группы имеют организационные возможности для выражения своих интересов в форме политических партий, профсоюзов, церкви и т.п. Стремиться к плюрализму. П. общественной жизни страны. Политический п.
3. Многообразие интересов социальных групп, предполагающее различные позиции, мнения. П. общества. ...
-а,м. 1. Философское учение, согласно к-рому существует несколько (или множество) независимых духовных начал бытия (спец.). 2. Многообразие и свобода взглядов, идей, форм деятельности (книжн.). П. мнений. П. форм собственности. II прил. плюралистический, -ая, -ое.
плюрализма, мн. нет, м. (от латин. pluralis - многочисленный) (филос.). Идеалистическая философская система, считающая, что в основе мира и его явлений лежит несколько начал (в противоп. монизму).
Плюрализм (от лат. pluralis — множественный)
философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия (П. в онтологии), оснований и форм знания (П. в гносеологии). Термин «П.» был предложен немецким философом X. Вольфом в 1712. П. противоположен Монизму и имеет различные формы: 1) Дуализм, согласно которому существуют два начала — материальное и идеальное; 2) крайние варианты, где начал не два, а множество, и где вообще отвергается идея единства мира. История философии может быть рассмотрена не только как борьба П. и монизма, но и как столкновение разных форм П., например материалистического и идеалистического П. Так, античный атомизм — материалистический в...
ПЛЮРАЛИЗМ (от латинского pluralis - множественный), 1) философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин> "плюрализм" введен Х. Вольфом (1712). Разновидность плюрализма - дуализм> (утверждает существование двух начал - материального и идеального); противоположность плюрализма - монизм> (признает единую основу всего существующего). 2) Характеристика демократической политической системы общества, при которой социальные группы> имеют организационные (институционные) возможности для выражения своих интересов через своих представителей (политические партии, профсоюзы, церковные и другие организации).
лат. pluralis англ. - pluralism - множественный

А. Принцип устройства общества, согласно которому утверждается необходимость многообразия субъектов экономической, политической и культурной жизни общества.

Б. Множественность, многообразие мнений, взглядов, форм собственности.
(от лат. pluralis - множественный)-1) сосуществование и взаимодействие в обществе различных политических партий и иных общественных организаций (профсоюзных, церковных, коммерческих и т.д.), которым закон обеспечивает свободу выражения их интересов, мнений, позиций; 2) обеспеченная законом свобода различных точек зрения, позиций, мнений. В соответствии со ст. 13 Конституции РФ: "I. В Российской федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться вкачестве государственной или обязательной. 3. В Российской федерации признаются политическое многообразие, многопартийность..."
ПЛЮРАЛИЗМ
понятие, входящее с недавних пор в российский конституционный лексикон и означающее возможность существования разнообразия мнений по тому или иному общественно значимому вопросу и различных общественных объединений граждан (см. также: Политический плюрализм).(С. А.)
Энциклопедический словарь конституционного права 2011
плюрализм
ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralis — множественный). — В философии — концепция, противостоящая монизму, исходящая из признания множества самостоятельных, несводимых друг к другу видов или начал бытия (онтологический П.), основоположений и форм знания (гносеологический П.). Термин «П.» введен в философию в начале 18 в. (X. Вольф). Особая форма философского П. — дуализм, постулирующий независимое существование материального и идеального (Декарт, картезианцы). Исторически большинство крупных философских систем прошлого, стремясь выявить внутреннюю взаимосвязь явлений, свести их многообразие к единому основанию, имело монистическую направленность. С конца 19 в. наблюдается усиление тенденций к плюралистической трактовке бытия и познани...
(лат. pluralis - множественность) - проявление в деятельности и общении широкого спектра мнений, ориентации, многовариантности оценок, высказываемых индивидами относительно значимых для них ситуаций.
(лат. pluralis - множественный) - позиция, в соответствии с которой имеется не одна (монизм), не две (дуализм), но много сущностей, субстанций, существований и т.п. Термин "П." введен X. Вольфом. П. являлись, напр., учение о четырех элементах - воздухе, земле, огне и воде, - из которых слагается все существующее; иерархия монад Г.В. Лейбница; философия У. Джеймса; философия жизни; неотомизм и др.
(от лат. pluralis - множественный) - идеология, основанная на принципе множественности, опосредствованности социально-политического универсума. В политическом пространстве идеология плюрализма реализуется посредством равноправного взаимодействия множества политических субъектов. Понятие "плюрализм" возникло в философии в постклассическую эпоху. Появление плюрализма можно интерпретировать как переход от объектного понимания мира к системному. Дуалистичное и монистичное понимание сущности становится более сложным и универсальным. Ментальное усложнение мира совпадает в ХХ веке с культурно-политическим развитием, которое выразилось в целом в идеологии постмодерна. Свобода из ценности и права человека в той или иной мере превращается в основу для политической деятельности. Этот системный скачок означает принципиальную перестройку политического пространства, которую мы не можем еще осознать в полной мере. В идеологии плюрализм по содержанию означает возможность бесцензурного, беспрепя...
ПЛЮРАЛИЗМ
(pluralism) В буквальном смысле слова (лат. pluralis – множественный), вера в существование более чем одного вида бытия или тенденция к бытию, обладанию или деланию более чем одной вещи. Именно в этом смысле данный термин используется в политической и социальной областях, но он употребляется в настолько разных контекстах, что создается впечатление разных значений. Согласно наиболее укоренившемуся из них, плюрализм – это тенденция иметь более одного места службы или прихода, особенно в среде дореформаторской католической церкви. В конце XIX в. этим термином называли философские теории или системы идей, которые, в противоположность "монистическим" учениям, признавали более чем ...
(от лат. pluralis - множественный) в историко-филос. науке - отрицание единства и определяющей основы ист. процесса, базирующееся на признании множественности принципиально равнозначных (без их подразделения на определяющие и производные) факторов ист. развития; в теоретико-познават. плане - утверждение равноправности любой системы ист. анализа (психологич., ценностной, формально-логич. и др.), что в конечном счете ведет к отрицанию существования единой (объективной) ист. истины. Являясь реакцией на все более открывающееся человеческому познанию действительное многообразие ист. процесса, на неспособность идеалистич. монизма (от гегельянства до теизма) дать науч. объяснение истории, выражая неприятие бурж. историографией марксизма с его материалистич. монизмом, П. приобрел с сер. 19 в. широкое (ныне господствующее) влияние в бурж. историко-филос. науке, не представляя при этом единой историко-филос. концепции.

Тезис о "многовариантности" ист. процесса, о бесчисленн...
Философское учение, согласно которому существует множество независимых начал бытия или оснований знания. Термин был введен Х.Вольфом в 1712 г.
(от лат. pluralis - множественный) - англ. pluralism; нем. Pluralismus. 1. Философская концепция (Г. Лейбниц, И. Гербарт) противоположная монизму, согласно к-рой все существующее состоит из множества духовных сущностей, к-рые не сводятся к единому началу. 2. Проявление различных мнений, ориентации, многообразия оценок, высказываемых индивидами относительно значимых для них ситуаций. 3. Принцип, утверждающий наличие множества различных взаимозависимых и самостоятельных соц. и полит, групп, партий и организаций; предполагает право каждого человека придерживаться любых взглядов, т. е. инакомыслия.
— множественный — философское учение, согласно которому в мире существует множество независимых начал бытия или оснований знания. Термин введен X. Вольфом в 1712 г. Утверждает существование двух начал — материального и идеального. Противоположность П. — монизм — признает единую основу всего существующего. Кроме того, термин характеризует политическую систему общества, при которой социальные группы общества имеют организационные возможности для выражения своих интересов через своих представителей в политических партиях, профсоюзах, церковных и других организациях. Активно употреблялся в политическом лексиконе периода «перестройки» в СССР.
(от лат. pluralis - множественный) - в политико-правовой теории понятие, означающее один из фундаментальных принципов устройства гражданского общества и правового государства, согласно которому должно обеспечиваться многообразие форм и субъектов экономической, политической и культурной жизни. Используя русский синоним П., Конституция РФ в ст. 13 говорит об идеологическом и политическом многообразии. Сам термин "П." употреблен только в ФЗ "Об образовании" от 10 июля 1992 г., который закрепляет свободу и П. образования.
Что еще интересного в `Новейший философский словарь` ?
БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН (греч. bios - жизнь и genesis - происхождение) - сформулированное Ф. Мюллером и Геккелем теоретическое предположение о том, что совокупность рядоположенных форм, которые живое существо минует в процессе своей индивидуальной эволюции от яйцеклетки до развитого состояния (онтогенез), представляет собой краткое и отличающееся самыми разнообразными изменениями воспроизведение того ряда форм, которые проходят предки данного организма, либо...
БОЛЬШЕВИЗМ - идеология, теория и практика экстремистского направления в российском революционном движении начала 20 в. Возникновение Б. как самоосознающего интеллектуально-политического течения традиционно связывается с расколом социал-демократии на 2 съезде РСДРП в 1903. Явившись катализатором и основной движущей силой гражданской войны в России (1917-1920) партия большевиков осуществила захват власти в стране. Общественно-политические процессы 20 в. во мн...
ДЕЛЕЗ (Deleuze) Жиль (1925-1995) - один из крупнейших представителей французского постструктурализма. Основные работы - "Ницше и философия" (1962), "Пруст и знаки" (1964), "Различие и повторение" (1968), "Логика смысла" (1969), "Критическая философия Канта", "Кино-1" (1983), "Кино-2" (1985), "Фуко" (1986); совместно с Ф. Гваттари - двухтомник "Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип" (1972), "Тысячи Плато" (1980); "Кафка" (1975). В основе философствования Д. лежит, с одной с...
ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ (материалистическое понимание истории) - парадигма философии истории, созданная и разработанная Марксом и Энгельсом. В основе И.М. лежит методологическая процедура апплицирования диалектической схемы развития по Гегелю на тенденции развития социально-экономической структуры человеческого общества. И.М. объясняет внутренние взаимозависимости общественных структур по универсальной системообразующей формуле: "Способ производства матери...
КОВАЛЕВСКИЙ Максим Максимович (1851-1916) - русский социолог, правовед, историк. Закончил юридический факультет Харьковского университета. Продолжил образование в Берлине, Париже и Лондоне. По возвращении в Россию получил степени магистра (1877) и доктора (за диссертацию "Общественный строй Англии в конце средних веков", 1880), преподавал в Московском университете. Один из основателей Московского психологического общества (1884). В 1887 уволен из университета. Уехал за границу, где...
КОННОТАЦИЯ (позднелат. connotatio, от лат. con - вместе и noto - отмечаю, обозначаю) - логико-философский термин, выражающий отношение между смыслом (коннотат) и именем или комплексом имен. Коннотат характеризует денотат, т.е. предметное значение, устанавливаемое в процессе обозначения объекта в имени. К., которая не сопровождается денотацией, устанавливает идеальный объект, который хотя и не имеет преднаходимого в реальности эквивалента, но им...
ПАРАДИГМА (греч. paradeigma - пример, образец) - 1) понятие античной и средневековой философии, характеризующее сферу вечных идей как первообраз, образец, в соответствии с которым бог-демиург создает мир сущего; 2) в современной философии науки - система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества. Термин "П." в философию науки впервые вводится...
ПРОКЛ, по прозванию Диадох, т.е. "преемник" (410-485) - греческий философ-неоплатоник. Родился в Константинополе, в 20 лет переехал в Афины. Учился в Александрии у грамматика Ориона, потомка египетского жреческого рода; математике - у Герона; ученик неоплатоника Плутарха и его дочери Асклепигении, по преданию посвятившей П. в тайные учения. Путешествовал по Азии, где, по словам биографа Марина, "не упустил знакомства с таинствами, древнейшие уставы которых еще блюлись в Азии". В 437 стал преемни...
СИМВОЛ (греч. symbolon - знак, опознавательная примета; symballo - соединяю, сталкиваю, сравниваю) - в широком смысле понятие, фиксирующее способность материальных вещей, событий, чувственных образов выражать идеальные содержания, отличные от их непосредственного чувственно-телесного бытия. С. имеет знаковую природу, и ему присущи все свойства знака. Однако, если, вслед за Гадамером, сущностью знака признать чистое указание, то сущность С. оказывается больш...
СУЩНОСТЬ (лат. haecceitas - этовость и quidditas - чтойность) и ЯВЛЕНИЕ - философские категории, обозначающие: С. - совокупность существенных свойств и качеств вещи, субстанциональное ядро самостоятельного сущего; Я. - чувственно воспринимаемую характеристику вещи, выражение наличия сенсорно не заданной С. В ряде философских систем С. ("сущее-в-себе") и Я. жестко противопоставляются (например, в учении Шанкары). В христианстве противоположенность посю- ("Я.") и потустороннего ("С") начал - несущ...
ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН (Teilhard de Chardin) Пьер (1881-1955) - французский естествоиспытатель, член ордена иезуитов (1899), священник (с 1911), мыслитель и мистик. Потомок Вольтера, приходившегося двоюродным дедом матери Т. Автор концепции "христианского эволюционизма". Профессор кафедры геологии Парижского Католического университета (1920-1925). Член Парижской академии наук (1950). Основные сочинения: "Божественная Среда" (1927), "Феномен человека" (издана посмертно, в 1955) и др. Теория...
ФЕДОТОВ Георгий Петрович (1886-1951) - русский мыслитель, философ, историк, публицист, профессор по кафедре истории средних веков в Саратовском университете (1920). Эмигрировал из Советской России во Францию (1925), автор более 300 публикаций по общественным проблемам (в том числе книг "Абеляр" (1925), "Святые Древней Руси (X-XVII столетий) " (1931), "И есть, и будет. Размышления о России и революции" (1932), "The Russian Religious Mind" (1946) В 1988 году в Париже вышло собрание статей Ф. в 6-т...
ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo - люблю, sophia - мудрость; любовь к мудрости) - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях. Ф. стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем. В отличие от мифологического и религиозног...
ЯЗЫК - сложная развивающаяся семиотическая система, являющаяся специфическим и универсальным средством объективации содержания как индивидуального сознания, так и культурной традиции, обеспечивая возможность его интерсубъективности, процессуального разворачивания в пространственно-временных формах и рефлексивного осмысления Я. выполняет в системе общества такие функции, как 1) экспрессивная; 2) сигнификативная; 3) когнитивная; 4) информационно-трансляционная; 5) коммуни...
ЯЗЫЧЕСТВО - теологический термин, конституированный в рамках дуальной оппозиции "теизм (в конкретно-историческом приложении - христианство) - нетеизм (соответственно - Я.)", и обозначающий систему нетеистских верований различных народов ("Я."- от "язык" в значении "народ"). Оппозиция "теизм - Я." является асимметричной как во временном, так и в аксиологическом отношении. Теизм противоположен Я. как дотеистским (и в частности - дохристианским) верованиям, чт...