ПРАВОСЛАВИЕ

ПРАВОСЛАВИЕ — славянский эквивалент ортодоксии (греч. ortodoxia — правильное знание). Термин впервые употребляется во 2 в. в противоположности с гетеродоксией (греч. geterodoxia- заблуждение еретиков). 1) Первоначально П. было одним из многих названий единой Церкви (Единая, Святая, Соборная, Апостольская, Христова и пр.), которые сохраняются за ней и поныне. Но начиная с 1054, после разделения Церквей (см. ФИЛИОКВЕ), возникает необходимость наименования частей с целью их различения. За Восточной Церковью (Константинопольский, Иерусалимский, Антииохийский пат-риархаты, Кипрская и Грузинская архиепископии) закрепляется название — «Православной Церкви»; за Западной (Римский патриархат и подчиненные ему диоцезы) утверждается название «Католической Церкви» (т.е. Соборной, включающей в себя всех истинно верующих независимо от места и времени их жизни). Условность такого разграничения очевидна: любой православный считает себя католиком, любой католик уверен в своем православии. Православная и Католическая Церкви имеют много общего в богословии, т.к. основные его идеи были определены в эпоху деятельности Вселенских Соборов с 325 по 787, но разность культур и ряд исторических обстоятельств обусловил те противоречия, которые возникают между Востоком и Западом и в будущем послужат формальной причиной их разобщения (см. СИМВОЛ ВЕРЫ). Существенные расхождения по ряду вопросов обусловливают возникновение различных типов мистического опыта, обрядов и нравственности (см. КАТОЛИЦИЗМ). Возникшее разделение не могло остаться просто религиозным, в различные времена оно приобретало политическую окраску. С целью достижения религиозного единства на территории со смешанным по вероисповеданию населением монархи нередко издавали указы, которые ограничивали в правах (имущественных или гражданских в целом) и (или) лишали сословных привилегий одну из сторон, делали невозможным совершение ее культа или просто откровенным насилием заставляли принять ее веру большинства. В поисках компромисса монархи неоднократно созывали соборы и субсидировали их содержание. В 1274 состоялся собор в Лио-не,в 1439 — заключение Ферраро-Флорентийской унии, 1596 — Брестская уния, 1697 — уния с румынами Трансильвании и др. Унии представляли собой договоры, согласно которым православная сторона должна была безоговорочно принять главенство папы, сохранив за собой право придерживаться собственных традиций (как богословских, так и обрядовых), а католическая — в свою очередь — обещала оказывать посильную помощь в борьбе как с внешними врагами государства-соседа, вступившего в унию, так и с внутренним гражданским неблагополучием религиозного меньшинства в своем государстве. Но большинство православного духовенства и мирян не принимало решений этих соборов, и, вследствие этого, противостояние двух конфессий только возрастало, временами достигая степени вооруженных конфликтов. Согласно богословию православному, в отличие от единства государственного, единство Церкви есть единство веры и благодати, свободно усваемой каждым ее членом в Иисусе Христе, но не в единстве власти, которая, как и всякое правовое отношение, рождается там, где уже ничто не может сделать отсутствующая любовь. Единство Церкви — в ее самоотождествлении Христу; оно есть событие метафизическое, но тайно проявляющееся в истории. О единстве нельзя договориться — его можно только утратить. Его, уже приобретенное на Голгофе, нельзя создать — его можно только обнаружить. Православная философия представлена такими именами как Бердяев, B.C. Соловьев, Хомяков, Н.О. Лосский, В.Н. Лосский, Зеньковский, Флоренский и мн. др. (см. также: БОГОСЛОВИЕ ПРАВОСЛАВНОЕ, ИИСУС ХРИСТОС, ФИЛИОКВЕ). 2) Сегодня П. — наряду с Католичеством и Протестантизмом — одна из основных христианских конфессий, объединяющая более 150 млн. верующих из 9-ти патриархатов (Константинопольский, Александрийский, Антиохский, Иерусалимский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский, Болгарский), трех автокефальных архиепископий (Кипрская, Албанская и Элладская) и трех митрополий (Польская, Чехо-Словацкая, Американская). Также существует множество православных расколов, не входящих в каноническое единство Восточных Церквей. 3) В нарицательном смысле термин «Ортодоксия» имеет более широкий смысл и нередко усваивается фундаменталистским или наиболее традиционным течениями даже в нехристианских религиях: например, ортодоксальный иудаизм (см. также: ХРИСТИАНСТВО, ИИСУС ХРИСТОС, БОГ, ТРОИЦА, БОГОСЛОВИЕ ПРАВОСЛАВНОЕ, КАТОЛИЦИЗМ, ТЕИЗМ, ТЕОЛОГИЯ, ФИЛИОКВЕ).

Источник: Новейший философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Православие — Одно из основных (наряду с католицизмом и протестантизмом) направлений в христианстве. Получило распространение преимущественно в Восточной Европе и на Ближнем Востоке. Большая советская энциклопедия
  2. православие — -я, ср. Одно из главных и старейших направлений в христианстве, сложившееся в Византии и являвшееся официальной религией в дореволюционной России. [Георгий] вступил в управление своею епархией, когда Белоруссия находилась еще под игом Польши. Малый академический словарь
  3. ПРАВОСЛАВИЕ — ПРАВОСЛАВИЕ — англ. Ortodoxy; нем. Konfession der Ostkirche. Одно из трех основных направлений христианства, появившееся после разделения Римской империи на Западную и Восточную (Византию), и сформировавшееся после раскола церквей (1054... Социологический словарь
  4. ПРАВОСЛАВИЕ — ПРАВОСЛАВИЕ (калька греч. ἤ ὀρθῂ δόξα – «правая вера»; распространенное толкование, согласно которому речь идет о правильном способе славить Бога, с намеком на литургическую культуру православия, этимологически невозможно)... Новая философская энциклопедия
  5. православие — Правосла́в/и/е [й/э]. Морфемно-орфографический словарь
  6. православие — орф. православие, -я Орфографический словарь Лопатина
  7. православие — • истовое ~ Словарь русской идиоматики
  8. православие — см. >> вера Словарь синонимов Абрамова
  9. православие — ПРАВОСЛАВИЕ -я; ср. Одно из основных направлений христианства, вероисповедание, сложившееся в Византии и являющееся наиболее распространённой религией в России (в России до 1917 г. православие было официальной государственной религией). Принять п. Перейти в п. Толковый словарь Кузнецова
  10. православие — ПРАВОСЛАВИЕ, я, ср. Одно из основных направлений христианства, вероисповедание, окончательно сложившееся в Византии в 11 в. как восточнохристианская церковь. Религиозно-философские основы православия. | прил. православный, ая, ое. Православная церковь. Православное духовенство. Толковый словарь Ожегова
  11. православие — ПРАВОСЛ’АВИЕ, православия, мн. нет, ср. Разновидность христианской религии, вероисповедание, перешедшее из Византии в древнюю Русь при крещении ее и бывшее официальной религией в царской России. Православие и самодержавие — основные устои мракобесов царской России. Толковый словарь Ушакова
  12. Православие — Название христианского вероисповедания, к которому в настоящее время принадлежат церкви русская, греческая, сербская, черногорская, румынская, славянския в австрийских владениях, греческие и сирская во владениях Турции (патриархаты константинопольский... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  13. православие — См. правый Толковый словарь Даля
  14. ПРАВОСЛАВИЕ — ПРАВОСЛАВИЕ — одно из основных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в 395 Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в Византии в 9-11 вв. Большой энциклопедический словарь
  15. Православие — Одно из трех основных (наряду с католицизмом и протестантизмом) христианских направлений. Богословские, идеологические основы православия складывались в VIII-XI вв. В отличие от католицизма православие обращено не к индивиду, а к «собору», т. Словарь по культурологии
  16. православие — православие ср. Вероисповедание, сложившееся в Византии, до 1917 г. являвшееся официальной государственной религией Российского государства, а в настоящее время являющееся наиболее распространенной религией России; одно из основных направлений христианства. Толковый словарь Ефремовой