РИККЕРТ

РИККЕРТ(Rickert) Генрих (1863-1936) — немецкий философ, виднейший представитель Баденской школы неокантианства. Преподавал философию в Страсбургском (1888-1891), Фрейбургском (1891-1915), Гейдельбергском (с 1916) университетах. Основные сочинения: «Предмет познания» (1892), «Границы естественнонаучного образования понятий» (1896), «Науки о природе и науки о культуре» (1899), «Философия истории» (1904), «Логика предикатов и проблема онтологии» (1930), «Основные проблемы философской методологии, онтологии и антропологии» (1934) и др. Философские взгляды Р. претерпели серьезную эволюцию, в силу чего они часто выходят за пределы идей его духовного предшественника — Канта, оформляясь то в фихтеанство, то в неогегельянство, то в своего рода синтез его первоначальных построений и феноменологии. Р. продолжил и развил далее представления Виндельбанда о философии как науке о ценностях, которые образуют «совершенно самостоятельное царство, лежащее по ту сторону субъекта и объекта, мир трансцендентного смысла». Философия, по мнению Р., должна представлять собой систему, базирующуюся на анализе взаимных отношений между действительностью и ценностями, составляющих т.наз. мировую проблему; выявить их возможное единство. Р. проводит существенное различие между философией и специальными науками; цель последних заключается в познании лишь части действительности, в то время как философия пытается постичь ее целое — то, где действительность сочетается с ценностью и что неумолимо ускользает из ведения частных наук. Отсюда главной задачей философии становится разработка чистой теории ценностей, что предполагает разграничение их различных видов, выявление специфики и взаимоотношения между собой. Все эти проблемы Р. относит, гл. обр., к культуре и истории и считает, что они должны предшествовать решению т.наз. мировой проблемы. Однако философия не растворяется им только в истории и, более того, не исчерпывается исключительно понятием чистой теории ценностей. Ее последней проблемой провозглашается все-таки проблема единства ценности и действительности, суть которой в отыскании т.наз. третьего царства, объединяющего две эти области. В роли такого посредника Р. провозглашает т.наз. царство смысла. Ценность всегда проявляет себя в мире как объективный смысл, который, согласно Р., связан с реальным психическим актом — суждением, с которым, однако, не совпадает, далеко выходя за границы непосредственного психического бытия (в отличие от оценки, в которой смысл проявляется, и которая представляет собой такой реальный психический акт). Смысл, по Р., указывает на ценность, и именно она придает этот имманентный смысл акту оценки; без царства ценностей не было бы никакого смысла. Большое место в философии Р. занимает гносеологическая часть, с которой по сути он и начинает возводить все здание своей философии. Цель гносеологии — ответить на вопрос о возможности появления трансцендентных ценностей в этом имманентном мире, а также показать возможность перехода от имманентного к трансцендентному. В конечном счете, все эти сложные вопросы оказываются ни чем иным, как специфической формулировкой Р. одной из традиционных проблем гносеологии. Речь идет о том, откуда познание приобретает свою объективность, или, иначе, что представляет собой независимый от субъекта предмет познания. Однако, поиски трансцендентного объекта не дали Р. ответов на искомые вопросы, так и оставив загадочной тайну соединения имманентной действительности с трансцендентной ценностью. Не отказываясь от идеи единства этих двух «царств» (ибо ее отрицание приводит к утрате смысла самого познания), Р. в поздних своих работах вновь возвращается к проблемам гносеологии, которая постепенно трансформируется в своего рода онтологию, согласно которой целое действительности предстает в виде совокупности четырех взаимосвязанных сфер: чувственно воспринимаемого мира (физического и психического); интеллигибельного мира — ценностей и смысловых образований; мира необъективируемой субъективности, в свободных актах которой соединяются ценность и сущее. Три эти сферы бытия (»посюстороннего» в терминологии Р.) дополняются и объединяются четвертой, постигаемой с помощью религиозной веры, — миром «потустороннего» бытия, в котором сущее и ценность полностью совпадают.

Источник: Новейший философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Риккерт — (Rickert) Генрих (25.5.1863, Данциг, ныне Гданьск, Польша, — 30.7.1936, Гейдельберг), немецкий философ, один из основателей баденской школы неокантианства (См. Неокантианство). С 1894 профессор Фрейбургского, с 1916 — Гейдельбергского университетов. Большая советская энциклопедия
  2. РИККЕРТ — Риккерт (Rickert) Генрих (25.05. 1863, Данциг- 28.07.1936, Гейдельберг) — основатель (совместно с В. Виндельбандом) баденской школы неокантианства, представитель трансцендентального идеализма... Социологический словарь
  3. РИККЕРТ — (Rickert), Генрих (25.V.1863 — 30.VII.1936) — нем. философ, основавший совместно с В. Виндельбандом баденскую (фрейбургскую) школу неокантианства. С 1894 — проф. Фрейбургского, с 1916 — Гейдельбергского ун-тов. Советская историческая энциклопедия
  4. РИККЕРТ — РИККЕРТ (Rickert) Генрих (25 мая 1863, Данциг, ныне Гданьск, – 30 июля 1936, Гейдельберг) – немецкий философ, один из главных представителей баденской (фрайбургской) школы неокантианства [НЕОКАНТИАНСТВО]. Новая философская энциклопедия
  5. Риккерт — I (Генрих Rickert) — германский политический деятель, род. в 1833 г.; был редактором либеральной "Danziger Zeitung". В 1870 г. избран депутатом в прусскую палату депутатов, а в 1874 г. — в рейхстаг; примкнул к национал-либеральной партии. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  6. Риккерт — Генрих Риккерт (Rickert) (1863-1936) ☼ нем. философ и культурфилософ, один из основателей баденской школы неокантианства (см. Неокантианство). Филос. позиция Р. претерпела сложную эволюцию. Словарь по культурологии
  7. РИККЕРТ — РИККЕРТ (Rickert) Генрих (1863-1936) — немецкий философ, один из основателей баденской школы неокантианства. Понимал философию как учение о ценностях. Большой энциклопедический словарь