САМАРИН

САМАРИН Юрий Федорович (1819-1876) — русский философ, публицист, общественный деятель. Окончил филологический факультет Московского университета (1838). В 1844 защитил магистерскую диссертацию «Стефан Яворский и Феофан Прокопович» (издание диссертации было запрещено). Был активным участником редакционных комиссий по крестьянской реформе 1861. Один из «старших» славянофилов. Основные сочинения: «Письма из Риги» (1845); «О мнениях «Современника» исторических и литературных» (1847); «Письма о материализме» (1861); «Предисловие к сочинениям Хомякова «(1867); «Разбор работы Кавелина. Задачи психологии» (1872); «По поводу сочинения Макса Мюллера по истории религии» (1876) и др. Как философ С. начал сторонником Гегеля. Пытался развивать свои взгляды на православие в опоре на его философию, утверждая, что «вне философии Гегеля православная Церковь существовать не может» и что «религия, которую признает философия, есть Православие и только Православие». Под влиянием Хомякова С. отказался от гегельянства и в середине 40-х 19 в. выступает как приверженец славянофильства. В философском наследии С. (не очень большом по сравнению с Хомяковым или Киреевским) центральное место отведено проблемам антропологии, которая предвяряет и определяет гносеологию. С. четко различает два понятия личности — как носителя сознания (персонализм) и как мерило оценки (индивидуализм). С. выступает против индивидуализма (как пути развития личности), который преодолевается в «высшем акте личной свободы и сознания — самоотречении» изнутри, а не извне. Такое самоотречение характерно христианству и русскому общинному строю, «основанному не на отсутствии личности, а на свободном и сознательном ее отречении от своего полновластия». Религиозное начало — единственное, чему личность должна и может подчиниться целиком. В каждом человеке изначально заложено персональное отношение к нему Бога — «личное откровение», — которое человеком переживается и ощущается, которое заставляют искать в жизни смысл и разумность, осознать свободу и ответственность, получить истинное знание, сохранить цельность духа. Утрата такого откровения ведет к замене Бога мифом необходимости как закона жизни. Центр личности — моральное начало, порожденное личным религиозным опытом, богопознанием и независимое от внешнего мира. В гносеологии С. выступает критиком крайностей сенсуализма и рационализма с позиций принципа непосредственного познания «невещественной среды»: реальность может быть открыта лишь в опыте живого и действенного общения с предметом познания, а не рационально дедуцирована, доказана «...Истина полная и высшая дается не одной способности логического умозаключения, но уму, чувству и воле вместе, т.е. духу в его живой цельности» — здесь С. полностью солидаризируется с гносеологией Киреевского и Хомякова. С. постулирует тождество сознания и бытия в акте познания, в то время как рационализм, по мнению всех славянофилов, это тождество разрушает и ведет к абстрактному идеализму. В гносеологии С. явно чувствуются мистические мотивы, описывающие изначальные предпосылки познания: «Реальность чего бы то ни было не может открываться нам через работу разума — ... всякая реальность должна быть дана раньше, чем начнется мыслительная работа о ней». Материализм, по мнению С,- источник «бесцветного, бескостного, дряблого гуманизма» — затмевает правду христианства. Политическая эмансипация, которой требует материализм, — суеверие, ибо «если нет свободы духовной (в смысле определения), не может быть и речи о свободе гражданской, ни о свободе политической, ибо и та и другая предполагают первую...». Работы С. дали для русской философии «прочное основание для борьбы с материализмом...» (Лосев). Особенность государственного и политического строя России С. видит в самодержавии и общине, которые должны выполнять функцию борьбы с «отвлеченной цивилизацией» как средством разложения народности. С. выдвинул теорию трех периодов истории русского народа: «исключительная национальность» — «подражательность» — «разумная народность». Основную причину «подражания» С. видит в дворянстве, которое оторвалось от народных основ и потеряло, тем самым, самостоятельность творческой силы. С. был сторонником отмены крепостного права, видя в нем зло, которое привело к поражению России в Крымской войне и к общей социально-экономической отсталости.

Источник: Новейший философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Самарин — I Сама́рин Александр Михайлович [1(14).8.1902, с. Саконы, ныне Ардатовского района Горьковской области, — 20.5.1970, Москва], советский металлург, академик АН СССР (1966; член-корреспондент 1946). Член КПСС с 1925. Большая советская энциклопедия
  2. САМАРИН — Юрий Федорович (21.IV.1819 — 19.III.1876) — рус. обществ. деятель, историк и публицист. Из дворян. Окончил Моск. ун-т (1838). Защитил магистерскую диссертацию "Стефан Яворский и Феофан Прокопович" (1844). В 30-х — нач. 40-х гг. принадлежал к рус. Советская историческая энциклопедия
  3. САМАРИН — САМАРИН Юрий Федорович [21 апреля (3 мая) 1819, Петербург– 19(31) марта 1876, Берлин] – русский философ-славянофил, историк, общественный деятель. Окончил словесное отделение философского факультета Московского университета (1838). Новая философская энциклопедия
  4. САМАРИН — Самарин. 1) от города Самара или реки того же названия; 2) от названия длиннополой крестьянской одежды — самара, или самарка; отсюда прозвище человека, ее носящего. (Ф) А вот Самарцев, Самарский именно от Самары. Словарь русских фамилий