СЕНСУАЛИЗМ

СЕНСУАЛИЗМ (лат. sensus — чувство, ощущение) — гносеологическая традиция, фундированная трактовкой сенсорного опыта как семантически исчерпывающей основы познавательного процесса, а чувственных форм познания — как приоритетных когнитивных процедур. Объективно элементы С. могут быть ретроспективно обнаружены уже в рамках древневосточной (чарвака, моизм и др.) и античной философии (софистика, эпикуреизм, стоицизм и др.). Центральная проблема С. — проблема онтологического статуса данных чувственного опыта — была сформулирована (в радикальной своей редакции) уже у Протагора и Секста Эмпирика: сенсорные данные позволяют судить не столько о внешних объектах как своей причине, сколько о состояниях субъекта как своем проявлении. В рамках гносеологического круга проблематики античной философии оформляется и осевая для будущей историко-философской традиции антитеза чувственного и рацинального познания (софисты, Сократ и сократические школы, Платон). В средневековой схоластике проблематика С. эксплицитно формулируется в контексте известного спора об универсалиях: номинализм выступает в философской традиции как принципиальное основание С. (Николай из Отре-кура, Николай Орем, Жан Буридан и др.), в то время как умеренная позиция концептуализма демонстрирует синтетические тенденции интерпретации чувственных и рациональных сторон познания (когнитивный синкретизм Абеляра, три «источника достоверного знания» — чувства, разум, вера — у Иоанна Солсберийского и др.). В контексте общенатуралистической ориентации ренессансной культуры сенсуалистическая тенденция оказывается доминирующей (опытный ин-дуктивизм Телезио, Кампанеллы, Парацельса; «резолютивный аналитизм» Галилея и т.п.). Становление естествознания Нового времени артикулирует С. как эмпиризм (Ф. Бэкон, Гоббс, Гассенди, Кондильяк, Ламетри). Тезис Гоббса «нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально, целиком или частично, в органах ощущений» фактически изоморфно воспроизводит восходящий к стоикам программный тезис античного С: nihil est in intellectu quod non sit us in sensu. Последовательная реализация этой позиции приводит к редукции процедур научного познания к реконструкции данных наблюдения: «все, что недоступно чувствам, непостижимо и для ума» (Гельвеций), что в перспективе выступает основой неопозитивистской стратегии, ориентированной на элиминацию из языка науки «метафизических суждений». С другой стороны, именно в новоевропейском С. задается импульс становлению методологической программы синтеза эмпиризма и рационализма: деятельность разума интерпретируется как образование отвлеченных идей и абстрактных понятий «из наблюдаемого» (Локк). С. 17 в. экстраполирует принцип сенсибельности на сферу бытия, задавая ему онтологические характеристики: «существовать значит быть воспринимаемым» (знаменитое esse — percipi) у Беркли, возрожденное в 20 в. в контексте идей об онтологически конституированной сенсорной природе структурных единиц бытия: «сенсибилии» Рассела, «чувственные данные» в неореализме и т.п. Философия Просвещения делает акцент, обратный берк-лианскому: существовать значит быть воспринимающим (»чувствительность» у Дидро как «общее и существенное свойство материи»). С. формирует магистральный вектор развития гносеологических концепций Просвещения (Гельвеций, Гольбах, Дидро и др.), фундированных получившей широкое распространение в 18 в. «вибрационной теорией» Гартли (характерные для французского материализма аналогии между сенсорной способностью человека и музыкальными клавишами или струнами, испытывающими внешние воздействия). Такой подход актуализирует осмысление условий возможности единства данных чувственного опыта, проблематичного при экстремально сенсуалистической позиции, что остро ставит в историко-философской традиции проблему сенсорного синтеза: от проблемы «ассоциации идей» у Юма до проблемы «трансцендентального единства апперцепции» у Канта. Со становлением трансцендентализма акценты в оппозиции С. и рационализма (дихотомия сенсибельного и интеллигибельного) сдвигаются в пользу последнего, однако С. сохраняет свои позиции в позитивистской традиции (физикализм, стратегия «логического эмпиризма» в логическом позитивизме) и неореализме (концепция «чувственных данных» и когнитивная программа «непосредственного реализма»). Наряду с классической гносеологической артикуляцией С, культурная традиция демонстрирует также нравственно-этическую и социально-педагогическую его размерности. Так, в античности и в культуре Ренессанса С. выступал не только в когнитивной, но и в этической своей артикуляции — как обоснование гедонистической моральной парадигмы (Л. Балла, Бруни-Аретино и др.)- Философия Просвещения артикулирует своего рода социальное измерение С, рассматривая человека как формируемого под влиянием впечатлений (сенсорного опыта), порожденных воздействием внешней среды (начиная с Гельвеция), что приводит к дифференциации в просветительской традиции программ эдукационизма в зависимости от социального контекста из реализации: если в перспективе (в условиях идеального в оценочном смысле общества) возможно воспитание посредством активного включения индивида в социальную жизнь, то в наличных условиях общества, далекого от совершенства, приоритетными оказываются изоляционистские программы воспитания на лоне природы (Руссо).

Источник: Новейший философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Сенсуализм — (франц. sensualisme, от лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение) направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой познания. В противоположность Рационализму... Большая советская энциклопедия
  2. сенсуализм — -а, м. Направление в теории познания, признающее чувственность (ощущение, восприятие) основой и главной формой достоверного познания. [франц. sensualisme от лат. sensus — ощущение] Малый академический словарь
  3. СЕНСУАЛИЗМ — СЕНСУАЛИЗМ (от лат. sensus – чувство, ощущение) – теоретико-познавательная позиция, согласно которой ощущения [ОЩУЩЕНИЕ]являются единственным источником и основанием знания. Новая философская энциклопедия
  4. СЕНСУАЛИЗМ — СЕНСУАЛИЗМ (от лат. sesus — восприятие, чувство) — англ. sensualism; нем. Sensualismus. Направление в теории познания, согласно к-рому чувственность играет роль единственной основы знания, а также источника всех психических способностей человека. Социологический словарь
  5. сенсуализм — Сенсуал/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  6. сенсуализм — орф. сенсуализм, -а Орфографический словарь Лопатина
  7. сенсуализм — СЕНСУАЛИЗМ а, м. sensualisme m. <�лат. sensus. Философское направление, признающее ощущения единственным источником познания. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  8. СЕНСУАЛИЗМ — (от лат. sensus — ощущение, чувство) — учение о том, что психическая жизнь слагается из чувственных впечатлений, являющихся единственным источником познания. В античном мире сторонниками С. были представители ряда философских школ (напр. Большой психологический словарь
  9. сенсуализм — СЕНСУАЛИЗМ -а; м. [от лат. sensus, франц. sensualisme — ощущение] Философское направление, признающее ощущение единственным источником познания. ◁ Сенсуалистический (см.). Толковый словарь Кузнецова
  10. сенсуализм — СЕНСУАЛИЗМ, а, м. Философское направление, признающее ощущения, восприятия единственным источником познания. | прил. сенсуалистический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  11. сенсуализм — СЕНСУАЛ’ИЗМ [сэ], сенсуализма, мн. нет, ·муж. (от ·лат. sensualis — чувственный) (филос.). Идеалистическое философское направление, признающее ощущения, чувственные восприятия единственным источником познания. Толковый словарь Ушакова
  12. Сенсуализм — Франц. sensualisme, от лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение — направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания. В противоположность рационализму сенсуализм стремится вывести все содержан Краткий религиозный словарь
  13. сенсуализм — [сэ], сенсуализма, мн. нет, м. [от латин. sensualis – чувственный] (филос.). Философское направление, признающее ощущения, чувственные восприятия единственным источником познания. Большой словарь иностранных слов
  14. СЕНСУАЛИЗМ — СЕНСУАЛИЗМ (от лат. sensus — восприятие, чувство) — направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятия — основа и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Большой энциклопедический словарь
  15. сенсуализм — сенсуализм м. Философское направление, признающее ощущения единственным источником познания. Толковый словарь Ефремовой
  16. Сенсуализм — Термин новый: во всеобщее употребление его ввел Кузен, который в своей "Historié générale de la philosophie" противополагает С. идеализму и, следовательно, обозначает этим термином направление, которое теперь принято называть материализмом. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона